20 февраля Чертановский суд Москвы начал прения по громкому делу о растрате в НК «Бердяуш». Экс-руководители этой компании Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина, а также экономист Елена Дорожевич могут получить 4, 8 и 9 лет тюремного заключения, соответственно, впрочем, главный обвиняемый по делу, бывший сотрудник РЖД Сергей Вильшенко скрывается за границей, получив греческое гражданство. Избежавшие этой счастливой участи руководители нерудной компании пытаются давить на суд при помощи громких заявлений.
Напомним читателям суть дела. В 2014 году Артем Чайка купил компанию НК «Бердяуш», занимавшуюся крупными поставками щебня для российских железных дорог (ныне это «ПНК-Урал»). По версии государственного обвинения, как сообщается в статье «Аргументов недели», новый собственник привлёк для модернизации многомиллиардные кредиты под личное поручительство, а Сергей Вильшенко должен был сформировать управленческую команду. Спустя два года работы «Бердяуша» без вмешательства и контроля со стороны Артёма Чайки стало ясно, что вопреки огромным денежным вливаниям предприятие находится на грани банкротства, так как, команда эффективных менеджеров под управлением Сергея Вильшенко выводила деньги в подставные фирмы, говоря конкретнее, похищала их. Для этого формировались фиктивные долги перед контрагентами, которые существенно снизили выручку компании, лишив её функции перевозки щебня.
Читайте также
Лихие 90-е не уйдут: Власть продолжит цинично убивать бизнес
Президент, вступившись за предпринимателей знает, что происходит, мало того, предлагает новые статьи
Результатом всего этого стали исполнительные листы на сумму более 500 млн рублей, предъявленные НК в момент выплаты кредита в более чем 4 млрд рублей. Компания находилась в предбанкротном состоянии, и все обязательства по выплате кредита переходили на поручителя.
После этого новый собственник сменил управленческую команду. Артём Чайка, обеспечил выплаты по всем задолженностям и провёл внутренний аудит, в ходе которого и были обнаружены фиктивные контракты на страхование и экспедирование грузов, что стало причиной уголовного дела, которое было возбуждено летом 2017 года, сообщал «Коммерсант».
Экс-гендиректор НК «Бердяуш» Екатерина Краснихина считает судебный процесс ангажированным и записала обращение к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой, пользуясь тем, что в ходе следствия стала матерью. Краснихина утверждает, что Артем Чайка не выплатил Сергею Вильшенко рыночную стоимость компании в 80 млн. долларов, якобы зафиксированную в меморандуме, сообщает РБК.
Если это так, то Вильшенко стоило бы подать судебный иск, требуя исполнения условий меморандума, но этого за 5 лет сделано не было. Что касается сделки, то, как сообщает издание «Аргументы недели», она была полностью оплачена и оформлена в соответствии с законодательством РФ, причём, ни Вильшенко, ни Краснихина в числе продавцов НК «Бердяуш» не фигурировали.
Зато говорится о соглашении между Артёмом Чайкой и Сергеем Вильшенко о премировании команды управленцев при достижении определенных показателей. Речь шла о передаче 20% долей в компании после полного погашения задолженности перед Сбербанком (не раньше 2024 года), в котором новый собственник оформил кредит на 4,6 млрд рублей, и достижения устойчивого роста оборотов и прибыли.
В соглашении между Артёмом Чайкой и Сергеем Вильшенко есть ещё один важный пункт: в обмен на 20% в капитале «ПНК-Урал» последний должен был передать Чайке 80% долей в своих компаниях, чтобы укрепить совместный бизнес и увеличить масштабы деятельности. Это также не было исполнено Вильшенко.
Кроме того, после продажи акций ПНК частному инвестору выяснилось, что из компании выведена значительная часть вагонного парка. Все перевозки щебня с предприятий «Первой нерудной компании» для нужд РЖД стали проходить через конкурс, который, конечно же, выигрывали организации, аффилированные с Сергеем Вильшенко. Из-за потери транспортной составляющей рентабельность ПНК оказалась под вопросом. Сергей Вильшенко, не без участия которого, возникла эта ситуация, «умыл руки». Его теневые бухгалтеры и номинальные директора оказались на скамье подсудимых, некоторые из них — на нарах в СИЗО.
Сторона обвинения полагает, что теперь Краснихина и Дорожевич пытаются выставить себя политическими заключёнными, пока их начальник, подделавший по данным МВД греческий паспорт, скрывается за рубежом, работая над получением статуса беженца в Великобритании.
Читайте также
Суровые челябинские мужики бросают жен, заставляя платить их долги
Преуспевающий бизнесмен через суд повесил экс-супругу десятки миллионов
И это, как отмечают «Аргументы недели» для этого коллектива эффективных менеджеров, стало уже стандартной тактикой. Сергей Вильшенко, Екатерина Краснихина и Елена Дорожевич засветились в скандале с многомиллиардными хищениями на дорожных работах в Челябинской области. Краснихина входила в число руководителей фирм, участвовавших в аферах вокруг «дорожной революции» в Челябинской области.
В феврале 2019 года в ряде СМИ было размещено открытое письмо 76-летней Маргариты Бутаковой, обвиняемой в посредничестве при передаче взяток. Бутакова утверждает, что дело против неё, экс-губернатора Михаила Юревича и депутата Госдумы Вадима Белоусова построено лишь на показаниях родственника Вильшенко Алексея Башаева и Константина Овчинникова, которые и руководили дорожно-строительными предприятиями, участвовавшими в распиле бюджетных денег в 2010—2014 годах.
В своем письме Бутакова сетует на то, что дела против Алексея Башаева и Константина Овчинникова были переквалифицированы и, несмотря на собранные следствием доказательства, закрыты в связи с истечением срока давности. А бизнесмены успешно продвигают идею, что 3 млрд рублей были не похищены ими, а переданы в качестве взятки экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу и депутату Белоусову, пишет «АиФ».
Сторона обвинения, впрочем, уверена, что аналогичные манипуляции общественным мнением не помогут обвиняемым по делу НК «Бердяуш», и что правосудие доберется и до Сергея Вильшенко.
Новости о происшествиях: Самосуд в приморской школе вылился в уголовное дело