На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет четвертого опытного образца пассажирского авиалайнера МС-21?300. Продолжительность полета составила 1 час 40 минут, он проходил на высоте трех тысяч метров на скорости 500 км/ч. Полет прошел в штатном режиме, полетное задание было полностью выполнено.
Это важное для отечественной гражданской самолетостроительной отрасли событие прокомментировали сразу два чиновника высокого ранга.
Пресс-служба авиакомпании «Иркут» приводит высказывание министра промышленности и торговли Дениса Мантурова: «2019 год был продуктивным для всех участников программы МС-21. Три самолёта успешно проходят лётные сертификационные испытания по российским и европейским нормам. Изготовлены крупногабаритные панели из российских композитов. Самолёт МС-21?300 с комфортабельным пассажирским салоном впервые был представлен на МАКС-2019. Лайнер получил позитивные отзывы специалистов и тепло встречен широкой общественностью».
Председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОСК) Анатолий Сердюков предначертал самолету прекрасное будущее за счет того, что он «по своим лётно-техническим характеристикам и экономичности превосходит все существующие аналоги, что подтверждается результатами испытаний». Бывший министр обороны сказал, что в ближайшие два десятилетия авиакомпаниям России потребуется от 800 до 1000 самолетов в этом сегменте. При этом Сердюков отметил значительный вклад корпорации «Ростех» в создание авиалайнера — предприятия возглавляемой Сергеем Чемезовым корпорации производят более половины всей авионики, которая используется в авиалайнере.
Читайте также
Нефть и газ-2019: «Северный поток-2» остановлен, транзитная война с Украиной проиграна
Несмотря на очевидные провалы, правительство и «Газпром» не унывают
И вот тут прозвучал очень важный момент не только применительно к МС-21, но и ко всей нашей авиастроительной отрасли: «Ростех» обеспечивает поставки композитных изделий.
Еще совсем недавно главная проблема МС-21 заключалась именно в отсутствии композитных материалов необходимого качества. Самолет был спроектирован в благостные, досанкционные, времена. В нем было запланировано использование только 38% отечественных комплектующих. Впоследствии это сильно осложнило жизнь и конструкторам, и производителям как самого самолета, так и его комплектующих.
В самолете используется «черное крыло», то есть в нем применены углеродные композитные материалы. Лишь при помощи такой технологии удается построить крыло необходимого удлинения и формы. Именно оно способно одновременно и повысить комфорт для пассажиров за счет расширения фюзеляжа по отношению к общепринятому стандарту, и максимально снизить расход топлива, благодаря достижению прекрасной аэродинамики самолета. То, что МС-21 по экономичности превосходит известные аналоги — это не пустой звук, а вполне конкретная реальность.
Однако если «черного крыла» не будет, то большая часть достоинств самолета отпадает. Из-за чего он проиграет вчистую российский рынок двум гигантам — «Боингу» и «Аэйрбасу».
На трех самолетах, которые произвела авиакомпания «Иркут», с крылом проблем не было. Его разработала компания «АэроКомпозит», входящая в ОАК, и произвела на своем заводе в Казани. В качестве одного из исходных материалов использовалась углеродная лента, которая закупалась в США и в Японии. Когда началась гонка санкций, американцы внесли «АэроКомпозит» в черные списки. Поставка ленты на этом завершилась. Более того, США настояли на том, чтобы и Япония в конце прошлого года отказалась от поставок продукции в Россию, хоть ни под какими санкциями в Токио не подписывались.
В России не было компонентов крыла необходимого качества, в связи с чем над судьбой самолета повис большой вопрос. Правда, накопились запасы некогда приобретенной в Японии углеродной ленты. Их должно было бы хватить еще на 6 самолетов. То есть с уже построенными тремя должно получиться девять.
Поэтому нельзя с точностью утверждать, что крыло четвертого МС-21?300 именно чисто российское. Крупные чиновники в заявлениях для прессы часто путают желаемое и действительное, дабы показать, что возглавляемый ими департамент демонстрирует прекрасную работу.
Дело в том, что еще в конце минувшего лета никаких отечественных компонентов для производства «черного крыла» не было. Были лишь хорошие перспективы его получить. Но Сердюков как-то уж слишком стремительно трансформировал перспективы в реальность.
Логично было бы предположить, что подарок самолетостроителям должен был бы сделать глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Именно в этой корпорации, как явствует из ее триумфальных релизов, творят чудеса с углеродосодержащими материалами, а конкретно — с графитом. Однако «Роснано» не в состоянии хоть что-то предложить самолетостроителям.
Гораздо больше пользы для ОСК от другой госкорпорации — «Росатом». В состав «Росатома» входит научно-производственная корпорация «Химпроминжиниринг», объединившая целый ряд исследовательских компаний и заводов. Здесь была разработана технология производства углеродосодержащих материалов, которые нашли применение не только в ядерной энергетике, но и в других секторах машиностроения.
Так вот, на заводе в Елабуге (республика Татарстан) в 2016 году было открыто производство углеродосодержащих полимеров. В частности, там начали делать необходимый компонент «черного крыла» — углеродную ленту. Однако степень чистоты материала (содержание примесей) была недостаточной. В связи с чем правительство России минувшим летом заключило с «Росатомом» контракт на строительство второй производственной линии, которая выпускала бы материал необходимого для использовании в МС-21?300 качества.
Контракт предполагает запуск линии, выпускающей композитный полуфабрикат необходимый чистоты, в конце 2020 года. Вот тогда и начнется серийное производство МС-21?300 с полностью своим «черным крылом». А до этого построят несколько самолетов на запасах японского сырья.
Читайте также
За русский Крым ответили казахи
Украина начинает потрошить иностранные авиакомпании, летающие над полуостровом
Но была и еще одна проблема — двигатель. На трех первых машинах установлены моторы компании Pratt & Whitney. На этом поставки были прекращены.
К счастью, параллельно с созданием самолета в Перми в АО «ОДК-Авиадвигатель» разрабатывался турбовентиляторный двигатель ПД-14 с тягой в 14 тонн. В этом году «Иркуту» были переданы два готовых двигателя. Еще два должны передать в следующем году. То есть пермяки подошли вплотную к началу серийного производства.
Но тут есть один тонкий момент. На своих двигателях самолеты пару лет смогут летать только на внутренних российских трассах. Соответственно, их пока не будут брать иностранные заказчики. Именно поэтому твердый контракт с «Иркутом» заключили лишь российские авиакомпании — на 80 самолетов. Зарубежные компании, подписав соглашения о намерениях на четыре десятка самолетов, решили выждать. И это абсолютно правильно, поскольку самолет должен показать, насколько он хорош в эксплуатации.
Дело в том, что пермский «Авиадвигатель» некоторое время назад предпринял попытку получить на ПД-14 европейский сертификат EASA. Однако европейское агентство безопасности гражданской авиации предоставило перечень необходимых доработок двигателя. Они могут быть учтены не раньше середины 2021 года. Вот тогда для авиалайнера и распахнется окно в Европу. А пока рапортовать об успехах рано.
Импортозамещение: Государство потратит более 15 миллиардов на «импортозамещённый» Sukhoi Superjet
Новости экономики: Путин рассказал о последствиях санкций для российской экономики