«Деревянный» приговорили: В 2024-м рубль спикирует на доллар - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Деревянный» приговорили: В 2024-м рубль спикирует на доллар - «Экономика» 20:00 Суббота 0 331
23-11-2019, 20:00

«Деревянный» приговорили: В 2024-м рубль спикирует на доллар - «Экономика»



Материал комментируют:
«Деревянный» приговорили: В 2024-м рубль спикирует на доллар - «Экономика»

Андрей Бунич

Никита Масленников

К 2024 году Россия почти треть своей внешней торговли должна вести в рублях. Такую амбициозную цель сформулировало Минэкономики в проекте внешнеторговых ключевых показателей эффективности, который представят правительственной комиссии по экономическому развитию. 22 ноября об этом сообщило РБК со ссылкой на копию проекта.

Если быть точным, долю рубля во внешнеторговых расчетах планируется поднять с 20,3% (данные за 2018 год) до 30%.

РБК подсчитал, пользуясь данными Банка России: по итогам первого полугодия 2019 года доля рубля в расчетах по внешнеторговым договорам составляет 21,2% Это значит, что российские компании рассчитались в рублях за товары и услуги на сумму $ 84 млрд. в долларовом эквиваленте (5,38 трлн. рублей по среднему курсу за период). При этом по экспорту Россия получает всего 14,4% в рублях, зато по импорту оплачивает в собственной валюте 31%.

Что характерно, во внешних расчетах РФ доллар по-прежнему остается валютой №?1. Его доля — 51,2% в первом полугодии 2019 года. Правда, эта доля снижается — за весь 2018-й год она составляла 54,8%. Но рекордным такое снижение точно не назовешь.


Читайте также

Счастье материнства. Как быстрее забеременеть
В Москве работает один из крупнейших в Европе банков донорских клеток

С евро ситуация обратная — его доля выросла с 22,5% в 2018 году до 24,6% в первой половине текущего года. Так что говорить, что евро вытесняет доллар тоже не приходится.

Согласно наполеоновским планами Минэкономики, к 2024 году рубль сравняется с долларом и евро по доле в российской внешней торговле. Или даже опередит одну из этих валют — например, постепенно теряющий позиции доллар. В результате 2024 году внешняя торговля России в эквиваленте по меньшей мере $ 300 млрд. будет вестись в российских рублях

Кроме того, Минэкономразвития предполагает, что к 2024 году доля расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) достигнет 90% по сравнению с 76,6% в 2019 году. Сейчас на долю рубля приходится более 70% торговых расчетов в ЕАЭС, на другие национальные валюты — чуть более 2%.

По мнению экспертов, исключить из расчетов доллар вполне реально. Можно рассчитываться с контрагентами в других валютах — не только в юанях и евро. Например, можно привязывать контракты к доллару, но с расчетами в национальных валютах на даты исполнения. Именно так поступал Советский Союз — и через систему зарубежных спецбанков осуществлял торговлю и финансовые операции со всем миром.

Главное, считают аналитики, чтобы России было чем торговать. Если потребность купить российский товар реальная, наши контрагенты на Западе и Востоке найдут, чем рассчитаться вместо долларов.

Но наши товары можно будет заменить — вот тогда возникнут проблемы. Так случится, если Запад сумеет вытолкать нас с энергетического рынка, и наши нефть и газ станут ненужными. Вот тогда система расчетов нас не спасет.

На деле, серьезная дедолларизация опирается на изменение структуры экономики — в пользу импортозамещения, развития экспортно-ориентированных отраслей, налаживания новых кооперационных связей с другими партнерами.

У нас же весь ВВП, резервы, уровень жизни — зеркальное отражение мировой финансовой конъюнктуры. Когда в мире все растет, а энергетические активы идут в гору — и в России растет экономика, прибавляется денежная масса. Но как только мировая экономика тормозит — у нас показатели летят вниз.

Это целая цепочка связей, и мы от нее полностью зависим — зависит вся наша выручка, все, что мы имеем. Можно ли изменить это положение, доведя рублевую долю во внешних расчетах до 30% - вопрос риторический.

— Торговля в национальной валюте несколько снижает потери для импортеров и экспортеров на конвертацию, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Известны случаи, когда импортеры при переходе в расчетах с доллара на евро нести дополнительные издержки в 3?4%. Кроме того, торговля в нацвалюте формирует дополнительный денежный поток, который можно тратить на внутреннем рынке.

Плюс, конечно, увеличение доли рубля во внешней структуре расчетов решает политическую задачу. Кремль, отказываясь от доллара, демонстрирует таким образом свою самостоятельность и независимость.

Замечу, что подобные политически задачи меняются в зависимости от геополитической обстановки. И главное здесь, я считаю, чтобы политика не становилась значительным обременением для экономики.

Конечно, надо ставить себе цели в направлении дедолларизации, как это делает Минэкономики. Но совершенно точно не нужно делать это одним махом: мол, прямо сейчас мы от доллара откажемся.

«СП»: — Насколько реалистичны планы Минэконеомразвития?

— Параметры прогноза, на мой взгляд, чрезмерно оптимистические. Еще неизвестно, как будут складываться обстоятельства с внешними рисками до 2024 года.

В течение этого времени, как всем очевидно, мировая экономика с очень большой вероятностью переживет глобальный спад. Как показывает опыт кризисов, в подобных ситуациях доверие к валютам развивающихся рынков — это касается и России — испытывается на прочность. И тут уж роста доли национальных валют во внешнеторговых расчетах не происходит — напротив, наблюдается ее сокращение.

«СП»: — Что нужно, чтобы доля рубля во внешних расчетах реально выросла?

— Доверие к любой национальной валюте и спрос на нее зависят, прежде всего, от темпов роста экономики.

В отношении России, пока на ее активы вроде бы поддерживается устойчивый спрос со стороны иностранных инвесторов. Об этом говорит тот факт, что доля нерезидентов на рынке ОФЗ вернулась к 30?31%. Наши ценные бумаги сейчас выглядят более привлекательными, чем, скажем, бумаги Китая.

Но строить на этом долгосрочные прогнозы я бы не стал. В ОФЗ вкладывается спекулятивный западный капитал — сегодня эти деньги есть, а завтра они исчезнут.

Что до темпов роста экономики РФ — они выглядят невразумительно. Нет никаких оснований полагать, что до 2024 года рост превысит 3% ВВП.

Чтобы рубль выглядел привлекательно, в российской экономике очень многое надо менять. Устранять структурные ограничения, улучшать инвестиционный климат, стимулировать экономику за счет госрасходов. Вся эта повестка известна, но уровень готовности правительства к ее исполнению вызывает массу вопросов.

«СП»: — Какая валюта может заменить доллар?

— Здесь ситуация складывается непросто. Мировая финансовая система становится все более полицентричной, и доля доллара в международных платежах сокращается. Тем не менее, по оценкам, она все равно не опустится ниже 50?60%.

Есть, конечно, тенденция к подрастанию доли евро. Но большой вопрос, как в ближайший год европейская валюта переживет «Брекзит», и каким образом еврозона будет вылезать из отрицательных ставок ЕЦБ и стимулировать свой рост.

Валюты второго эшелона — канадский доллар, австралийский доллар, швейцарский франк — основные заменить не могут, и выполняют в нынешней системе чисто техническую функцию хеджирования рисков.


Читайте также

Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов
Вместе со стартом выборов губернаторы опять пойдут в Москву просить деньги на мегапроекты

Юань пока занимает не более 2?3% от мирового платежного оборота, рубль — около 1%.

В целом, какие-то резкие структурные изменения здесь маловероятны.

«СП»: — Насколько для нас рационально перейти во внешней торговле на рубли?

— Здесь важен здравый смысл. Торговля в нацвалютах подразумевает выстраивание долгосрочных отношений, и важно с самого начала понимать: что за эту валюту можно купить на рынках контрагента, какая емкость этих рынков.

В такой ситуации, хочешь или нет, приходится выбирать какую-то признанную международную валюту. Пусть не доллар, так евро.

— Американской валюте объективно нет замены, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России, кандидат экономических наук Андрей Бунич. — Евро не может заменить доллар — просто потому, что Евросоюз не собирается этого делать.

Попытка сделать свою валюту общемировой влечет за собой необходимость выпускать эту валюту в значительно больших масштабах, чем объемы собственной экономики. Между тем, легко можно убедиться, что объемы расчетов в евро полностью коррелируют с объемом экономики ЕС. Европейцы четко поддерживают баланс, и заходить за эту черту не намерены, поскольку это создает нестабильность для валюты.

Замечу, что и Китай не собирается делать юань мировой валютой. Он его использует только для торговых сделок, а также исключительно для своих инвестиционных соглашений — и больше никак. У Пекина вообще нет желания либерализовать свой финансовый и валютный рынок — это крайне опасно.

Поэтому сегодня уже ясно, что доллар сменит не какая-то международная валюта, и точно не валюта какой-то страны. Уйдет вся нынешняя — архаичная — валютная система, и будет построена новая. Скорее всего, она будет построена вокруг корпоративных платежных платформ, и затем трансформируется в какие-то новые деньги.

Новости России: Россиянине потратили 4,6 млрд рублей на гаджеты для компьютерных игр

Курс доллара: Эксперты рассказали, что будет с курсом рубля к Новому году


Материал комментируют: Андрей Бунич Никита Масленников К 2024 году Россия почти треть своей внешней торговли должна вести в рублях. Такую амбициозную цель сформулировало Минэкономики в проекте внешнеторговых ключевых показателей эффективности, который представят правительственной комиссии по экономическому развитию. 22 ноября об этом сообщило РБК со ссылкой на копию проекта. Если быть точным, долю рубля во внешнеторговых расчетах планируется поднять с 20,3% (данные за 2018 год) до 30%. РБК подсчитал, пользуясь данными Банка России: по итогам первого полугодия 2019 года доля рубля в расчетах по внешнеторговым договорам составляет 21,2% Это значит, что российские компании рассчитались в рублях за товары и услуги на сумму $ 84 млрд. в долларовом эквиваленте (5,38 трлн. рублей по среднему курсу за период). При этом по экспорту Россия получает всего 14,4% в рублях, зато по импорту оплачивает в собственной валюте 31%. Что характерно, во внешних расчетах РФ доллар по-прежнему остается валютой №?1. Его доля — 51,2% в первом полугодии 2019 года. Правда, эта доля снижается — за весь 2018-й год она составляла 54,8%. Но рекордным такое снижение точно не назовешь. Читайте также Счастье материнства. Как быстрее забеременеть В Москве работает один из крупнейших в Европе банков донорских клеток С евро ситуация обратная — его доля выросла с 22,5% в 2018 году до 24,6% в первой половине текущего года. Так что говорить, что евро вытесняет доллар тоже не приходится. Согласно наполеоновским планами Минэкономики, к 2024 году рубль сравняется с долларом и евро по доле в российской внешней торговле. Или даже опередит одну из этих валют — например, постепенно теряющий позиции доллар. В результате 2024 году внешняя торговля России в эквиваленте по меньшей мере $ 300 млрд. будет вестись в российских рублях Кроме того, Минэкономразвития предполагает, что к 2024 году доля расчетов в национальных валютах между странами ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) достигнет 90% по сравнению с 76,6% в 2019 году. Сейчас на долю рубля приходится более 70% торговых расчетов в ЕАЭС, на другие национальные валюты — чуть более 2%. По мнению экспертов, исключить из расчетов доллар вполне реально. Можно рассчитываться с контрагентами в других валютах — не только в юанях и евро. Например, можно привязывать контракты к доллару, но с расчетами в национальных валютах на даты исполнения. Именно так поступал Советский Союз — и через систему зарубежных спецбанков осуществлял торговлю и финансовые операции со всем миром. Главное, считают аналитики, чтобы России было чем торговать. Если потребность купить российский товар реальная, наши контрагенты на Западе и Востоке найдут, чем рассчитаться вместо долларов. Но наши товары можно будет заменить — вот тогда возникнут проблемы. Так случится, если Запад сумеет вытолкать нас с энергетического рынка, и наши нефть и газ станут ненужными. Вот тогда система расчетов нас не спасет. На деле, серьезная дедолларизация опирается на изменение структуры экономики — в пользу импортозамещения, развития экспортно-ориентированных отраслей, налаживания новых кооперационных связей с другими партнерами. У нас же весь ВВП, резервы, уровень жизни — зеркальное отражение мировой финансовой конъюнктуры. Когда в мире все растет, а энергетические активы идут в гору — и в России растет экономика, прибавляется денежная масса. Но как только мировая экономика тормозит — у нас показатели летят вниз. Это целая цепочка связей, и мы от нее полностью зависим — зависит вся наша выручка, все, что мы имеем. Можно ли изменить это положение, доведя рублевую долю во внешних расчетах до 30% - вопрос риторический. — Торговля в национальной валюте несколько снижает потери для импортеров и экспортеров на конвертацию, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Известны случаи, когда импортеры при переходе в расчетах с доллара на евро нести дополнительные издержки в 3?4%. Кроме того, торговля в нацвалюте формирует дополнительный денежный поток, который можно тратить на внутреннем рынке. Плюс, конечно, увеличение доли рубля во внешней структуре расчетов решает политическую задачу. Кремль, отказываясь от доллара, демонстрирует таким образом свою самостоятельность и независимость. Замечу, что подобные политически задачи меняются в зависимости от геополитической обстановки. И главное здесь, я считаю, чтобы политика не становилась значительным обременением для экономики. Конечно, надо ставить себе цели в направлении дедолларизации, как это делает Минэкономики. Но совершенно точно не нужно делать это одним махом: мол, прямо сейчас мы от доллара откажемся. «СП»: — Насколько реалистичны планы Минэконеомразвития? — Параметры прогноза, на мой взгляд, чрезмерно оптимистические. Еще неизвестно, как будут складываться обстоятельства с внешними рисками до 2024 года. В течение этого времени, как всем очевидно, мировая экономика с очень большой вероятностью переживет глобальный спад. Как показывает опыт кризисов, в подобных ситуациях доверие к валютам развивающихся рынков — это касается и России — испытывается на прочность. И тут уж роста доли национальных валют во внешнеторговых расчетах не происходит — напротив, наблюдается ее сокращение. «СП»: — Что нужно, чтобы доля рубля во внешних расчетах реально выросла? — Доверие к любой национальной валюте и спрос на нее зависят, прежде всего, от темпов роста экономики. В отношении России, пока на ее активы вроде бы поддерживается устойчивый спрос со стороны иностранных инвесторов. Об этом говорит тот факт, что доля нерезидентов на рынке ОФЗ вернулась к 30?31%. Наши ценные бумаги сейчас выглядят более привлекательными, чем, скажем, бумаги Китая. Но строить на этом долгосрочные прогнозы я бы не стал. В ОФЗ вкладывается спекулятивный западный капитал — сегодня эти деньги есть, а завтра они исчезнут. Что до темпов роста экономики РФ — они выглядят невразумительно. Нет никаких оснований полагать, что до 2024 года рост превысит 3% ВВП. Чтобы рубль выглядел привлекательно, в российской экономике очень многое надо менять. Устранять структурные ограничения, улучшать инвестиционный климат, стимулировать экономику за счет госрасходов. Вся эта повестка известна, но уровень готовности правительства к ее исполнению вызывает массу вопросов. «СП»: — Какая валюта может заменить доллар? — Здесь ситуация складывается непросто. Мировая финансовая система становится все более полицентричной, и доля доллара в международных платежах сокращается. Тем не менее, по оценкам, она все равно не опустится ниже 50?60%. Есть, конечно, тенденция к подрастанию доли евро. Но большой вопрос, как в ближайший год европейская валюта переживет «Брекзит», и каким образом еврозона будет вылезать из отрицательных ставок ЕЦБ и стимулировать свой рост. Валюты второго эшелона — канадский доллар, австралийский доллар, швейцарский франк — основные заменить не могут, и выполняют в нынешней системе чисто техническую функцию хеджирования рисков. Читайте также Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов Вместе со стартом выборов губернаторы опять пойдут в Москву просить деньги на мегапроекты Юань пока занимает не более 2?3% от мирового платежного оборота, рубль — около 1%. В целом, какие-то резкие структурные изменения здесь маловероятны. «СП»: — Насколько для нас рационально перейти во внешней торговле на рубли? — Здесь важен здравый смысл. Торговля в нацвалютах подразумевает выстраивание долгосрочных отношений, и важно с самого начала понимать: что за эту валюту можно купить на рынках контрагента, какая емкость этих рынков. В такой ситуации, хочешь или нет, приходится выбирать какую-то признанную международную валюту. Пусть не доллар, так евро. — Американской валюте объективно нет замены, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России, кандидат экономических наук Андрей Бунич. — Евро не может заменить доллар — просто потому, что Евросоюз не собирается этого делать. Попытка сделать свою валюту общемировой влечет за собой необходимость выпускать эту валюту в значительно больших масштабах, чем объемы собственной экономики. Между тем, легко можно убедиться, что объемы расчетов в евро полностью коррелируют с объемом экономики ЕС. Европейцы четко поддерживают баланс, и заходить за эту черту не намерены, поскольку это создает нестабильность для валюты. Замечу, что и Китай не собирается делать юань мировой валютой. Он его использует только для торговых сделок, а также исключительно для своих инвестиционных соглашений — и больше никак. У Пекина вообще нет желания либерализовать свой финансовый и валютный рынок — это крайне опасно. Поэтому сегодня уже ясно, что доллар сменит не какая-то международная валюта, и точно не валюта какой-то страны. Уйдет вся нынешняя — архаичная — валютная система, и будет построена новая. Скорее всего, она будет построена вокруг корпоративных платежных платформ, и затем трансформируется в какие-то новые деньги. Новости России: Россиянине потратили 4,6 млрд рублей на гаджеты для компьютерных игр Курс доллара: Эксперты рассказали, что будет с курсом рубля к Новому году

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl