Технология обмана: Как россиян массово дурят на заправках - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Технология обмана: Как россиян массово дурят на заправках - «Экономика» 06:00 Суббота 0 463
7-07-2018, 06:00

Технология обмана: Как россиян массово дурят на заправках - «Экономика»



Недавний всплеск розничных цен на бензин привлек внимание общества к этому сегменту рынка. Оказалось, что здесь есть и другие проблемы. В частности, массовый недолив топлива на АЗС. Это выявило исследование, проведенное Федерацией автовладельцев России (ФАР).

По данным ФАР, недолив выявлен на 76% исследовавшихся АЗС. При этом масштаб недолива напрямую зависит от размера компании-продавца, которой принадлежит заправка. Так, среди вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) недолив был зафиксирован в 20% случаев, в федеральных или региональных сетях — в 81%, а в мелкосетевых и частных АЗС — в 100% случаев.

От размера сети зависит и объем недолива. ВИНКи — самые честные. Там недоливают в среднем по 1,63% закупленного объема бензина при погрешности в 1%. А вот «федералы» и «регионалы» грешат уже больше — средний недолив там 4,97%. «Частники» и вовсе пускаются во все тяжкие, не доливая по 5,66% топлива.

В ФАР отмечают, что недолив бензина является элементом недобросовестной конкуренции. Особенно это заметно в пиковых случаях. Например, на одной из заправок в Краснодарском крае общественникам недолили 19,03% бензина АИ-95. Таким образом, продавая топливо по цене 44,70 рубля за литр, мошенники реально продали его по 55,21 рубля за литр, отмечают в организации.


Мониторинг ФАР проводился на 34 АЗС в 13 субъектах РФ. В качестве «подопытного топлива» был выбран бензин АИ-92 и АИ-95. При этом использовался метод «тайного покупателя». В чем он заключается в сообщении федерации не указано. При этом там отметили, что не могут давать рекомендации широким массам автовладельцев, пока их метод не будет аттестован.

«Мы понимаем, что в основе недолива лежат экономические причины…, — пишет команда ФАР. — Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух».

За дополнительными разъяснениями «СП» обратилась к главе Федерации автовладельцев России Сергею Канаеву.

— Мы исследовали АЗС в основном на трассах М-10 и М-4: начиная с Петербурга, Ленинградская область, Московская область, Москва, дальше Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Краснодар и т. д.

«СП»: — Что побудило ФАР проверять полноту долива бензина на АЗС?

— На данный момент у контролирующих органов отсутствует какая-либо методика определения недолива топлива. Мы, ФАР, доложили о нашей методике в Росстандарт, но она не аттестована и ведомство по ней не может проводить исследования. А когда они забирают мерник (прибор для измерения жидкостей методом налива и последующего слива — авт.) — у них все хорошо. Из-за этого у них картина необъективная.

«СП»: — А в чем заключается метод ФАР?

— Это все делается в режиме «тайного покупателя». Работники АЗС об этом не подозревают. Выглядит это так: в штатную горловину автомобиля заливается топливо. Но оно поступает не в бензобак, а в специальную опечатанную емкость. С помощью специальной методики это все потом взвешивается, измеряется… Смысл в том, что если вы залили бензин в бак, то определить объем залитого невозможно, а когда в спецемкость — все можно посчитать.

«СП»: — Кто опечатывает емкость?

— Опечатывать может любой контролирующий орган, с которым мы устанавливаем эту емкость. Главное убедиться, что она пустая. Сейчас, пока ФАР делает все сама, свидетелями опечатывания емкости могут быть только СМИ. Вся процедура была отснята, например, передачей «Главная дорога». Соответствующий ролик можно найти в сети. Но контролирующие органы, пока нет аттестации, не имеют на это право.

«СП»: — Что нужно, чтобы аттестовать методику?

— Нужно проверить метрологию — что погрешность действительно не более 1 процента. Сейчас этим занялся лично руководитель Росстандарта. На совещании в прошлую пятницу он уже дал поручение. Сказал, что если все будет нормально, то методику нужно аттестовать. Помимо Росстандарта мы обратились еще и в администрацию президента.

Единственное, потребуется еще разработать оборудование для этого. Пока аттестованных емкостей и прочего у нас в стране нет.

«СП»: — Предположим, методику аттестовали. Как это будет работать?

— Во-первых, я это вижу только в рамках общественно-государственного контроля. Я не считаю, что этим должны заниматься только контрольные органы. Здесь нужно взаимодействие обеих сторон. Ведь у общественников гораздо больше возможностей. У ФАР есть множество представительств. Главное, чтобы контролирующие органы присутствовали при процедуре опечатывания и т. п. Такая схема работы гарантирует, что проверяя АЗС государство не будет «кошмарить» бизнес, а общественники «пиариться» на проблеме. Будет взаимный контроль.

«СП»: — В своем релизе ФАР отмечает, что причины недолива экономические. Но ведь мелкие сети просто с этого недолива живут, не выдерживая конкуренцию…

— Конечно, поэтому нужно менять экономическую систему. У продавцов должна быть возможность зарабатывать на розничной продаже бензина или хотя бы выходить «в ноль». На данный момент почти все, кроме ВИНКов, уходят «в минус». Но у нефтедобывающих ВИНКов основная прибыль делается на опте. Поэтому они могут себе позволить работать относительно честно. Выявленный нами единичный случай, где на АЗС ВИНКа было недолито 1,63% - это очень близко к погрешности. Они дорожат имиджем.

«СП»: — Но зачем небольшим сетям выходить «в ноль»? Они же не благотворители, им нужна прибыль…

— А они зарабатывают еще на дополнительных услугах. Это сервис, кофе и т. п.


О том, какая ответственность ждет недобросовестных владельцев АЗС, «СП» рассказал руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов.

— С точки зрения уголовного права, недолив бензина на АЗС по своим признакам подпадает под состав преступления «мошенничество» (ст. 159 УК РФ). Ответственность по этой статье зависит от размера ущерба. Следует оценить денежный эквивалент недолитого бензина. Если эта сумма превышает 1 млн рублей, то это мошенничество в особо крупном размере — до 10 лет лишения свободы.

«СП»: — Это же сколько надо купить бензина, чтобы недолили на целый миллион рублей?

— Здесь возможно найти нескольких потерпевших, кому недолили бензин. Кому-то на триста рублей, кому-то на пятьсот. Таких понадобятся десятки или даже сотни. Все вместе эти факты станут одним эпизодом «длящегося» преступления, которое совершалось, предположим, несколько месяцев. Наберется миллион, будет особо крупный размер. Наберется чуть больше 250 тысяч рублей — будет крупный размер, до шести лет лишения свободы.

«СП»: — Как зафиксировать такие случаи?

— Можно делать контрольные закупки. Оперативники под видом гражданских лиц могут в течении, допустим, недели заправляться, а потом фиксировать объем недолива. Технически это сделать несложно, хотя и достаточно трудоемко.

Новости по теме: Козак рассказал, что будет с ценами на бензин в России в 2019 году


Недавний всплеск розничных цен на бензин привлек внимание общества к этому сегменту рынка. Оказалось, что здесь есть и другие проблемы. В частности, массовый недолив топлива на АЗС. Это выявило исследование, проведенное Федерацией автовладельцев России (ФАР). По данным ФАР, недолив выявлен на 76% исследовавшихся АЗС. При этом масштаб недолива напрямую зависит от размера компании-продавца, которой принадлежит заправка. Так, среди вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) недолив был зафиксирован в 20% случаев, в федеральных или региональных сетях — в 81%, а в мелкосетевых и частных АЗС — в 100% случаев. От размера сети зависит и объем недолива. ВИНКи — самые честные. Там недоливают в среднем по 1,63% закупленного объема бензина при погрешности в 1%. А вот «федералы» и «регионалы» грешат уже больше — средний недолив там 4,97%. «Частники» и вовсе пускаются во все тяжкие, не доливая по 5,66% топлива. В ФАР отмечают, что недолив бензина является элементом недобросовестной конкуренции. Особенно это заметно в пиковых случаях. Например, на одной из заправок в Краснодарском крае общественникам недолили 19,03% бензина АИ-95. Таким образом, продавая топливо по цене 44,70 рубля за литр, мошенники реально продали его по 55,21 рубля за литр, отмечают в организации. Мониторинг ФАР проводился на 34 АЗС в 13 субъектах РФ. В качестве «подопытного топлива» был выбран бензин АИ-92 и АИ-95. При этом использовался метод «тайного покупателя». В чем он заключается в сообщении федерации не указано. При этом там отметили, что не могут давать рекомендации широким массам автовладельцев, пока их метод не будет аттестован. «Мы понимаем, что в основе недолива лежат экономические причины…, — пишет команда ФАР. — Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух». За дополнительными разъяснениями «СП» обратилась к главе Федерации автовладельцев России Сергею Канаеву. — Мы исследовали АЗС в основном на трассах М-10 и М-4: начиная с Петербурга, Ленинградская область, Московская область, Москва, дальше Липецкая, Воронежская, Ростовская области, Краснодар и т. д. «СП»: — Что побудило ФАР проверять полноту долива бензина на АЗС? — На данный момент у контролирующих органов отсутствует какая-либо методика определения недолива топлива. Мы, ФАР, доложили о нашей методике в Росстандарт, но она не аттестована и ведомство по ней не может проводить исследования. А когда они забирают мерник (прибор для измерения жидкостей методом налива и последующего слива — авт.) — у них все хорошо. Из-за этого у них картина необъективная. «СП»: — А в чем заключается метод ФАР? — Это все делается в режиме «тайного покупателя». Работники АЗС об этом не подозревают. Выглядит это так: в штатную горловину автомобиля заливается топливо. Но оно поступает не в бензобак, а в специальную опечатанную емкость. С помощью специальной методики это все потом взвешивается, измеряется… Смысл в том, что если вы залили бензин в бак, то определить объем залитого невозможно, а когда в спецемкость — все можно посчитать. «СП»: — Кто опечатывает емкость? — Опечатывать может любой контролирующий орган, с которым мы устанавливаем эту емкость. Главное убедиться, что она пустая. Сейчас, пока ФАР делает все сама, свидетелями опечатывания емкости могут быть только СМИ. Вся процедура была отснята, например, передачей «Главная дорога». Соответствующий ролик можно найти в сети. Но контролирующие органы, пока нет аттестации, не имеют на это право. «СП»: — Что нужно, чтобы аттестовать методику? — Нужно проверить метрологию — что погрешность действительно не более 1 процента. Сейчас этим занялся лично руководитель Росстандарта. На совещании в прошлую пятницу он уже дал поручение. Сказал, что если все будет нормально, то методику нужно аттестовать. Помимо Росстандарта мы обратились еще и в администрацию президента. Единственное, потребуется еще разработать оборудование для этого. Пока аттестованных емкостей и прочего у нас в стране нет. «СП»: — Предположим, методику аттестовали. Как это будет работать? — Во-первых, я это вижу только в рамках общественно-государственного контроля. Я не считаю, что этим должны заниматься только контрольные органы. Здесь нужно взаимодействие обеих сторон. Ведь у общественников гораздо больше возможностей. У ФАР есть множество представительств. Главное, чтобы контролирующие органы присутствовали при процедуре опечатывания и т. п. Такая схема работы гарантирует, что проверяя АЗС государство не будет «кошмарить» бизнес, а общественники «пиариться» на проблеме. Будет взаимный контроль. «СП»: — В своем релизе ФАР отмечает, что причины недолива экономические. Но ведь мелкие сети просто с этого недолива живут, не выдерживая конкуренцию… — Конечно, поэтому нужно менять экономическую систему. У продавцов должна быть возможность зарабатывать на розничной продаже бензина или хотя бы выходить «в ноль». На данный момент почти все, кроме ВИНКов, уходят «в минус». Но у нефтедобывающих ВИНКов основная прибыль делается на опте. Поэтому они могут себе позволить работать относительно честно. Выявленный нами единичный случай, где на АЗС ВИНКа было недолито 1,63% - это очень близко к погрешности. Они дорожат имиджем. «СП»: — Но зачем небольшим сетям выходить «в ноль»? Они же не благотворители, им нужна прибыль… — А они зарабатывают еще на дополнительных услугах. Это сервис, кофе и т. п. О том, какая ответственность ждет недобросовестных владельцев АЗС, «СП» рассказал руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов. — С точки зрения уголовного права, недолив бензина на АЗС по своим признакам подпадает под состав преступления «мошенничество» (ст. 159 УК РФ). Ответственность по этой статье зависит от размера ущерба. Следует оценить денежный эквивалент недолитого бензина. Если эта сумма превышает 1 млн рублей, то это мошенничество в особо крупном размере — до 10 лет лишения свободы. «СП»: — Это же сколько надо купить бензина, чтобы недолили на целый миллион рублей? — Здесь возможно найти нескольких потерпевших, кому недолили бензин. Кому-то на триста рублей, кому-то на пятьсот. Таких понадобятся десятки или даже сотни. Все вместе эти факты станут одним эпизодом «длящегося» преступления, которое совершалось, предположим, несколько месяцев. Наберется миллион, будет особо крупный размер. Наберется чуть больше 250 тысяч рублей — будет крупный размер, до шести лет лишения свободы. «СП»: — Как зафиксировать такие случаи? — Можно делать контрольные закупки. Оперативники под видом гражданских лиц могут в течении, допустим, недели заправляться, а потом фиксировать объем недолива. Технически это сделать несложно, хотя и достаточно трудоемко. Новости по теме: Козак рассказал, что будет с ценами на бензин в России в 2019 году
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl