Росстандарт по итогам проверок в первом полугодии 2018 года зафиксировал улучшение ситуации с качеством топлива, однако граждане все еще часто жалуются на его низкое качество.
"В части соблюдения физико-химических свойств ситуация складывается следующим образом - доля нарушений составляет 9,4%. В 2017 году нарушения по физико-химии были выявлены в 11,1% случаев, а годом ранее (в 2016 году) - в 12%. Принимая во внимание анализ представленных данных, можно констатировать изменение ситуации на рынке топлива в лучшую сторону", - говорится в сообщении пресс-службы, которое приводит "Интерфакс". При этом большая доля нарушений пришлась на независимые АЗС.
Основные нарушения физико-химических характеристик топлива традиционны - это "массовая доля серы", "температура вспышки в закрытом тигле", "октановое/цетановое число", также находили "монометиланилин".
Кроме того, в 40 случаях выявлены нарушения в области обязательного подтверждения соответствия топлива, по маркировке и содержанию необходимой информации для потребителей, в семи случаях - в области обеспечения единства измерений.
"Одновременно хотелось бы обратить внимание на все еще большое количество поступающих жалоб о низком качестве реализуемого топлива на рынке. Так, за шесть месяцев текущего года в Росстандарт поступило 289 жалоб (включая перенаправляемые из других органов власти и Генпрокуратуры). За весь 2017 год таких жалоб было более 500 (точно - 532)", - говорится в материале пресс-службы.
В целом Росстандартом за шесть месяцев 2018 года проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении почти 1,4 тыс. организаций нефтепродуктообеспечения. По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий доля нарушений среди АЗС составила 12,2%. Это все виды нарушений, включая метрологические и чисто документарные. Сумма наложенных административных штрафов составила 28,5 млн рублей.
Для сравнения - сумма штрафов за 2017 год составила 13 млн рублей. Увеличение
суммы административных штрафов связано с введением в январе 2018 года
оборотных штрафов в целях обеспечения реализации мер по борьбе с
фальсифицированным топливом.
Напомним, общий объем контрафактной продукции на российском рынке топлива составляет около 10 млн тонн, или 300-350 млрд рублей в год. В некоторых регионах доля контрафактной продукции на топливном рынке достигает 50-60%. Самые распространенные нарушения - несоответствие фактического октанового числа заявленному и превышение массовой доли серы - основного параметра, определяющего экологический класс топлива.
Проверка Росстандарта, проведенная весной 2017 года, показала, что на 18% проверенных АЗС России были нарушения с качеством топлива, а 12% АЗС торговали откровенным фальсификатом.
Однако фальсификат - не единственная проблема автовладельцев. В начале июля Федерация автовладельцев России выявила практический повсеместный недолив топлива на автозаправочных станциях. Около 76% АЗС при заправке недоливают от 5% до практически 20% бензина или дизеля.
Межведомственная отраслевая рабочая группа по противодействую незаконному обороту нефтяной промышленности уже согласовала комплекс мер по борьбе с недоливом на заправках.
Замглавы агентства "Росстандарт" Алексей Кулешов ранее отмечал, что сама возможность такого обмана клиентов АЗС связана с установкой "переключателей" на топливораздаточные колонки и с несовершенством действующего законодательства. В связи с этим Росстандарт планирует обеспечить единство измерения при реализации топлива и намерен отсечь от рынка недобросовестных поставщиков и станции, оказывающие услуги с нарушениями.
Как сообщает "Российская газета", проект комплекса мер был одобрен членами межотраслевой группы. Сейчас документ находится в стадии обсуждения с представителями отрасли.