Материал комментируют:
Игорь Юшков
Президент США Дональд Трамп и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер приостановили разгоревшуюся было торговую войну между Америкой и Европой, заключив «новую сделку», которой и добивался американский лидер. Стороны договорились не только не вводить новых пошлин и торговых ограничений, но и начать работу над отменой уже существующих.
Дональд Трамп результатами переговоров остался доволен. Он даже выложил свое совместное фото с Юнкером, написав, что на самом деле США и ЕС очень любят друг друга. Глава ЕК также сообщил о значительном прогрессе. А министр экономики Германии Петер Альтмайер даже написал о прорыве, который поможет избежать торговой войны и «спасти миллионы рабочих мест». Хотя насколько выгодны условия «новой сделки» для самих европейцев пока неясно, как и то, какую цену им придется заплатить за трансатлантическую любовь и взаимопонимание.
В частности, как сообщил Дональд Трамп, Евросоюз уже хочет импортировать больше сжиженного газа (СПГ) из Соединенных Штатов.
«Они станут очень, очень крупным покупателем, и мы собираемся облегчить для них этот процесс. Они смогут диверсифицировать свои поставки энергоресурсов, чего они очень сильно хотят сделать, а у нас СПГ в изобилии», — заявил Трамп.
«Мы договорились сегодня усилить наше стратегическое сотрудничество касательно энергетики. Европейский союз хочет импортировать больше СПГ из Соединенных Штатов для диверсификации поставок энергии», — в свою очередь говорится в заявлении Еврокомиссии.
Еще до этого на совместной пресс-конференции с Трампом Юнкер сообщил, что Евросоюз намерен построить больше терминалов для импорта СПГ из США. Этого давно добивается Вашингтон, и, кстати, еще после введения пошлин на алюминий и сталь для европейцев эксперты говорили о том, что Брюссель может пойти на увеличение закупок сжиженного газа в качестве уступки.
Однако пока что, даже существующие терминалы используются далеко не на пределе своих возможностей. Дело в том, что российский трубопроводный газ обходится намного дешевле американского, а доставлять его проще. В прошлом году на долю «Газпрома» пришлось более половины всего европейского экспорта газа. С введением в эксплуатацию газопроводов «Северный поток-2», а также второй ветки «Турецкого потока», позиции России на рынке должны только укрепиться.
Если же говорить об СПГ, то и тут 43% в прошлом году приходилось на Катар, 19% - на Нигерию, 16% - на Алжир. Тем не менее, США активно наращивают собственные СПГ-мощности. Если сейчас там функционирует только один СПГ-завод Sabine Pass мощностью 14 млн. тонн, то к 2020 году в строй должны быть введены еще шесть, что позволит увеличить производственный потенциал до 78 млн. тонн. в год. Сейчас основная часть американского сжиженного газа идет на Восток — в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе Китай, где выше маржа, а также в страны Южной Америки, куда его удобней доставлять. В Европу американский газ попадает, только если не удается продать его на других рынках либо же когда в силу каких-то обстоятельств цена газа на спотах возрастает.
Несмотря на это, Дональд Трамп не оставляет попыток продвинуть американский СПГ на европейском рынке. А для этого необходимо вытеснить оттуда других поставщиков, в особенности Россию. Неслучайно Вашингтон так противится строительству «Северного потока-2» и называет его угрозой энергетической безопасности Европы. На самом деле, еще одна труба просто снижает конкурентоспособность американского сжиженного газа на европейском рынке.
Нужно учесть, что «Северный поток-2» не столько предназначен для новых объемов газа, сколько должен стать альтернативой украинскому маршруту доставки энергоносителей в Европу. С учетом контроля США над Украиной, можно представить гипотетический сценарий, при котором киевские власти по настоянию старших партнеров из Вашингтона ограничат транзит. Тогда предложение на европейском рынке резко снизится, цена подскочит и, вуаля, поставки СПГ вдруг станут выгодны для американских производителей.
Несмотря на то, что пока что это сценарий гипотетический, очевидно, что в Вашингтоне не намерены отступать от своей цели. И хорошо, если европейцы смогут ограничиться строительством дополнительных терминалов, а не согласятся платить из своего кармана американским компаниям за дорогой газ, лишь бы избежать торговой войны.
— На первый взгляд эти договоренности создают впечатление, что ни Трамп, ни Юнкер ничего в газовой отрасли не понимают, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Американцы хотят, чтобы Европа покупала больше сжиженного газа, европейцы говорят: «Присылайте». На что Трамп отвечает, что их газ никто не берет, потому что российский — дешевле. В ответ на это Юнкеру ничего не оставалось, как пообещать настроить больше СПГ-терминалов. Не удивлюсь, если примерно в таком ключе и проходил диалог.
В реальности же обещание построить дополнительные СПГ-терминалы звучит странно, потому что в Европе их и так предостаточно. Их общая приемная мощность составляет около 200 млрд. кубометров, но используются в лучшем случае 50 млрд. кубов. Мощностей по приему достаточно, но много лет их никто не заполняет, потому что сжиженный газ не может конкурировать с трубопроводным сырьем «Газпрома». Так было и при высоких ценах на нефть, к которым привязана стоимость газа, и уж тем более, когда нефтяные котировки упали.
«Газпром» третий год подряд ставит исторические рекорды поставок газа в Европу. В 2017 году было поставлено 194,5 млрд. кубометров газа, в этом году прогнозируют объемы свыше 200 миллиардов. Получается, что при честной конкуренции и нормальных рыночных отношениях «Газпром» выигрывает у поставщиков СПГ. Вот тогда и начинаются все эти обсуждения того, как заставить европейские частные компании покупать более дорогой американский газ, когда у них есть российский.
«СП»: — И чем эти обсуждения грозят нам?
— В лучшем случае, европейцы и американцы договорятся построить никому не нужные СПГ-терминалы. У многих в Европе до сих пор существует заблуждение, что если построить терминал, в страну сразу придет дешевый сжиженный газ. На эти грабли уже наступила и Литва, и Польша, теперь в Южной Европе хотят построить терминал на острове Крк, и даже Германия говорила, что таким образом собирается диверсифицировать собственные поставки газа.
Но практика показывает, что наличие инфраструктуры не гарантирует низких цен на газ. Поэтому сколько бы ни строили СПГ-терминалов, конкурентного преимущества американцам это не даст. Тем более что у американских поставщиков есть выбор, на какой рынок отправлять свое сырье. И когда в Азии и Южной Америке цены на СПГ выше, они, естественно, отправят свою продукцию туда. Ведь это тоже частные компании, причем не всегда американские. Возможность сжижать газ на американском заводе выкупают и европейские трейдеры, которые отправляют сырье туда, где есть возможность получить большую маржу. Вот почему американский СПГ не приходит в Европу — цены на этом рынке недостаточно высоки, чтобы конкурировать с азиатскими и южноамериканскими.
Но американцы подали много заявок на строительство СПГ-заводов, и если все они будут реализованы, сырье нужно будет куда-то продавать. Поэтому возникает вопрос, как сделать так, чтобы поставки СПГ в Европу стали выгодны для американцев. Ответ прост: чтобы вся история с экспортом американского СПГ была рентабельной, им нужно повысить цены в Европе.
«СП»: — И это худший для нас вариант?
— Конечно, потому что для того, чтобы повысить цену, необходимо создать определенный дефицит дешевого газа в Европе. Тогда цены повысятся, и можно будет выгодно поставлять в Европу свой СПГ.
Вот тут-то и начинается вся история вокруг «Северного потока-2». Если убрать все обходные газопроводы вокруг Украины, останется только один транзитный путь через ее территорию. И, значит, кто контролирует Украину, контролирует и все объемы поставок российского газа в Европу и может их «поджимать». Например, говорить, что труба сломалась, или вводить новые санкции. Главная задача США сейчас — получить контроль над объемом российского транзита в Европу. Если же обходные газопроводы будут построены, сделать это будет уже невозможно.
Поэтому сегодня американцы так выступают против «Северного потока-2». Все это черным по белому прописано в пакете санкций, которые Конгресс США принял в августе 2017 года. Там сказано, что Вашингтон выступает против этого проекта, чтобы поставлять энергоносители в Европу и тем самым повысить производство газа в США, поддержать американскую газовую промышленность и создать рабочие места. Это не секрет, вопрос только в том, сможет ли Европа что-то противопоставить этим попыткам.
Новости по теме: Франция заявила о начале торговой войны между США и Европой