Материал комментируют:
Александр Сафонов
Николай Ахапкин
Пенсионный фонд России (ПФР) планирует запустить автоматическую технологию выявления граждан, живущих за чертой бедности. В тестовом режиме она будет апробирована в 8 регионах России: Кабардино-Балкарии, Татарстане и Приморском крае, а также Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской и Томской областях.
Не раскрывая абсолютно никаких технических подробностей анонсированной системы автоматического определения бедных, руководитель Пенсионного фонда Антон Дроздов подчеркнул, что она преследует сразу две стратегические цели. Во-первых, с ее помощью планируется повысить уровень реальных доходов граждан (стремительно падающих уже пять лет кряду). Во-вторых, этот механизм должен помочь снизить уровень бедности в стране в два раза (что, как известно, в теории полностью соответствует поставленной президентом России в последних «майских указах» задаче).
«По сути, мы такая информационная база для регионов и Минтруда для реализации этой программы. И помощь Росстату, конечно», — заявил Антон Дроздов, добавив, что в случае успеха эксперимента автоматическую систему по определению бедных распространят на всю страну.
Обсуждая с корреспондентом «СП» эту новость, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов отметил, что чисто технически такая возможность у ПФР имеется.
Читайте также
Н. Кричевский: Кремль поднимет пенсионный тариф, но пока не время
Власть так скоропалительно решала «проблему 2022», повышая возраст выхода на пенсию, что забыла о дефиците ПФР
— Достаточно полные сведения обо всех, кто работает, и с чьих зарплат отчисляются взносы, в информационные системы ПФР, естественно, поступают. И рассчитать размер зарплаты, исходя из этих уплаченных взносов, не составит труда. Далее на базе ПФР реально подготовить реестр, который должен собирать информацию обо всех социальных выплатах, как региональных, так и федеральных. В принципе, «загнать» в эту систему конкретного гражданина не слишком трудно.
Правда, отметил эксперт, данный механизм не лишен ряда недостатков. В частности, он не сможет учитывать доходы граждан, зарабатываемые в неформальном секторе рынка труда и не попадающие в орбиту взаимодействия с налоговой службой. А ведь россиян, получающих деньги из рук в руки при оказании каких-то услуг, довольно много.
— Кроме того, — обратил внимание Александр Сафонов, — сокращение бедности и повышение уровня реальных доходов населения вообще-то не входят в компетенцию ПФР, это прерогатива финансово-экономического блока правительства. Возможно, глава фонда имел в виду, что данная система станет лишь одним из элементов, которые помогут более четко выявить нуждающихся в соцпомощи людей и определить причину их бедности.
Потому что с помощью одной только этой системы снизить уровень бедности в стране вдвое и повысить реальные доходы населения нельзя никак. Ведь бедность у нас в стране порождается двумя основными факторами. Первый — низкая заработная плата, а второй, как производная от первого, — низкая пенсия. Вот и получается, что при низкой зарплате в страховой системе не получается накопить на достойную пенсию.
«СП»: — Когда же ситуация получит шанс измениться?
— Когда финансово-экономический блок правительства наконец-то сподобится разработать не просто очередную концепцию, а реальную программу создания рабочих мест, за которой последует реальный рост заработной платы, как это происходит везде в цивилизованном мире, вот тогда мы увидим какие-то результаты.
«СП»: — Какими эти результаты могут быть?
— Можно (и, конечно, нужно) потратить определенные средства на помощь семьям, имеющим низкий доход. Но такая ситуация не может быть экономически устойчивой. Гораздо правильнее сформировать хорошие экономические условия (а не болтать о них без дела несколько лет подряд). Причем это связано не только с национальными проектами. Нацпроекты, конечно, это хорошо, но вот только это очень и очень небольшая часть всей экономики. Надо браться за глобальные аспекты, которые до сих пор не решены.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Например, вопрос абсолютной защиты права собственности человека. Когда он будет с нуля выращивать свой бизнес и знать, что его потом никто не отберет. Это проблема доступности источников финансирования не под 10%-15% годовых, а, скажем, под 7%, что даст хоть какую-то маржинальность. Это вопросы, касающиеся законодательства, которое должно быть стабильным, а не меняться несколько раз в течение года. Иначе ничего не получится, мы так и будем продолжать эксплуатировать источники дохода от продажи нефти газа и металла и профицит от улучшения сырьевой конъюнктуры.
— Кстати, и у самого Пенсионного фонда тоже есть огромное количество серьезнейших внутренних проблем, — добавил руководитель Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, экономист Николай Ахапкин. — Согласно статистике жалоб на работу официальных ведомств на федеральном портале госуслуг, он занимает одну из лидирующих позиций по этому показателю. У россиян много претензий к тому, что фонд крайне медленно начисляет пенсии и вообще плохо работает с населением.
Кроме того, как уже ранее сообщала «СП», Николай Ахапкин заострил внимание еще и на том, что нынешний закон о деятельности Пенсионного фонда был принят еще в «ельцинские» времена, но до их пор статус этого ведомства все еще четко не определен и не понятен. На данный момент, пояснил эксперт, это не совсем ясная полугосударственная структура, в которую, тем не менее, идут бюджетные деньги. С этой позиции ее работа выглядит довольно странно, и для того, чтобы навести в этой сфере порядок, необходим как минимум новый закон, заново регламентирующий функционирование ПФР.
Читайте также
Жить стало лучше: Кремль убаюкивает себя благостными опросами
Доходы населения падают, но ВЦИОМ констатирует удовлетворенность россиян материальным положением
Конечно, согласились эксперты, ставить целью двукратное сокращение бедности в России и существенное повышение уровня доходов населения — дело необходимое. Вот только имеются серьезные сомнения в том, что обсуждаемыми сейчас методами этих целей можно достичь.
— Как снизить бедность за счет создания условий к резкому росту заработных плат без изменения качества занятости для большого количества людей я не вижу, — пояснил свою точку зрения Александр Сафонов. — Что же касается технической стороны вопроса, то, боюсь, будет то же самое, что было недавно и с повышением зарплат бюджетникам. Иными словами, если в России при определении степени бедности граждан продолжат использовать величину прожиточного минимума, как это делалось раньше и делается сейчас, то число бедных в стране может в конечном итоге сократиться. Но если же использовать для этого подходы, применяемые во всем мире, — например, в процентном соотношении к медианному доходу или по уровню затрат личного бюджета на продукты питания, — то доля нуждающихся бедняков в России напротив, имеет все шансы возрасти.
Новости пенсионной системы: Организаторы Дня людоеда рассказали о поддержке со стороны полиции
Проблемы пенсионной системы: Путин ломает голову, как отменить пенсионную реформу