Материал комментируют:
Сергей Жаворонков
Из-за одномоментного роста налогов с первого января бензин может резко подорожать сразу. От безумных налоговых «реформ» правительство пытаются отговорить уже и в Счетной палате, и в ФАС — не говоря уже про независимых экономистов. Белый дом остается глух.
Танкаев: Бензин подорожает на 15%
С первого января произойдет резкое повышение цен на топливо — бензин марки Аи-95 будет стоить дороже 50 рублей за литр. Это связано с тем, что в 2019 году произойдет увеличение сразу трех налогов: рост НДС даст повышение стоимости топлива на 50 копеек, рост НДПИ — на 1 рубль, а рост акцизов — на 5,5 рублей, считает член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палате России Рустам Танкаев.
Напомним, что первоначально акцизы планировалось повысить с первого июня, но затем правительство смилостивилось и решило отложить повышение до 2019 года, чтобы не затормозить рост цен на топливо. А сразу после этого вице-премьер Дмитрий Козак огорошил: акцизы на дизельное топливо и бензин увеличатся на 2,7 и 3,7 тысячи рублей на тонну соответственно.
Против повышения акцизов высказался даже ФАС: руководитель управления по регулированию топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин заявил журналистам, что предлагается сохранить ставки акцизов на уровне 2018 года. Правда, тут же руководитель ведомства Игорь Артемьев поспешил дезавуировать заявление своего подчиненного — видимо, перепугался, что ФАС пройдет в прямое столкновение с экономическим блоком правительства.
Впрочем, ФАС все же выдвигал некоторые здравые инициативы по регулированию топливного рынка: в частности, повысить объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок за счет наращивания производства на НПЗ и снижения экспорта.
Чего испугался ФАС?
«Мы будем требовать принятия законодательных мер и закрепления прямой нормы о том, что нефтепродукты должны реализовываться на внутреннем рынке — либо через биржу, либо через прямые поставки. Мы направили всем нефтекомпаниям рекомендации», — заявил Артемьев. По его словам, вполне есть потенциал для увеличения поставок топлива на внутренний рынок у «Сургутнефтегаза», а также государственных нефтяных компаний Татарстана.
Напомним, что еще в начале года на фоне резкого подорожания бензина и солярка Российский топливный союз обратился к Дмитрию Медведеву с требованием немедленно реализовать целый комплекс мер на топливном рынке. Ценой промедления может быть не только резкий рост цен, но и смерть мелких АЗС, которые просто не выдержат конкуренции с теми, что входят в вертикально-интегрированные холдинги вроде «Роснефти» или «Лукойла» (они имеют возможность перенести центр прибыли в оптовое звено).
Первое предложение: увеличить объемы поставок топлива на внутренний рынок.
Второе: повысить объемы объема продаваемого топлива в ходе биржевых торгов.
Третье: ввести мораторий на поставку нефтепродуктов за рубеж (либо установить «заградительные» экспортные пошлины).
Жаворонков: деньги получат сильные лоббисты
По словам вице-премьера Козака, будут введены так называемые возвратные (отрицательные) акцизы: то есть производителям бензина частично вернут деньги, которые они чтобы они не повышали оптовые цены.
«Это позволит, с одной стороны, нивелировать повышение акциза на нефтепродукты, а с другой, — не допустить резкого роста экспорта нефти из-за продолжения „налогового маневра“ и планируемого снижения экспортных пошлин на нефть», — говорит заместитель министра энергетики России Анастасия Бондаренко.
Звучит, конечно, весьма заманчиво. Но есть множество «но». По оценкам Рустама Танкаева, ежегодно акциз на топливо приносит в федеральный бюджет порядка 300 миллиардов рублей, в то время как производителям бензина намерены вернуть порядка 600 миллиардов. Никакой экономической логики в этом искать даже и не стоит!
Есть и еще один фактор — во многих регионах продолжают существовать так называемые «базы смешения», но они получать возврат уплаченного акциза получать не будут. Таким образом, деньги из бюджета просто перераспределят между крупными компаниями, которые и так входят в вертикально-интегрированные холдинги.
— Мне представляется, что странными налоговыми маневрами (которые при этом не повышают доходы бюджета) преследуется цель выдавливания с рынка небольших переработчиков и небольших продавцов топлива, — рассказал «Свободной прессе» старший научный сотрудник Института экономической политики, член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков. — Дело в том, что «возвратный акциз» обещают не всем. Сделанные в разное время высказывания Дмитрия Медведева и Дмитрия Козака к таким категориям относят: тех, кто выпускает бензин и топливо не ниже 5-го класса; те, кто в течение трех лет неким образом модернизирует производство; те, кто не экспортирует топливо, а продает внутри страны; те, кто находится под санкциями.
Ходят слухи также о том, что такой «возвратный акциз» может быть предоставлен заводам Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока как для регионов, далеких от экспортных рынков. Таким образом, власти в ручном режиме хотят решать, кому предоставлять этот «возвратный акциз», а кому — нет. Несложно догадаться, у кого будут самые сильные лоббистские возможности — у крупнейших компаний.
Новости экономики: Кудрин пообещал «еще больше триллионов» в профицит бюджета