Материал комментируют:
Иван Антропов
Все меньше молодых людей в регионах хотят работать официально. Об этом свидетельствует новое исследование РАНХиГС «Трудоустройство молодежи. Неформальная занятость молодежи». Как признались 25,4% опрошенных молодых людей, трудящихся неофициально, устроиться на работу «в белую» у них просто не было возможности. 17,1% респондентов сообщили о том, что оформлять их по закону отказался сам работодатель.
Проблема в том, что еще 32,9% рассказали об обоюдном нежелании официального трудоустройства у себя и работодателя, а 21,4% опрошенных заявили, что сами не захотели оформляться по всем правилам.
Исследование проводилось в трех субъектах Российской Федерации — Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях. Как пояснила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, эти регионы выбрали из-за их различного социально-экономического положения. Ивановская область является примером дотационного региона, Новосибирская — среднего, а Свердловская занимает позицию лидирующего.
В мониторинге участвовала городская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. Были опрошены примерно 1,8 тыс. респондентов, из них неформально занятыми оказались 327 человек, то есть около 20% от общего количества.
Неофициально трудоустроенными считаются сотрудники, которые работают, получают деньги, но по документам являются безработными. Таким образом, ни работодатель, ни они сами не платят налоги, взносы и отчисления в социальные фонды.
В Новосибирской области зафиксирована самая высокая доля молодежи, у которой не было возможности трудоустроиться официально, — 39,7%. Больше всего респондентов, которых отказался официально оформлять работодатель, — В Свердловской (24,7%). Почти 40% участников анкетирования из Ивановской области сами отказались от официального трудоустройства.
Выяснилось, что основные сферы, в которых неофициально работает молодежь, — услуги, торговля и транспорт. В них трудятся около 51,6% опрошенных. В промышленности — около 21,3% молодых людей; в науке, образовании, культуре и здравоохранении — 14,9%.
Специалисты видят тревожный сигнал не столько в том, что все больше молодежи трудятся неофициально, сколько в том, что она и не желает этого делать. Согласно результатом опроса, только 44,3% респондентов хотели бы в дальнейшем работать «в белую», еще 25,7% затруднились с ответом.
Как полагают эксперты, такая тенденция — результат недоверия к государству, которое постоянно меняет правила игры в вопросе социальных гарантий и, конечно, пенсий. Многие молодые люди уже просто не рассчитывают на пенсию от государства, либо надеясь на собственные накопления, либо даже подумывая об эмиграции. Кроме того, основной причиной неформальной занятости индивидуальных предпринимателей и фрилансеров, по данным исследования, является сложность и затратность процедуры официального оформления своей деятельности.
Согласно опубликованному в 2017 году исследованию РАНХиГС, в 2017 году доля не оформленных на основной работе россиян достигла максимума — 13,6% россиян трудятся на своей основной работе неофициально. Всего в теневую экономику вовлечены 44,8% граждан.
Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, кандидат социологических наук Андрей Покида рассказал о том, почему именно молодежь оказалась в группе риска.
— Последние исследования по стране, которые мы проводили, показывали незначительный, но все-таки рост числа людей, которые работают неофициально. Но что касается молодежи, по нашим данным, это та группа, которая больше всего трудится в неофициальной сфере. Особенно это касается молодых людей в возрасте 18?20 лет, они находятся в группе риск. Кроме них среди неофициально трудоустроенных довольно много пенсионеров.
Причины, по которым молодые люди не работают неофициально, разнообразны. Часть из них названы в исследовании РАНХиГС. Но вызывает опасение, что 20% молодежи целенаправленно не хотят работать официально.
«СП»: — Но почему?
— С одной стороны, это можно расценивать, как форму протеста. Повышение налогов и другие неприятные для населения законы вызывают рост социального недовольства. Люди пытаются протестовать хотя бы так, демонстративно игнорируя официальные процедуры.
С другой стороны, в виду экономической ситуации сужаются возможности официальной работы. Зачастую неофициально можно заработать больше.
«СП»: — Решение по повышению пенсионного возраста не влияет на нежелание молодежи работать официально?
— В какой-то степени влияет. Но нужно понимать, что мы говорим о молодых людях. Пенсии для них — это далекое будущее, о котором они зачастую еще не задумываются. Скорее здесь роль играют другие факторы, хотя и нестабильность пенсионной системы тоже отчасти сказывается на настроениях молодых людей.
«СП»: — Насколько рост неофициальной занятости вредит экономике и сфере труда?
— Естественно, большое количество неофициально трудоустроенных граждан снижает налоговую базу, и, соответственно, доходы в бюджет. Причем существенно. По нашим оценками не менее пяти триллионов рублей в год граждане получают неофициально, и эта сумма не облагается налогами.
Правда, сейчас разрабатывается налог на самозанятых, где налоговая ставка намного меньше 13%, но пока особо не видно желающих официально оформляться.
«СП»: — А как можно стимулировать работодателей и граждан оформлять свои трудовые отношения официально?
— Во-первых, должны быть реально обеспеченные государственные гарантии. Например, гарантии занятости. Граждане должны знать, что в случае каких-то событий не будут уволены. Сегодня даже у официально устроенных сотрудников с трудовым договором права в случае увольнения защищены очень слабо.
Пенсионное обеспечение тоже могло бы играть роль в качестве стимула работать официально. Но последние события серьезно снизили эту значимость, особенно среди молодежи.
Необходим целый комплекс стимулирующих факторов. Люди должны не только понимать, что неофициальная работа не дает им социальных гарантий, но и увидеть плюсы в работе официальной. В данный момент граждане их особо не видят.
Кроме того, на рынке труда не так уж много вакансий с высокой оплатой труда. Особенно для людей с высокой квалификацией, которые могли бы найти работу, соответствующую их знаниям и умениям и с достойной оплатой. Поэтому часто люди вынуждены выбирать неофициальную занятость, чтобы за счет этого получать хоть немного больше.
Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов считает, что политика правительства подталкивает молодых людей к тому, чтобы работать неофициально.
— Если сложить число тех, кто отказался от официального трудоустройства самостоятельно и по обоюдному согласию с работодателями, окажется, что более половины молодежи трудится «в тени» добровольно. Это их выбор, никто не заставляет их работать нелегально.
Просто сейчас многие не видят смысла возиться с официальным трудоустройством, платить налоги и социальные сборы. Люди не видят изменений в зависимости от того, платят они эти отчисления или нет. Деньги из федерального бюджета уходят в непонятные для многих направления, например, на поддержку крупных компаний, субсидии нефтяников, многомиллиардные и непрозрачные госзакупки, на обогащение долларовых миллиардеров, которые постоянно увеличивают свое состояние. Люди не понимают, зачем отдавать деньги непонятно куда, вместо того, чтобы сэкономить или потратить на те же продукты питания и одежду.
Они также не видят смысла в заботе о пополнении пенсионных сбережений и наборе баллов. Пенсионная система в последнее время менялась так часто и сильно, а ее накопительная часть вообще была заморожена, что граждане уверены — до их выхода на пенсию все равно все десять раз поменяется, поэтому незачем платить сейчас. Если старшее поколение рассматривает пенсию как более реальный фактор, который должен вступить в силу скоро, то для молодежи пенсия — это что-то абстрактное, практически невероятное.
У молодежи нет стимулов работать официально на белую зарплату. Поэтому между официальным трудоустройством с небольшим доходом и неофициальным с более высокой заплатой выбор для них очевиден.
Это происходит из-за печального благосостояния населения. Люди беспокоятся только о том, что имеют сейчас, не задумываясь о будущем. Винить их в этом ни в коем случае нельзя. Это естественная ответная реакция на повышение налогов, пенсионного возраста и другие меры.
Первопричиной такого поведения является правительство, которое старается закручивать гайки вместо того, чтобы пойти по пути снижения фискальной нагрузки на население. Снижение налогов ведет к развитию экономики, увеличению сборов в бюджет, а, значит, и снижению нагрузки на бюджет федеральный. Но наши финансовые власти предпочитают идти по пути закручивания гаек, отсюда и результат.
Новости экономики: Медведев пообещал рост доходов, низкую инфляцию и отсутствие безработицы