Трамп меняет «Северный поток-2» на санкции против Ирана - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Трамп меняет «Северный поток-2» на санкции против Ирана - «Экономика» 12:00 Пятница 0 2 341
21-09-2018, 12:00

Трамп меняет «Северный поток-2» на санкции против Ирана - «Экономика»



Материал комментируют:
Трамп меняет «Северный поток-2» на санкции против Ирана - «Экономика»

Константин Симонов

Сергей Правосудов

США не собираются вводить санкции против компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». 18 сентября с таким сенсационным заявлением выступил президент США Дональд Трамп.

«Мы не планируем это делать. Мы просто думаем, что, к большому сожалению, немецкий народ платит миллиарды и миллиарды долларов в год за энегоресурсы из РФ. И я могу вас заверить, немецкому народу это не нравится», — сказал американский лидер.

Что примечательно, Трамп сделал это на совместной пресс-конференции со своим верным вассалом — президентом Польши Анджеем Дудой. Дуда — яростный критик нового трансбалтийского газопровода. В январе Польша приняла решение расширить СПГ-терминал в Свиноустье в рамках стратегии, согласно которой страна должна отказаться от российского газа к 2022 году. И накануне встречи с Трампом Дуда признался в эфире Польского телевидения, что прибыл в Вашингтон с единственной целью: уговорить президента США остановить «Северный поток-2».

И вот — Трамп неожиданно взбрыкнул. Хотя и заявил попутно, что «Северный поток-2» является «крупнейшей угрозой» энергетической безопасности Европы.

И возникает вопрос: почему Трамп круто изменил свою позицию?

Напомним: летом, на рабочем завтраке с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в преддверии саммита в Брюсселе, глава американского государства назвал неприемлемой реализацию «Северного потока-2»

«Германия платит миллиарды и миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Это абсолютно неприемлемо. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов России. В НАТО должны что-то с этим сделать, хотя я не знаю, что вы можете сделать», — раздраженно сказал Трамп.

Буквально день спустя Госдеп объявил, что компаниям, сотрудничающим с «Северным потоком-2», могут грозить ограничительные меры. В заявлении подчеркивалось, что строительство «Северного потока-2», по мнению американской стороны, «подорвет общую энергетическую безопасность и стабильность Европы, предоставляя России еще один инструмент для политического сдерживания европейских стран, особенно Украины».


На фоне этой жесткой риторики сенатор-республиканец от штата Вайоминг Джон Баррассо подготовил законопроект о введении санкций против российских экспортных трубопроводов, в том числе «Северного потока-2». Проект предлагал ввести санкции против частных лиц или компаний, которые инвестируют, окажут услуги или продадут товары для строительства российских экспортных трубопроводов на сумму более $ 1 млн. единовременно или более $ 5 млн. в течение года. Согласно документу, президент США должен ввести против нарушителя не менее пяти ограничительных мер, предусмотренных ст. 235 закона CAATCA, одобренного в августе 2017 года. Среди этих мер — блокирование всех банковских операций компаний-нарушителей на территории США, заморозка их активов в Америке, запрет для американских инвесторов вкладываться в долговые бумаги и акции нарушителя, персональные санкции против топ-менеджеров.

Словом, «Северному потому-2» был уготован ад. Почему же теперь Трамп прекратил прессинг? По одной из версий, борьба против газопровода потеряла для него смысл. Изначально Трамп пытался таким способом найти рыночную нишу для американского СПГ. Но оказалось, у Америки нет лишних объемов «голубого топлива», а его цена в ЕС значительно выше российского трубопроводного газа. Белый дом мог бы попытаться тупо запретить Европе покупать российский газ по политическим мотивам. Но на продаже СПГ в Азию американские компании банально заработают больше из-за разницы в цене. Стало быть, продавливать и этот сценарий для Трампа бессмысленно.

Что на деле стоит за отказом Трампа, и что это меняет для России?

— Трамп поменял риторику, поскольку никакие санкции остановить «Северного потока-2» уже не могут, — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Замечу, проект был специально реализован так, чтобы максимально уклониться от любых возможных американских санкций.

Возьмем, к примеру, финансирование. Да, пять европейских энергокомпаний — Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper — выступают кредиторами проекта, но они уже перечислили основную часть из € 4,75 млрд.

Остается еще около € 2 млрд., но даже если заблокировать их перечисление — это не та сумма, которая обвалит проект, и которую «Газпром» не сумеет найти. Особенно если учесть, что 2018 год будет рекордным для российского концерна по объемам продаж, а цены на газ сейчас существенно выше прошлогодних.

Дальше — трубоукладка. Швейцарская компания Allseas — это семейное предприятие Эдварда Хеерема. В числе ее акционеров нет американцев, а ее бизнес в США — минимальный. Соответственно, с точки зрения США угрожать такой компании бессмысленно. Зато у Allsea огромный контракт с «Газпромом» по «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку».

Трубы для трансбалтийской «нитки» уже закуплены, в части компрессоров тоже нет зависимости от поставок. Словом, нет ни одного компонента «Северного птока-2», за который можно было бы зацепиться санкциями и проект остановить.

Нет препятствий и со стороны стран, по территории которых проходит газопровод. Германия и Финляндия дали разрешение на строительство. Швеция признала, что не в состоянии остановить стройку, поскольку труба проходит не в территориальных водах, а по свободной экономической зоне. Аналогичная ситуация с Данией.

«СП»: — При таком раскладе запрет строительства в принципе невозможен?

— Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в подобном случае единственное основание для запрета — это экология. Но такие претензии просто смешны: «Северный поток -1» работает уже много лет, и нареканий к нему не возникало. Придраться к экологии — значит, заниматься откровенным враньем. И рядовые европейцы рано или поздно начнут этим возмущаться.

Неслучайно 9 сентября в ходе парламентских выборов в Швеции правые «Демократы Швеции», которых обвиняли в связях с Россией и называли пропутипнской партией, показали фантастический результат — заняли третье место с 17,6% голосов.

Или взять венгерского премьера Виктора Орбана — он просит Кремль продлить «Турецкий поток» до Венгрии. Несмотря на обвинения Брюсселя в излишней лояльности Москве, именно Орбан трижды побеждал в борьбе за кресло премьер-министра.

Все это, я считаю, отражает определенные настроения в европейском обществе, которые политикам сложно игнорировать.

«СП»: — Трамп тоже это понимает?

— Трамп понимает одно: если он введет санкции, а «Северный поток-2» все равно построят, он будет выглядеть глупо. А президент США во всем привык быть победителем. Поэтому он не будет вводить заведомо проигрышные санкции.

Кстати, показательно, что Трамп так и не ввел санкции сразу после начала стройки. Ведь повод был идеальным. В Финляндии трубу начали укладывать в море, и тут самое время появиться Трампу и заявить: вот вам санкции — и никакого газопровода не будет!

Но президент США так не поступил. Потому что понимает: гора родит мышь. Санкции страшны именно восприятием — ожиданием, нервозностью. А если все понимают, что США выстрелят из пушки по воробьям, и нервозности никакой нет — какой в санкциях смысл?!

Думаю, санкций по «Северному потому-2» вообще не будет. Но при этом США попытаются что-то у России выторговать.


«СП»: — Почему вы так думаете, какой вообще может быть торг между США и Россией?

— Зачем-то министр энергетики США Рик Перри приезжал 13 сентября в Москву, верно? Перри приехал сам, и это означает: США заинтересованы в разговоре с Россией.

Предмет торга, на мой взгляд, очевиден. В начале ноября анонсирован второй блок санкций США против Ирана. Эти меры затронут энергетический сектор Исламской Республики, а также транзакции, имеющие отношение к углеводородному сырью, и транзакции, связанные с центральным банком Ирана.

Думаю, сейчас задача Соединенных Штатов — привлечь Россию на свою сторону. Потому что антииранские санкции требуют слаженных действий по отказу от закупок иранской нефти. А Россия, напомню, как раз закупает иранскую нефть.

Предложение Вашингтона может выглядеть так: пойдите нам навстречу по иранскому сюжету, а мы не введем санкции — будете спокойно строить «Северный поток-2». А Польшу мы уже сами будем трамбовать на предмет покупки американского СПГ — это наша головная боль.

Думаю, именно эти причины привели к заявлению Трампа.

— США опоздали с санкциями против «Северного потока-2», — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Введя ограничительные меры сейчас, американцы просто ударили бы по интересам европейских партнеров. Такие действия не принесли бы Вашингтону позитивных очков.

Американцы — не сумасшедшие. Они понимают, что ссориться с европейцами сейчас — на фоне разворачивающейся торговой войны с Китаем — точно не стоит. Если в такой ситуации оттолкнуть от себя европейцев — результат будет заведомо отрицательный.

Вот Трамп и сделал соответствующее заявление. Мол, проект нам не нравится, и нам никогда не нравились российско-германские проекты, но мы ничего не можем сделать.

На деле, Америка всегда старалась свести к минимуму прямые контакты Москвы и Берлина. США нужно, чтобы между Россией и Германией находился посредник, на которого американцы могли бы давить. На роль такого посредника идеально подходила Украина. Но после строительства «Северного потока-2» ее роль как инструмента влияния существенно снизится. Думаю, именно это больше всего не нравится Вашингтону в нынешней ситуации.

Нефть и газ:Венгрия попросила Россию поставлять ей газ без украинского посредничества

Новости экономики: Немецкие СМИ: Германии не нужен газ Трампа


Материал комментируют: Константин Симонов Сергей Правосудов США не собираются вводить санкции против компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока-2». 18 сентября с таким сенсационным заявлением выступил президент США Дональд Трамп. «Мы не планируем это делать. Мы просто думаем, что, к большому сожалению, немецкий народ платит миллиарды и миллиарды долларов в год за энегоресурсы из РФ. И я могу вас заверить, немецкому народу это не нравится», — сказал американский лидер. Что примечательно, Трамп сделал это на совместной пресс-конференции со своим верным вассалом — президентом Польши Анджеем Дудой. Дуда — яростный критик нового трансбалтийского газопровода. В январе Польша приняла решение расширить СПГ-терминал в Свиноустье в рамках стратегии, согласно которой страна должна отказаться от российского газа к 2022 году. И накануне встречи с Трампом Дуда признался в эфире Польского телевидения, что прибыл в Вашингтон с единственной целью: уговорить президента США остановить «Северный поток-2». И вот — Трамп неожиданно взбрыкнул. Хотя и заявил попутно, что «Северный поток-2» является «крупнейшей угрозой» энергетической безопасности Европы. И возникает вопрос: почему Трамп круто изменил свою позицию? Напомним: летом, на рабочем завтраке с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в преддверии саммита в Брюсселе, глава американского государства назвал неприемлемой реализацию «Северного потока-2» «Германия платит миллиарды и миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Это абсолютно неприемлемо. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов России. В НАТО должны что-то с этим сделать, хотя я не знаю, что вы можете сделать», — раздраженно сказал Трамп. Буквально день спустя Госдеп объявил, что компаниям, сотрудничающим с «Северным потоком-2», могут грозить ограничительные меры. В заявлении подчеркивалось, что строительство «Северного потока-2», по мнению американской стороны, «подорвет общую энергетическую безопасность и стабильность Европы, предоставляя России еще один инструмент для политического сдерживания европейских стран, особенно Украины». На фоне этой жесткой риторики сенатор-республиканец от штата Вайоминг Джон Баррассо подготовил законопроект о введении санкций против российских экспортных трубопроводов, в том числе «Северного потока-2». Проект предлагал ввести санкции против частных лиц или компаний, которые инвестируют, окажут услуги или продадут товары для строительства российских экспортных трубопроводов на сумму более $ 1 млн. единовременно или более $ 5 млн. в течение года. Согласно документу, президент США должен ввести против нарушителя не менее пяти ограничительных мер, предусмотренных ст. 235 закона CAATCA, одобренного в августе 2017 года. Среди этих мер — блокирование всех банковских операций компаний-нарушителей на территории США, заморозка их активов в Америке, запрет для американских инвесторов вкладываться в долговые бумаги и акции нарушителя, персональные санкции против топ-менеджеров. Словом, «Северному потому-2» был уготован ад. Почему же теперь Трамп прекратил прессинг? По одной из версий, борьба против газопровода потеряла для него смысл. Изначально Трамп пытался таким способом найти рыночную нишу для американского СПГ. Но оказалось, у Америки нет лишних объемов «голубого топлива», а его цена в ЕС значительно выше российского трубопроводного газа. Белый дом мог бы попытаться тупо запретить Европе покупать российский газ по политическим мотивам. Но на продаже СПГ в Азию американские компании банально заработают больше из-за разницы в цене. Стало быть, продавливать и этот сценарий для Трампа бессмысленно. Что на деле стоит за отказом Трампа, и что это меняет для России? — Трамп поменял риторику, поскольку никакие санкции остановить «Северного потока-2» уже не могут, — считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Замечу, проект был специально реализован так, чтобы максимально уклониться от любых возможных американских санкций. Возьмем, к примеру, финансирование. Да, пять европейских энергокомпаний — Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper — выступают кредиторами проекта, но они уже перечислили основную часть из € 4,75 млрд. Остается еще около € 2 млрд., но даже если заблокировать их перечисление — это не та сумма, которая обвалит проект, и которую «Газпром» не сумеет найти. Особенно если учесть, что 2018 год будет рекордным для российского концерна по объемам продаж, а цены на газ сейчас существенно выше прошлогодних. Дальше — трубоукладка. Швейцарская компания Allseas — это семейное предприятие Эдварда Хеерема. В числе ее акционеров нет американцев, а ее бизнес в США — минимальный. Соответственно, с точки зрения США угрожать такой компании бессмысленно. Зато у Allsea огромный контракт с «Газпромом» по «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку». Трубы для трансбалтийской «нитки» уже закуплены, в части компрессоров тоже нет зависимости от поставок. Словом, нет ни одного компонента «Северного птока-2», за который можно было бы зацепиться санкциями и проект остановить. Нет препятствий и со стороны стран, по территории которых проходит газопровод. Германия и Финляндия дали разрешение на строительство. Швеция признала, что не в состоянии остановить стройку, поскольку труба проходит не в территориальных водах, а по свободной экономической зоне. Аналогичная ситуация с Данией. «СП»: — При таком раскладе запрет строительства в принципе невозможен? — Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в подобном случае единственное основание для запрета — это экология. Но такие претензии просто смешны: «Северный поток -1» работает уже много лет, и нареканий к нему не возникало. Придраться к экологии — значит, заниматься откровенным враньем. И рядовые европейцы рано или поздно начнут этим возмущаться. Неслучайно 9 сентября в ходе парламентских выборов в Швеции правые «Демократы Швеции», которых обвиняли в связях с Россией и называли пропутипнской партией, показали фантастический результат — заняли третье место с 17,6% голосов. Или взять венгерского премьера Виктора Орбана — он просит Кремль продлить «Турецкий поток» до Венгрии. Несмотря на обвинения Брюсселя в излишней лояльности Москве, именно Орбан трижды побеждал в борьбе за кресло премьер-министра. Все это, я считаю, отражает определенные настроения в европейском обществе, которые политикам сложно игнорировать. «СП»: — Трамп тоже это понимает? — Трамп понимает одно: если он введет санкции, а «Северный поток-2» все равно построят, он будет выглядеть глупо. А президент США во всем привык быть победителем. Поэтому он не будет вводить заведомо проигрышные санкции. Кстати, показательно, что Трамп так и не ввел санкции сразу после начала стройки. Ведь повод был идеальным. В Финляндии трубу начали укладывать в море, и тут самое время появиться Трампу и заявить: вот вам санкции — и никакого газопровода не будет! Но президент США так не поступил. Потому что понимает: гора родит мышь. Санкции страшны именно восприятием — ожиданием, нервозностью. А если все понимают, что США выстрелят из пушки по воробьям, и нервозности никакой нет — какой в санкциях смысл?! Думаю, санкций по «Северному потому-2» вообще не будет. Но при этом США попытаются что-то у России выторговать. «СП»: — Почему вы так думаете, какой вообще может быть торг между США и Россией? — Зачем-то министр энергетики США Рик Перри приезжал 13 сентября в Москву, верно? Перри приехал сам, и это означает: США заинтересованы в разговоре с Россией. Предмет торга, на мой взгляд, очевиден. В начале ноября анонсирован второй блок санкций США против Ирана. Эти меры затронут энергетический сектор Исламской Республики, а также транзакции, имеющие отношение к углеводородному сырью, и транзакции, связанные с центральным банком Ирана. Думаю, сейчас задача Соединенных Штатов — привлечь Россию на свою сторону. Потому что антииранские санкции требуют слаженных действий по отказу от закупок иранской нефти. А Россия, напомню, как раз закупает иранскую нефть. Предложение Вашингтона может выглядеть так: пойдите нам навстречу по иранскому сюжету, а мы не введем санкции — будете спокойно строить «Северный поток-2». А Польшу мы уже сами будем трамбовать на предмет покупки американского СПГ — это наша головная боль. Думаю, именно эти причины привели к заявлению Трампа. — США опоздали с санкциями против «Северного потока-2», — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Введя ограничительные меры сейчас, американцы просто ударили бы по интересам европейских партнеров. Такие действия не принесли бы Вашингтону позитивных очков. Американцы — не сумасшедшие. Они понимают, что ссориться с европейцами сейчас — на фоне разворачивающейся торговой войны с Китаем — точно не стоит. Если в такой ситуации оттолкнуть от себя европейцев — результат будет заведомо отрицательный. Вот Трамп и сделал соответствующее заявление. Мол, проект нам не нравится, и нам никогда не нравились российско-германские проекты, но мы ничего не можем сделать. На деле, Америка всегда старалась свести к минимуму прямые контакты Москвы и Берлина. США нужно, чтобы между Россией и Германией находился посредник, на которого американцы могли бы давить. На роль такого посредника идеально подходила Украина. Но после строительства «Северного потока-2» ее роль как инструмента влияния существенно снизится. Думаю, именно это больше всего не нравится Вашингтону в нынешней ситуации. Нефть и газ:Венгрия попросила Россию поставлять ей газ без украинского посредничества Новости экономики: Немецкие СМИ: Германии не нужен газ Трампа

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl