Российская авиация опять угодила в «воздушную яму» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Российская авиация опять угодила в «воздушную яму» - «Экономика» 04:03 Вторник 0 652
3-09-2019, 04:03

Российская авиация опять угодила в «воздушную яму» - «Экономика»



Материал комментируют:
Российская авиация опять угодила в «воздушную яму» - «Экономика»

Антон Шабанов

Стоимость авиабилетов по итогам 2019 года вырастет на 9%-10% по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз «Известиям» дали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

По данным Ассоциации, только в первом квартале авиаперевозчики потеряли 45 млрд. рублей, а это на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом операционные убытки авиакомпаний за весь прошлый год составили порядка 54 млрд. рублей.

«Авиакомпании получают прибыль во втором и третьем кварталах, а первый и четвертый всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», — пояснил заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

Рост цен связан, в частности, с подорожанием авиакеросина, который составляет около трети стоимости билета. Если в этом году цена на керосин выросла на 1,5?2%, то в прошлом на 30%. Вступивший с 1 августа механизм компенсаций в авиакомпаниях считают малоэффективным: авиаперевозчики могут получить компенсации, если экспортная цена с учетом затрат на логистику превысит 48,3 тыс. руб. за тонну. Эта планка, по мнению Бориса Шокурова, слишком высокая и не позволяет воспользоваться демпфером.

Такого же мнения, как пишет издание, придерживаются и в авиакомпаниях. Так, в «Уральских авиалиниях» отметили, что получение компенсации возможно лишь при подорожании авиатоплива на мировом рынке на 15% и более, кроме того, механизм не привязан к реальным розничным ценам.


Читайте также

Русификация «Руслана»: Неразбериха в транспортных войсках
Где взять двигатель для отечественного сверхтяжелого самолета?

Как заявил еще 3 июля на совещании в Кремле вице-премьер Антон Силуанов, правительство ввело регулирование цен на авиакеросин в зависимости от цен на нефть.

«При цене авиакеросина свыше 48,3 тысячи за тонну, что соответствует примерно 70 долларам за баррель — у нас такая цена на керосин складывалась при ценах на нефть на мировом рынке 70 долларов за баррель, — мы будем вводить отрицательные обратные акцизы из доходов бюджета, которые получены за счёт нефтегазовых средств. Если цена будет превышать планку, которая будет уже влиять на цену на авиационные билеты, будем доплачивать из нефтегазовых доходов», — заверил он.

Стабилизировать цены на авиакеросин ранее потребовал президент Владимир Путин по итогам «прямой линии». Он обратил внимание на резкий скачок цен на керосин и, как следствие, на билеты. Это произошло из-за того, что авиатопливо не включили в соглашение с нефтяниками о стабилизации цен на нефтепродукты.

«Моторное топливо включили, все бензины и дизельку, а авиационный керосин не включили просто. …Цена в прошлом году скакнула на 30 с лишним процентов, а на билеты на самолёт на 9,5 процента. У нас никогда такого не было. У нас рост составлял обычно где-то в год два процента. Здесь сразу почти 10», — подчеркнул глава государства.

Впрочем, как считают некоторые эксперты, авиакомпании не спасет даже рост цен на авиабилеты.

«Если даже на 40%-60% поднимут цены, это позволит самым эффективным компаниям получать прибыль в 5%-7%, а наименее расчетливые будут по-прежнему иметь минус 5% маржи. В целом по системе будут близко к нулю», — заявил URA.RU авиаэксперт Борис Рыбак.

По его мнению, цены продолжат сильно расти, так как за последний год всё подорожало раза в полтора. Повышение стоимости билетов будет продолжаьтся до тех пор, пока пассажиропоток не упадет настолько, что для авиаперевозчиков это станет невыгодно. Однако, как считает Рыбак, определить это можно будет только на практике.

Беспокойство эксперта вызывает и тот факт, что за последние 10 лет уже закрылись многие авиакомпании и, если не принять меры, то их уход с рынка продолжится.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что одной из основных причин подорожания авиационного топлива стал налоговый маневр, а компенсационная планка достаточно высокая.

«На сегодняшний день, несмотря на то что уже второй год авиакомпании несут огромные убытки и, по сути, сейчас вся авиационная отрасль очень убыточна, авиапредприятия компенсации от государства так и не получают», — пояснил он BFM.ru.

Он также считает рост цен неизбежным, как и приближение ряда авиаперевозчиков к банкротству.

Независимый финансовый аналитик Антон Шабанов обращает внимание, что о своих проблемах авиаперевозчики говорят давно.

— Основная проблема в том, что растет стоимость авиакеросина, и растет много быстрее стоимости авиабилетов.

«СП»: — А что-то еще влияет?

— Есть еще причины, но не столь важные. Например, обслуживание в аэропортах. Оно то же растет. Было сравнение: в новых аэропортах, которые открываются в последние годы — тот же Саратов, Ростов, обслуживание стоит в полтора-два раза дороже, чем в старых аэропортах. Это уже политика наземных служб, но она не может не отражаться на стоимости авиационных билетов.

«СП»: — Почему компенсационный механизм, по мнению перевозчиков и некоторых экспертов, оказался неэффективен?

— Это сложная система. Перевозчики комментировали, что эти то ли льготы, то ли субсидии они так и не получили. Они держат цены, насколько могу. Как правило, они страхуют повышение стоимости авиакеросина, покупая его заранее, большими партиями, на длинный срок, но невозможно закупить авиационное топливо «до конца жизни». Когда запас истощается, приходится покупать на новое длинное будущее, но уже и по новым ценам. Собственно, эти новые цены мы и видим в наших авиабилетах.

«СП»: — Эта ситуация не приведет к банкротствам авиаперевозчиков, как это было несколько лет назад?

— Авиакомпании будут до последнего откладывать повышение цен на билеты, так как понимают, что любое повышение стоимости, тем более серьезное, скажется на пассажиропотоке и на денежном потоке для бизнеса. Постараются сделать все безболезненно, но, к сожалению, математика штука суровая: если себестоимость какой-то услуги 100 рублей, а ты продаешь ее по 50, будешь в минусе, как бы ни считал.

Не думаю, что будут банкротства, но то, что авиационный бизнес перестанет быть «жирным», сверхдоходным — это точно.


Читайте также

США набирают переводчиков для допроса пленных русских моряков
Если санкции против нашей страны станут тотальными, то корабли USCG обязаны будут задерживать российские газовозы с СПГ

«СП»: — Но у нас билеты и так недешевые. И многие жители Петербурга, например, предпочитают летать из Финляндии, потому что это дешевле. Почему же такие дорогие билеты в России?

— Это многофакторная модель, она не привязана к какому-то одному показателю.

Возможно, это в том числе вопрос аэропортовых сборов. Если там он намного дешевле, чем у нас, то и билеты будут дешевле.

Нельзя забывать, что зарубежный рынок авиационных услуг гораздо более развит, чем российский. Не все же летают дорогими компаниями и в бизнес-классе. Есть экономные перевозки, лоукостеры. А у нас из лоукостеров только «Победа». Да и та не летает во многие аэропорты, потому что, опять же, дорогие аэропортовые сборы и туда невыгодно летать.

Авиационные услуги по развитости, конкуренции за рубежом намного выше наших.

«СП»: — Что-то реально сделать, чтобы цены если не уменьшались, то хотя бы не росли?

— Здесь два варианта. Либо субсидировать из бюджета, но субсидии рано или поздно могут кончиться, потому что бюджет не резиновый. Либо сделать что-то, чтобы цены не росли, в том числе и мировые, на авиакеросин, но это сложно.

На минимальный уровень инфляции цены будут всегда расти. Другое дело, что у нас официальная инфляция 4% плюс-минус, а билеты растут быстрее. Это вопрос к статистическим данным: либо реальность другая, либо статистика что-то неправильно считает.

Бизнес в России: «Суперджет» провалился, МС-21 — на очереди?

Новости экономики: «GM-АвтоВАЗ» приостановит работу конвейера из-за падения продаж


Материал комментируют: Антон Шабанов Стоимость авиабилетов по итогам 2019 года вырастет на 9%-10% по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз «Известиям» дали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По данным Ассоциации, только в первом квартале авиаперевозчики потеряли 45 млрд. рублей, а это на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом операционные убытки авиакомпаний за весь прошлый год составили порядка 54 млрд. рублей. «Авиакомпании получают прибыль во втором и третьем кварталах, а первый и четвертый всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», — пояснил заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. Рост цен связан, в частности, с подорожанием авиакеросина, который составляет около трети стоимости билета. Если в этом году цена на керосин выросла на 1,5?2%, то в прошлом на 30%. Вступивший с 1 августа механизм компенсаций в авиакомпаниях считают малоэффективным: авиаперевозчики могут получить компенсации, если экспортная цена с учетом затрат на логистику превысит 48,3 тыс. руб. за тонну. Эта планка, по мнению Бориса Шокурова, слишком высокая и не позволяет воспользоваться демпфером. Такого же мнения, как пишет издание, придерживаются и в авиакомпаниях. Так, в «Уральских авиалиниях» отметили, что получение компенсации возможно лишь при подорожании авиатоплива на мировом рынке на 15% и более, кроме того, механизм не привязан к реальным розничным ценам. Читайте также Русификация «Руслана»: Неразбериха в транспортных войсках Где взять двигатель для отечественного сверхтяжелого самолета? Как заявил еще 3 июля на совещании в Кремле вице-премьер Антон Силуанов, правительство ввело регулирование цен на авиакеросин в зависимости от цен на нефть. «При цене авиакеросина свыше 48,3 тысячи за тонну, что соответствует примерно 70 долларам за баррель — у нас такая цена на керосин складывалась при ценах на нефть на мировом рынке 70 долларов за баррель, — мы будем вводить отрицательные обратные акцизы из доходов бюджета, которые получены за счёт нефтегазовых средств. Если цена будет превышать планку, которая будет уже влиять на цену на авиационные билеты, будем доплачивать из нефтегазовых доходов», — заверил он. Стабилизировать цены на авиакеросин ранее потребовал президент Владимир Путин по итогам «прямой линии». Он обратил внимание на резкий скачок цен на керосин и, как следствие, на билеты. Это произошло из-за того, что авиатопливо не включили в соглашение с нефтяниками о стабилизации цен на нефтепродукты. «Моторное топливо включили, все бензины и дизельку, а авиационный керосин не включили просто. …Цена в прошлом году скакнула на 30 с лишним процентов, а на билеты на самолёт на 9,5 процента. У нас никогда такого не было. У нас рост составлял обычно где-то в год два процента. Здесь сразу почти 10», — подчеркнул глава государства. Впрочем, как считают некоторые эксперты, авиакомпании не спасет даже рост цен на авиабилеты. «Если даже на 40%-60% поднимут цены, это позволит самым эффективным компаниям получать прибыль в 5%-7%, а наименее расчетливые будут по-прежнему иметь минус 5% маржи. В целом по системе будут близко к нулю», — заявил URA.RU авиаэксперт Борис Рыбак. По его мнению, цены продолжат сильно расти, так как за последний год всё подорожало раза в полтора. Повышение стоимости билетов будет продолжаьтся до тех пор, пока пассажиропоток не упадет настолько, что для авиаперевозчиков это станет невыгодно. Однако, как считает Рыбак, определить это можно будет только на практике. Беспокойство эксперта вызывает и тот факт, что за последние 10 лет уже закрылись многие авиакомпании и, если не принять меры, то их уход с рынка продолжится. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что одной из основных причин подорожания авиационного топлива стал налоговый маневр, а компенсационная планка достаточно высокая. «На сегодняшний день, несмотря на то что уже второй год авиакомпании несут огромные убытки и, по сути, сейчас вся авиационная отрасль очень убыточна, авиапредприятия компенсации от государства так и не получают», — пояснил он BFM.ru. Он также считает рост цен неизбежным, как и приближение ряда авиаперевозчиков к банкротству. Независимый финансовый аналитик Антон Шабанов обращает внимание, что о своих проблемах авиаперевозчики говорят давно. — Основная проблема в том, что растет стоимость авиакеросина, и растет много быстрее стоимости авиабилетов. «СП»: — А что-то еще влияет? — Есть еще причины, но не столь важные. Например, обслуживание в аэропортах. Оно то же растет. Было сравнение: в новых аэропортах, которые открываются в последние годы — тот же Саратов, Ростов, обслуживание стоит в полтора-два раза дороже, чем в старых аэропортах. Это уже политика наземных служб, но она не может не отражаться на стоимости авиационных билетов. «СП»: — Почему компенсационный механизм, по мнению перевозчиков и некоторых экспертов, оказался неэффективен? — Это сложная система. Перевозчики комментировали, что эти то ли льготы, то ли субсидии они так и не получили. Они держат цены, насколько могу. Как правило, они страхуют повышение стоимости авиакеросина, покупая его заранее, большими партиями, на длинный срок, но невозможно закупить авиационное топливо «до конца жизни». Когда запас истощается, приходится покупать на новое длинное будущее, но уже и по новым ценам. Собственно, эти новые цены мы и видим в наших авиабилетах. «СП»: — Эта ситуация не приведет к банкротствам авиаперевозчиков, как это было несколько лет назад? — Авиакомпании будут до последнего откладывать повышение цен на билеты, так как понимают, что любое повышение стоимости, тем более серьезное, скажется на пассажиропотоке и на денежном потоке для бизнеса. Постараются сделать все безболезненно, но, к сожалению, математика штука суровая: если себестоимость какой-то услуги 100 рублей, а ты продаешь ее по 50, будешь в минусе, как бы ни считал. Не думаю, что будут банкротства, но то, что авиационный бизнес перестанет быть «жирным», сверхдоходным — это точно. Читайте также США набирают переводчиков для допроса пленных русских моряков Если санкции против нашей страны станут тотальными, то корабли USCG обязаны будут задерживать российские газовозы с СПГ «СП»: — Но у нас билеты и так недешевые. И многие жители Петербурга, например, предпочитают летать из Финляндии, потому что это дешевле. Почему же такие дорогие билеты в России? — Это многофакторная модель, она не привязана к какому-то одному показателю. Возможно, это в том числе вопрос аэропортовых сборов. Если там он намного дешевле, чем у нас, то и билеты будут дешевле. Нельзя забывать, что зарубежный рынок авиационных услуг гораздо более развит, чем российский. Не все же летают дорогими компаниями и в бизнес-классе. Есть экономные перевозки, лоукостеры. А у нас из лоукостеров только «Победа». Да и та не летает во многие аэропорты, потому что, опять же, дорогие аэропортовые сборы и туда невыгодно летать. Авиационные услуги по развитости, конкуренции за рубежом намного выше наших. «СП»: — Что-то реально сделать, чтобы цены если не уменьшались, то хотя бы не росли? — Здесь два варианта. Либо субсидировать из бюджета, но субсидии рано или поздно могут кончиться, потому что бюджет не резиновый. Либо сделать что-то, чтобы цены не росли, в том числе и мировые, на авиакеросин, но это сложно. На минимальный уровень инфляции цены будут всегда расти. Другое дело, что у нас официальная инфляция 4% плюс-минус, а билеты растут быстрее. Это вопрос к статистическим данным: либо реальность другая, либо статистика что-то неправильно считает. Бизнес в России: «Суперджет» провалился, МС-21 — на очереди? Новости экономики: «GM-АвтоВАЗ» приостановит работу конвейера из-за падения продаж
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 918 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl