«Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток - «Экономика» 19:00 Среда 0 366
14-02-2018, 19:00

«Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток - «Экономика»



Материал комментируют:
«Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток - «Экономика»

Игорь Юшков

Стоимость газопровода «Турецкий поток» выросла сразу на миллиард долларов. При этом строительство газопровода, скорее всего, будет финансироваться за счет бюджета самого «Газпрома», поскольку зарубежные банки интереса к проекту не проявили. «Предварительно мы говорили, что стоимость проекта составит порядка $ 6 млрд., сейчас оцениваем где-то порядка $ 7 млрд. Мы не исключаем возможности проектного финансирования. Но, исходя из существующей реальности, скорее всего „Турецкий поток“ будет финансироваться из бюджета „Газпрома“ и в дальнейшем будет рефинансирован в виде выпуска проектных облигаций», — заявил на встрече с инвесторами в Лондоне зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов.

Морской газопровод «Турецкий поток», напомним, состоит из двух ниток. Каждая может обеспечивать транспортировку природного газа в объеме до 15,75 млрд куб. м (всего — 31,5 млрд куб. м). Протяженность морского участка составляет примерно 930 км. Газопровод пролегает по дну Черного моря от российского города Анапа до турецкого населенного пункта Кыйыкей. Газ, поставляемый по первой нитке, предназначается для турецкого рынка. Вторая пройдет в направлении границы Турции с ЕС.

Ожидается, что транспортировка газа по «Турецкому потоку» начнется в декабре 2019 года.


Как считает специалист по нефтегазовому рынку, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин увеличение стоимости «Турецкого потока» связано с тем, что на проекте пытаются нажиться подрядчики.

«Выросли аппетиты подрядчиков, поскольку мы видим, что главная задача газопровода не экономическая. „Газпром“ уже обозначил, что затраты на строительство будут возмещаться через много-много лет, и убытки будут переноситься на будущее. Единственный смысл проекта — обогащение подрядчиков, пользующихся особыми отношениями с властью», — заявил Крутихин.

— Сухопутная часть «Турецкого потока» была закончена ещё до рождения этого проекта, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Поскольку она являлась частью «Южного потока» до его блокировки. Трубы закупались тоже в основном ранее (они так и хранились в Болгарии до последнего времени).

Есть версия, что «Газпром» всё-таки до сих пор надеется, что вторая нитка газопровода пойдёт не в Турцию, а в Болгарию, по сути, по маршруту «Южного потока». Поэтому вторую нитку строят медленно до территориальных вод Болгарии (откуда её можно резко развернуть в сторону Турции в случае необходимости), ждут реакции европейцев. По этой версии удорожание строительства происходит потому, что увеличивается время аренды судов-трубоукладчиков. Хотя, конечно, это не может увеличить стоимость газопровода сразу на миллиард долларов.

«СП»: — В чём же причина такого резкого удорожания проекта?

— Возможно, что просто изначально стоимость его не была тщательно просчитана. Я напомню, что решение о строительстве «Турецкого потока» была принято спустя буквально считанные дни после того, как Владимир Путин объявил о закрытии проекта «Южный поток» и о подписании договора с Анкарой о строительстве «Турецкого потока». За такой короткий срок подготовить всю документацию, провести точные расчёты крайне сложно или даже невозможно. И сейчас, когда реализация проекта идёт, в «Газпроме» по факту заново оценивают его стоимость.

«СП»: — А может быть, как утверждает Михаил Крутихин, подрядчики накручивают цены, чтобы увеличить прибыли?

— На данном этапе роль подрядчика выполняет только швейцарская фирма-трубоукладчик Allseas Group SA. С ней изначально подписывался договор об оказании услуг, и задирать цены на стадии строительства — это нонсенс. Этот эксперт везде видит желание «Газпрома» действовать в интересах Роттенбергов, однако не подтверждает свои выкладки конкретикой. В данном случае иностранная швейцарская компания никак не связана с российскими предпринимателями.


«СП»: — А как идут переговоры по второй ниткой «Турецкого потока», который, по идее, через территорию Турции должен идти в Европу?

— Пока никакого движения. «Газпром» объявил, что собирается подвести газопровод к границе ЕС и поставлять порядка 15 миллиардов кубометров газа в Европу. Глава МИД России Сергей Лавров заявлял как раз, что мы даже можем продолжить за свой счёт трубопровод на территорию ЕС. Но для этого мы должны иметь гарантии, что Брюссель не будет противодействовать этому строительству. И теперь уже очередь ЕС как-то отреагировать — собирается ли он закупать российский газ, и в каких объёмах. Пока никакой реакции нет. Возможно, «Газпром» и активизировал бы попытки договориться, но сейчас все усилия брошены на «Северный поток-2», который и для компании, и для России в целом важнее.

«СП»: — А если европейцы всё же откажутся пускать к себе газ из «Турецкого потока» и действовать будет только одна нитка, газопровод окажется нерентабельным?

— Такая опасность есть. Но для «Газпрома» стратегическая цель — убрать транзит по Трансбалканскому трубопроводу, который сейчас идёт через Украину. Или создать ему альтернативу. Логика всех обходных газопроводов России в том, чтобы Украина перестала быть безальтернативным транзитером и не могла диктовать нам условия. Ради достижения этой цели «Газпром» готов идти на большие расходы, которые окупятся, но не скоро. Но надо понимать, что лет через десять, если Украина по-прежнему не будет вкладывать деньги в реконструкцию своей газотранспортной системы, мы просто не сможем прокачивать газ уже и через её территорию, поскольку эта система придёт в негодность. Поэтому, если мы намерены и дальше продавать газ Европе, альтернативу надо создавать.


Материал комментируют: Игорь Юшков Стоимость газопровода «Турецкий поток» выросла сразу на миллиард долларов. При этом строительство газопровода, скорее всего, будет финансироваться за счет бюджета самого «Газпрома», поскольку зарубежные банки интереса к проекту не проявили. «Предварительно мы говорили, что стоимость проекта составит порядка $ 6 млрд., сейчас оцениваем где-то порядка $ 7 млрд. Мы не исключаем возможности проектного финансирования. Но, исходя из существующей реальности, скорее всего „Турецкий поток“ будет финансироваться из бюджета „Газпрома“ и в дальнейшем будет рефинансирован в виде выпуска проектных облигаций», — заявил на встрече с инвесторами в Лондоне зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов. Морской газопровод «Турецкий поток», напомним, состоит из двух ниток. Каждая может обеспечивать транспортировку природного газа в объеме до 15,75 млрд куб. м (всего — 31,5 млрд куб. м). Протяженность морского участка составляет примерно 930 км. Газопровод пролегает по дну Черного моря от российского города Анапа до турецкого населенного пункта Кыйыкей. Газ, поставляемый по первой нитке, предназначается для турецкого рынка. Вторая пройдет в направлении границы Турции с ЕС. Ожидается, что транспортировка газа по «Турецкому потоку» начнется в декабре 2019 года. Как считает специалист по нефтегазовому рынку, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин увеличение стоимости «Турецкого потока» связано с тем, что на проекте пытаются нажиться подрядчики. «Выросли аппетиты подрядчиков, поскольку мы видим, что главная задача газопровода не экономическая. „Газпром“ уже обозначил, что затраты на строительство будут возмещаться через много-много лет, и убытки будут переноситься на будущее. Единственный смысл проекта — обогащение подрядчиков, пользующихся особыми отношениями с властью», — заявил Крутихин. — Сухопутная часть «Турецкого потока» была закончена ещё до рождения этого проекта, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Поскольку она являлась частью «Южного потока» до его блокировки. Трубы закупались тоже в основном ранее (они так и хранились в Болгарии до последнего времени). Есть версия, что «Газпром» всё-таки до сих пор надеется, что вторая нитка газопровода пойдёт не в Турцию, а в Болгарию, по сути, по маршруту «Южного потока». Поэтому вторую нитку строят медленно до территориальных вод Болгарии (откуда её можно резко развернуть в сторону Турции в случае необходимости), ждут реакции европейцев. По этой версии удорожание строительства происходит потому, что увеличивается время аренды судов-трубоукладчиков. Хотя, конечно, это не может увеличить стоимость газопровода сразу на миллиард долларов. «СП»: — В чём же причина такого резкого удорожания проекта? — Возможно, что просто изначально стоимость его не была тщательно просчитана. Я напомню, что решение о строительстве «Турецкого потока» была принято спустя буквально считанные дни после того, как Владимир Путин объявил о закрытии проекта «Южный поток» и о подписании договора с Анкарой о строительстве «Турецкого потока». За такой короткий срок подготовить всю документацию, провести точные расчёты крайне сложно или даже невозможно. И сейчас, когда реализация проекта идёт, в «Газпроме» по факту заново оценивают его стоимость. «СП»: — А может быть, как утверждает Михаил Крутихин, подрядчики накручивают цены, чтобы увеличить прибыли? — На данном этапе роль подрядчика выполняет только швейцарская фирма-трубоукладчик Allseas Group SA. С ней изначально подписывался договор об оказании услуг, и задирать цены на стадии строительства — это нонсенс. Этот эксперт везде видит желание «Газпрома» действовать в интересах Роттенбергов, однако не подтверждает свои выкладки конкретикой. В данном случае иностранная швейцарская компания никак не связана с российскими предпринимателями. «СП»: — А как идут переговоры по второй ниткой «Турецкого потока», который, по идее, через территорию Турции должен идти в Европу? — Пока никакого движения. «Газпром» объявил, что собирается подвести газопровод к границе ЕС и поставлять порядка 15 миллиардов кубометров газа в Европу. Глава МИД России Сергей Лавров заявлял как раз, что мы даже можем продолжить за свой счёт трубопровод на территорию ЕС. Но для этого мы должны иметь гарантии, что Брюссель не будет противодействовать этому строительству. И теперь уже очередь ЕС как-то отреагировать — собирается ли он закупать российский газ, и в каких объёмах. Пока никакой реакции нет. Возможно, «Газпром» и активизировал бы попытки договориться, но сейчас все усилия брошены на «Северный поток-2», который и для компании, и для России в целом важнее. «СП»: — А если европейцы всё же откажутся пускать к себе газ из «Турецкого потока» и действовать будет только одна нитка, газопровод окажется нерентабельным? — Такая опасность есть. Но для «Газпрома» стратегическая цель — убрать транзит по Трансбалканскому трубопроводу, который сейчас идёт через Украину. Или создать ему альтернативу. Логика всех обходных газопроводов России в том, чтобы Украина перестала быть безальтернативным транзитером и не могла диктовать нам условия. Ради достижения этой цели «Газпром» готов идти на большие расходы, которые окупятся, но не скоро. Но надо понимать, что лет через десять, если Украина по-прежнему не будет вкладывать деньги в реконструкцию своей газотранспортной системы, мы просто не сможем прокачивать газ уже и через её территорию, поскольку эта система придёт в негодность. Поэтому, если мы намерены и дальше продавать газ Европе, альтернативу надо создавать.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl