«Северный поток-2»: Киеву кинут транзитную кость - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Северный поток-2»: Киеву кинут транзитную кость - «Экономика» 17:00 Четверг 0 467
5-04-2018, 17:00

«Северный поток-2»: Киеву кинут транзитную кость - «Экономика»



Материал комментируют:
«Северный поток-2»: Киеву кинут транзитную кость - «Экономика»

Алексей Анпилогов

Глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит российского газа через Украину упадёт в разы.

«Мы не говорим о том, что мы полностью перекроем транзит через территорию Украины. Потому что есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы, и, без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что это объемы, которые будут, без сомнения, менее значительны. Видимо, речь может идти о 10?15 миллиардах кубометров газа в год», — сказал Миллер.

Председатель правления Газпрома также прокомментировал условия будущего сотрудничества с Украиной. «Предстоит провести переговоры. Во всяком случае, это не те условия, которые мы получили в рамках рассмотрения иска в Стокгольмском арбитраже», — отметил Миллер.

Для сравнения — в 2017 году Украина транспортировала в Европу рекордные 93 миллиарда кубометров российского газа. Если верить словам Миллера, уже в 2020 году объёмы транзита через Украину упадут в 6?9 раз.

Вторую ветку «Турецкого потока» должны ввести в строй в 2019 году, она предназначена для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Правда, эксперты «Свободной прессы» не раз говорили о том, что в случае с «Турецким потоком» дело может остановиться на первой нитке. Для покрытия интересов Анкары достаточно одной нитки. А ответа Евросоюза, согласен ли он покупать российский газ на границе Турции, до сих пор нет.


Ввод в строй «Северного потока-2» намечен на конец 2019 года. Трубопровод пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии.

Но и тут ситуация неоднозначная. США грозят санкциями всем компаниям, которые будут принимать участие его строительстве. Чиновники Евросоюза под разными предлогами стараются затруднить реализацию этого проекта, либо вообще отменить его. Правда, на днях главный выгодополучатель «Северного потока-2» — Германия — выдала все необходимые разрешения для строительства этого газопровода в её территориальных водах в Балтийском море.

Ранее в «Нафтогазе Украины» оценивали потери страны от ввода «Северного потока-2» в 2?3% национального ВВП или примерно в 3 миллиарда долларов.

Алексей Миллер говорит о вводе в эксплуатацию «Северного потока-2», как о вопросе решённом. Насколько обоснован такой оптимизм?

— Понятно, что Миллер, будучи главой «Газпрома», не должен давать негативных прогнозов на публику, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — При этом надо понимать, что риск для наших газовых проектов сохраняется. Риски и до этого были высоки в связи с тем, что страны-транзитёры, в первую очередь Польша и Украина, старались всячески увеличить свои прибыли от прокачки российского газа. Они почему-то уверены, что Россия должна оплачивать политическую стабильность в их государствах.

Эта позиция была главной во всей украинской политике на восточном направлении с момента крушения СССР. Можно вспомнить и сделку, когда Украина передала России не очень нужные нам стратегические бомбардировщики в обмен на долги по газу, сделку по Черноморскому флоту, когда Россия платила серьёзные деньги за аренду и т. д.

Сейчас ситуация торга вокруг российских газопроводов продолжается. Только с Украиной теперь отношения хуже некуда и она — кандидат на вылет из этой игры. Зато в неё включилась Турция.

«СП»: — Если слушать новости — с Турцией всё хорошо и отношения только улучшаются…

— Что касается газового вопроса, не надо испытывать иллюзий в отношении Турции. Да, Анкара не прочь стать газовым хабом, но отнюдь не считает, что газ ей должна поставлять исключительно Россия. В задачу Эрдогана сейчас входит максимальная диверсификация источников газа. Поскольку в этом случае Анкара сможет навязывать поставщикам «голубого топлива» свои условия. Если Россия будет неуступчива в вопросе цены, всегда можно договориться с Азербайджаном, Туркменией и далее по списку.

Пока у турок не получается этот сюжет, поскольку недальновидно ведут себя потенциальные конкуренты. Азербайджан и Туркменистан всё никак не могут договориться о статусе Каспийского моря. Подворовывают друг у друга углеводороды, и, в конечном итоге, наполнить альтернативные российскому трубопроводы они не могут.

В итоге Турция вынуждена была пойти на компромисс с нами. Поскольку газ туркам объективно нужен. У турок огромная зависимость от поставок углеводородов. У них из собственных месторождений только уголь. И то его хватает для удовлетворения 10% -15% потребностей. Остальной уголь и весь газ и нефть они покупают извне. И поэтому «Турецкий поток» для Анкары очень важен. Особенно та нитка газопровода, которая предназначена собственно туркам.


Примерна та же ситуация и с «Северным потоком-2». Германия, конечно, не прочь стать новым газовым хабом Европы, при этом максимально отодвинув остальных от этого процесса. Она не хочет зависеть от посредников в лице Прибалтики, Польши, Дании, Швеции и т. д. Берлин хочет иметь монопольный газопровод, поставляющий газ на территорию ФРГ. И тут интересы России и Германии совпадают. И поэтому телега под названием «Северный поток-2» худо-бедно двигается вперёд.

Мало того, первый «Северный поток» вопреки всем правилам Третьего энергопакета, сейчас работает так, как это выгодно Германии, а заодно и России.

При этом Берлин занял хитрую позицию — он снял с себя всяческую ответственность перед союзниками по ЕС. По их версии, они вынуждены уступать давлению России, нарушая нормы Третьего энергопакета.

Я думаю, примерна такая же ситуация будет и с «Северным потоком-2». Германия будет делать жёсткие заявления в адрес российского газового монополиста, чтобы продемонстрировать свою солидарность с младшими партнёрами по ЕС. Дескать, это Россия хочет насолить Украине, отказавшись от её транзитных услуг. А мы вынуждены покупать газ из тех труб, по которым его пускает Москва. Но, конечно, интерес Германии в прямых поставках газа из России очевиден. Поэтому я думаю, что в итоге и «Турецкий поток» и «Северный поток-2» действительно будут построены. Мы услышим ещё много политических заявлений о том, что эти газопроводы опасны для Европы, но экономика, в конечном счёте, перевесит политику.

«СП»: — А для чего оставлять часть транзита через Украину?

— В крайнем случае, без этого транзита совсем можно обойтись. Но надо понимать, что в европейском климате возникают периоды, когда резко возрастает потребление газа. Что мы и наблюдали недавно во время аномальных весенних морозов. И вот как раз для таких ситуаций, когда запасы газа в Европе быстро истощаются было бы хорошо сохранить украинскую трубу, через которую можно поставлять дополнительные объёмы в короткие сроки. Поэтому Киеву какую-то «транзитную кость» кинут. И, скорей всего, какие-то западные компании приватизируют часть украинской ГТС.

Россия однозначно не заинтересована в таком политически нестабильном активе, который может быть в любой момент арестован, национализирован и т. д. Я думаю, что «Газпром» к 2019 году попытается так устроить, чтобы европейцы покупали российский газ не на границе Украины и Евросоюза, как было до сих пор, а на границе России и Украины. Это сразу снимает с Москвы головную боль за «незалежный» транзит. Пусть Брюссель и Киев сами разбираются, кто кому должен.

«СП»: — «Нафтогаз» оценил потери украинской экономики от прекращения или резкого сокращения транзита российского газа в 2?3% ВВП страны и примерно в 3 миллиарда долларов. Насколько это серьёзный удар по «незалежной»?

— Надо понимать, что сейчас почти 10% национального бюджета Украины формируется за счёт транзита российского газа. Потерянные миллиарды долларов Киеву придётся занимать где-то или же ещё понижать уровень жизни на Украине, хотя скоро понижать его будет некуда.

Поэтому Украина будет пытаться изо всех сил не допустить резкого сокращения транзита по её территории. Более того, возможно, где-то ей удастся что-то урвать, как это произошло недавно в связи с решением Стокгольмского арбитражного суда, присудившего «Газпрому штраф в 2,6 миллиарда долларов. Но всё это будут тактические успехи. А стратегически в результате недальновидного поведения киевского режима Украина потеряет важнейший для неё рычаг влияния на российский газовый транзит в Европу.


«СП»: — Может ли Киев от отчаяния попытаться устроить блицкриг против республик Донбасса с целью добиться военного вмешательства России? Это в свою очередь даст новый аргумент противникам «Северного потока-2». Дескать, нельзя иметь дело с агрессором…

— Надо понимать, что Россия отыграла значительную часть тех геополитических потерь, которые она понесла на украинском направлении. Все уже приняли как факт, что у ЛНР и ДНР есть свои вооружённые силы или «пророссийские сепаратисты», как называют их на Западе. И регулярные боестолкновения отрядов народной милиции Донбасса с украинскими силовиками не вызывают в западных СМИ взрывов деланного возмущения. А вот если украинская армия попытается штурмом взять Донецк и Луганск, это тут же актуализирует сценарий Южной Осетии. Поскольку неизбежно, что в густонаселённом Донбассе при масштабных боевых действиях появятся жертвы среди мирного населения. И тут уже вопрос исключительно смелости российского руководства — признать ли независимость донбасских республик.

Мы знаем, что оно его проявляло в 2008 году в связи с Южной Осетией, и в 2014 году — в связи с Крымом. А я считаю, что риски в случае сдачи Донбасса для российской правящей элиты будут не меньше, чем в случае потери Крыма. Поэтому, скорей всего, в Донбасс будут введены российские войска.

При этом европейцы, которые по своей природе прагматики, в очередной раз обвинят Россию в агрессии, остаться без дешёвого российского газа не захотят. Наоборот, «Северный поток-2» в случае очередного военного обострения на Украине будет им представляться ещё большим гарантом бесперебойных поставок «Газпрома».

Нефть и газ: «Газпром» обжаловал решение арбитража по спору с «Нафтогазом»

Строительство «Северного потока-2»: В Киеве остались недовольны Германией из-за решения по «Северному потоку-2»


Материал комментируют: Алексей Анпилогов Глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что после запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока» транзит российского газа через Украину упадёт в разы. «Мы не говорим о том, что мы полностью перекроем транзит через территорию Украины. Потому что есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы, и, без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что это объемы, которые будут, без сомнения, менее значительны. Видимо, речь может идти о 10?15 миллиардах кубометров газа в год», — сказал Миллер. Председатель правления Газпрома также прокомментировал условия будущего сотрудничества с Украиной. «Предстоит провести переговоры. Во всяком случае, это не те условия, которые мы получили в рамках рассмотрения иска в Стокгольмском арбитраже», — отметил Миллер. Для сравнения — в 2017 году Украина транспортировала в Европу рекордные 93 миллиарда кубометров российского газа. Если верить словам Миллера, уже в 2020 году объёмы транзита через Украину упадут в 6?9 раз. Вторую ветку «Турецкого потока» должны ввести в строй в 2019 году, она предназначена для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Правда, эксперты «Свободной прессы» не раз говорили о том, что в случае с «Турецким потоком» дело может остановиться на первой нитке. Для покрытия интересов Анкары достаточно одной нитки. А ответа Евросоюза, согласен ли он покупать российский газ на границе Турции, до сих пор нет. Ввод в строй «Северного потока-2» намечен на конец 2019 года. Трубопровод пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Но и тут ситуация неоднозначная. США грозят санкциями всем компаниям, которые будут принимать участие его строительстве. Чиновники Евросоюза под разными предлогами стараются затруднить реализацию этого проекта, либо вообще отменить его. Правда, на днях главный выгодополучатель «Северного потока-2» — Германия — выдала все необходимые разрешения для строительства этого газопровода в её территориальных водах в Балтийском море. Ранее в «Нафтогазе Украины» оценивали потери страны от ввода «Северного потока-2» в 2?3% национального ВВП или примерно в 3 миллиарда долларов. Алексей Миллер говорит о вводе в эксплуатацию «Северного потока-2», как о вопросе решённом. Насколько обоснован такой оптимизм? — Понятно, что Миллер, будучи главой «Газпрома», не должен давать негативных прогнозов на публику, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — При этом надо понимать, что риск для наших газовых проектов сохраняется. Риски и до этого были высоки в связи с тем, что страны-транзитёры, в первую очередь Польша и Украина, старались всячески увеличить свои прибыли от прокачки российского газа. Они почему-то уверены, что Россия должна оплачивать политическую стабильность в их государствах. Эта позиция была главной во всей украинской политике на восточном направлении с момента крушения СССР. Можно вспомнить и сделку, когда Украина передала России не очень нужные нам стратегические бомбардировщики в обмен на долги по газу, сделку по Черноморскому флоту, когда Россия платила серьёзные деньги за аренду и т. д. Сейчас ситуация торга вокруг российских газопроводов продолжается. Только с Украиной теперь отношения хуже некуда и она — кандидат на вылет из этой игры. Зато в неё включилась Турция. «СП»: — Если слушать новости — с Турцией всё хорошо и отношения только улучшаются… — Что касается газового вопроса, не надо испытывать иллюзий в отношении Турции. Да, Анкара не прочь стать газовым хабом, но отнюдь не считает, что газ ей должна поставлять исключительно Россия. В задачу Эрдогана сейчас входит максимальная диверсификация источников газа. Поскольку в этом случае Анкара сможет навязывать поставщикам «голубого топлива» свои условия. Если Россия будет неуступчива в вопросе цены, всегда можно договориться с Азербайджаном, Туркменией и далее по списку. Пока у турок не получается этот сюжет, поскольку недальновидно ведут себя потенциальные конкуренты. Азербайджан и Туркменистан всё никак не могут договориться о статусе Каспийского моря. Подворовывают друг у друга углеводороды, и, в конечном итоге, наполнить альтернативные российскому трубопроводы они не могут. В итоге Турция вынуждена была пойти на компромисс с нами. Поскольку газ туркам объективно нужен. У турок огромная зависимость от поставок углеводородов. У них из собственных месторождений только уголь. И то его хватает для удовлетворения 10% -15% потребностей. Остальной уголь и весь газ и нефть они покупают извне. И поэтому «Турецкий поток» для Анкары очень важен. Особенно та нитка газопровода, которая предназначена собственно туркам. Примерна та же ситуация и с «Северным потоком-2». Германия, конечно, не прочь стать новым газовым хабом Европы, при этом максимально отодвинув остальных от этого процесса. Она не хочет зависеть от посредников в лице Прибалтики, Польши, Дании, Швеции и т. д. Берлин хочет иметь монопольный газопровод, поставляющий газ на территорию ФРГ. И тут интересы России и Германии совпадают. И поэтому телега под названием «Северный поток-2» худо-бедно двигается вперёд. Мало того, первый «Северный поток» вопреки всем правилам Третьего энергопакета, сейчас работает так, как это выгодно Германии, а заодно и России. При этом Берлин занял хитрую позицию — он снял с себя всяческую ответственность перед союзниками по ЕС. По их версии, они вынуждены уступать давлению России, нарушая нормы Третьего энергопакета. Я думаю, примерна такая же ситуация будет и с «Северным потоком-2». Германия будет делать жёсткие заявления в адрес российского газового монополиста, чтобы продемонстрировать свою солидарность с младшими партнёрами по ЕС. Дескать, это Россия хочет насолить Украине, отказавшись от её транзитных услуг. А мы вынуждены покупать газ из тех труб, по которым его пускает Москва. Но, конечно, интерес Германии в прямых поставках газа из России очевиден. Поэтому я думаю, что в итоге и «Турецкий поток» и «Северный поток-2» действительно будут построены. Мы услышим ещё много политических заявлений о том, что эти газопроводы опасны для Европы, но экономика, в конечном счёте, перевесит политику. «СП»: — А для чего оставлять часть транзита через Украину? — В крайнем случае, без этого транзита совсем можно обойтись. Но надо понимать, что в европейском климате возникают периоды, когда резко возрастает потребление газа. Что мы и наблюдали недавно во время аномальных весенних морозов. И вот как раз для таких ситуаций, когда запасы газа в Европе быстро истощаются было бы хорошо сохранить украинскую трубу, через которую можно поставлять дополнительные объёмы в короткие сроки. Поэтому Киеву какую-то «транзитную кость» кинут. И, скорей всего, какие-то западные компании приватизируют часть украинской ГТС. Россия однозначно не заинтересована в таком политически нестабильном активе, который может быть в любой момент арестован, национализирован и т. д. Я думаю, что «Газпром» к 2019 году попытается так устроить, чтобы европейцы покупали российский газ не на границе Украины и Евросоюза, как было до сих пор, а на границе России и Украины. Это сразу снимает с Москвы головную боль за «незалежный» транзит. Пусть Брюссель и Киев сами разбираются, кто кому должен. «СП»: — «Нафтогаз» оценил потери украинской экономики от прекращения или резкого сокращения транзита российского газа в 2?3% ВВП страны и примерно в 3 миллиарда долларов. Насколько это серьёзный удар по «незалежной»? — Надо понимать, что сейчас почти 10% национального бюджета Украины формируется за счёт транзита российского газа. Потерянные миллиарды долларов Киеву придётся занимать где-то или же ещё понижать уровень жизни на Украине, хотя скоро понижать его будет некуда. Поэтому Украина будет пытаться изо всех сил не допустить резкого сокращения транзита по её территории. Более того, возможно, где-то ей удастся что-то урвать, как это произошло недавно в связи с решением Стокгольмского арбитражного суда, присудившего «Газпрому штраф в 2,6 миллиарда долларов. Но всё это будут тактические успехи. А стратегически в результате недальновидного поведения киевского режима Украина потеряет важнейший для неё рычаг влияния на российский газовый транзит в Европу. «СП»: — Может ли Киев от отчаяния попытаться устроить блицкриг против республик Донбасса с целью добиться военного вмешательства России? Это в свою очередь даст новый аргумент противникам «Северного потока-2». Дескать, нельзя иметь дело с агрессором… — Надо понимать, что Россия отыграла значительную часть тех геополитических потерь, которые она понесла на украинском направлении. Все уже приняли как факт, что у ЛНР и ДНР есть свои вооружённые силы или «пророссийские сепаратисты», как называют их на Западе. И регулярные боестолкновения отрядов народной милиции Донбасса с украинскими силовиками не вызывают в западных СМИ взрывов деланного возмущения. А вот если украинская армия попытается штурмом взять Донецк и Луганск, это тут же актуализирует сценарий Южной Осетии. Поскольку неизбежно, что в густонаселённом Донбассе при масштабных боевых действиях появятся жертвы среди мирного населения. И тут уже вопрос исключительно смелости российского руководства — признать ли независимость донбасских республик. Мы знаем, что оно его проявляло в 2008 году в связи с Южной Осетией, и в 2014 году — в связи с Крымом. А я считаю, что риски в случае сдачи Донбасса для российской правящей элиты будут не меньше, чем в случае потери Крыма. Поэтому, скорей всего, в Донбасс будут введены российские войска. При этом европейцы, которые по своей природе прагматики, в очередной раз обвинят Россию в агрессии, остаться без дешёвого российского газа не захотят. Наоборот, «Северный поток-2» в случае очередного военного обострения на Украине будет им представляться ещё большим гарантом бесперебойных поставок «Газпрома». Нефть и газ: «Газпром» обжаловал решение арбитража по спору с «Нафтогазом» Строительство «Северного
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl