Материал комментируют:
Валентин Катасонов
Кабмин решил занять у россиян еще 100 млрд. рублей. Фактически именно об этом заявил 15 февраля премьер Дмитрий Медведев в ходе Российского инвестиционного форума (РИФ) в Сочи.
По его словам, Минфину поручено проработать вопрос об увеличении объема размещения облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-н) в 2018 году — как раз до 100 млрд. «Считаю правильным распространить эту практику и на региональный уровень, чтобы субъекты были заинтересованы в выпуске своих ценных бумаг для физических лиц», — отметил Медведев.
Премьер назвал ОФЗ для физлиц «хорошим примером инструментов долгосрочного инвестирования». «Первая же эмиссия была раскуплена очень быстро. В итоге люди приобрели ОФЗ на сумму 30 млрд. рублей. Мы видим, что люди доверяют этим ценным бумагам из-за их надежности и доходности, и, соответственно, собственными средствами участвуют в развитии страны», — сказал глава правительства.
На деле, Медведев немного не договаривает. В реальности в 2017 году к размещению были предложены два выпуска ОФЗ-н в целом на 45 млрд. рублей. Первый выпуск из двух траншей по 15 млрд. каждый — как раз его имеет в виду Дмитрий Анатольевич — действительно был размещен полностью.
Зато размещение второго выпуска, также на 15 млрд. рублей, который инвесторам предложили еще в сентябре, с треском провалилось. До сих пор непроданными остаются более 40% выпущенных облигаций, и в Минфине уже голову сломали, как стимулировать граждан к покупке «народных» ценных бумаг.
В финансовом ведомстве предлагают разрешить оборот ОФЗ-н на вторичном рынке (сейчас его нет), повысить «потолок» покупки для одного инвестора (сейчас ограничен 15 млн. рублей), «уменьшить входной билет» (в настоящее время — 30 тыс. рублей) и снизить минимальный уровень стоимости облигации (1 тыс. рублей).
Не исключено, что часть этих предложений будет принята, просто потому, что продать облигации все-таки необходимо. Но многие эксперты считают: кардинально эти меры проблемы не решат, поскольку доходность ОФЗ-н неуклонно снижается.
В начале размещения первого транша она превышала 9% годовых (без учета комиссионных), тогда как максимальная процентная ставка по вкладам в российских рублях десяти крупнейших банков составляла 7,9%. Именно это обстоятельно объясняет успех первого транша.
Однако сейчас разница сократилась. Доходность второго выпуска ОФЗ-н составляет 7,65% годовых (без комиссий) при максимальной ставке вкладов крупнейших банков в 7,08%. По мнению аналитиков, потенциально можно заработать больше либо на корпоративных облигациях (за счет роста курсовой стоимости), либо поместив деньги в хороший ПИФ.
Почему кабмин в третий раз пытается занять у населения? Каковы шансы, что новые «народные» облигации будут распроданы?
— Массовый выпуск гособлигаций для физлиц с относительно высокой доходностью граничит с финансовой аферой, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Было бы лучше, если бы готовящаяся эмиссия ОФЗ-н вообще провалилось. И намного хуже, если правительству все-таки удастся «втюхать» эти бумаги на 100 млрд. рублей гражданам России.
Даже нынешняя ставка по ОФЗ-н — те самые 7,65% годовых без учета комиссий — представляется мне сильно завышенной. Более того: доходность всего в 5%, с точки зрения государства, все равно завышена — просто потому, что российская экономика не в состоянии генерировать такие доходы.
Фактически получается, массово выпуская «народные» облигации, Минфин будет втягивать в российских граждан в строительство новой финансовой пирамиды. Потому что покрывать обязательства по выплатам, я считаю, наверняка придется за счет новых займов.
Причем, такая пирамида долго не продержится, учитывая, что возможности по привлечению новых инвесторов ограничены. В итоге довольно быстро произойдет обвал.
«СП»: — Минфин пытается привлечь деньги населения из-за безысходности — невозможности получить займы на внешних рынках?
— У Минфина, я считаю, есть все возможности сверстать бюджет РФ вообще без дефицита. И лучше бы чиновники финансового ведомства думали над развитием экономики, а не над способами размещения долговых бумаг на внутреннем рынке.
И первым делом, я считаю, правительству нужно заняться реализацией планов по деофшоризации экономики, которые были озвучены еще в ходе прошлой предвыборной кампании Владимира Путина.
И здесь надо понимать: речь идет об астрономических суммах.
В сентябре 2017 года Национальное бюро экономических исследований США (NBER) посчитало объем денежных средств, которые граждане России хранят на офшорных счетах. По данным аналитиков, сумма таких вложений за 27 лет наблюдений продолжала неуклонно расти, а в 2016 году достигла размеров, эквивалентных 75% национального дохода России.
Как отмечали аналитики NBER, аналогичный объем активов был зарегистрирован внутри РФ в 2015 году. Тогда валовой национальный доход, по оценкам Росстата, превышал 81 трлн. рублей.
Пока же план Кремля вернуть миллиарды из офшоров не принес эффекта. Многие российские миллиардеры сохраняют свой бизнес в РФ, но при этом не являются налоговыми резидентами, проводя в стране менее 183 дней. Это позволяет им не декларировать свои офшорные активы, как того требует закон, принятый в 2014 году.
Зачем же, спрашивается, в такой ситуации затягивать на шее России долговую петлю, вместо того, чтобы вернуть в страну разворованные деньги?!
Я уже не говорю, что кабмин мог бы ввести прогрессивную шкалу налогообложения, и тогда государству тоже не прошлось бы занимать деньги у населения.
«СП»: — Второй выпуск ОФЗ-н провалился. Почему это произошло, и что будет с третьим?
— С точки зрения инвесторов, привыкших к халявным 9% годовых, бумаги второго выпуска показались менее интересными. Но есть и другой фактор: доверие населения к государственным облигациям, я считаю, довольно низкое.
В феврале стало известно, что Агентство по страхованию вкладов (АСВ) начало массово оспаривать снятие денег вкладчиками обанкротившихся банков и взыскивать с них средства. Добросовестность граждан роли не играет — для суда бывает достаточно факта наличия в банке картотеки неисполненных платежей на момент снятия вклада. По словам экспертов, она бывает в большинстве банков перед отзывом лицензии. Средства, взысканные через суд с граждан, АСВ затем частично возвращает им же в виде страховки по вкладам (до 1,4 млн. рублей). Но ключевой момент — именно частично.
Какое после этого может быть доверие граждан к финансовой системе? Я считаю — нулевое.
В такой ситуации трудно ожидать, что народ побежит скупать ОФЗ-н. И, честно сказать, я этому только рад.