Материал комментируют:
Вячеслав Максименко
Никита Рябинин
Единственная фракция, которая воздержалась от голосования по кандидатуре Михаила Мишустина в Госдуме, — КПРФ. По словам лидера компартии Геннадия Зюганова, до сих пор непонятна программа правительства, которую намерен реализовывать новый премьер-министр.
Действительно, основные направления деятельности Мишустин обозначил пока лишь в общих чертах. Он понимает, что основная проблема России (которая, очевидно, осталась новому кабинету в наследство от Дмитрия Медведева) — это тотальное обнищание населения.
Мишустин пообещал заняться решением этой проблемы в первую очередь. При этом, правда, решительно отверг ряд предложенных ему депутатами эффективных мер: в частности, провести «кредитную амнистию» для людей, не имеющих возможности вернуть ссуды, или снизить ставку подоходного налога для малоимущих.
Так каким же тогда образом правительство Мишустина намерено бороться с нищетой в стране, где, даже по официальным данным, каждый седьмой существует за чертой бедности?!
— Статистически с учетом полной подконтрольности Росстата и возможности очень легко менять методики расчёта показателей, любые поставленные главой правительства цели могут быть вполне «достижимы», — не скрывает пессимизма в беседе со «Свободной прессой» руководитель люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин.
Читайте также
«Большой брат» Мишустин пересчитает в кошельках населения каждый рубль
Контроль за финансами граждан и бизнеса при новом премьере возрастет в разы
— Вопрос в том, насколько реальность для граждан с низкими доходами изменится хотя бы в среднесрочной, не говоря уже о долгосрочной перспективах при сохраняющейся структуре экономики и все увеличивающимся госсекторе, при падении иностранных инвестиций и постоянно увеличивающимися суммами по выводу капитала из РФ.
«СП»: — При этом, однако, Мишустин все же пообещал и расширить адресную помощь малоимущим.
— Ну, давайте посмотрим на политическую конъюнктуру. В преддверии выборов 2021 и 2024, в процессе изменения Конституции, с уничтожением местного самоуправления под корень (скорее всего, вызванного событиями на московских выборах), правительство даст подачки малоимущим слоям населения. Адресаты данной помощи потратят эти деньги молниеносно, эффект для экономики по факту будет мизерным.
«СП»: — Мишустин заявил, что снижать НДФЛ для малоимущих не намерен. А вот, скажем, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко такую идею поддерживает. Как думаете, чья позиция перевесит?
— Снижения НДФЛ мы точно не увидим! Я думаю, наоборот, высока вероятность дифференциации и повышения налога для зарплат более 50 или 100 тысяч рублей. Также стоит понимать, что уже в 2020—2021 под руководством Даниила Егорова, который считается сторонником жесткой линии, в полную силу заработает ФНС в рамках выявления доходов граждан, с которых они на данный момент предпочитают не платить налоги. Данное давление ещё больше задавит предпринимательскую инициативу и по факту — не по статистическим данным, может добавить количество людей с мизерными доходами.
При этом не видно никаких мер, стимулирующих экономику и экономических агентов к росту. Административное давление только растет, как и налоговая нагрузка. Мы видим, как отток капитала каждый год растет. Бизнес голосует ногами.
— Приход Мишустина на должность председателя правительства вызван желанием вернуть утраченное доверие к исполнительной власти и добиться одобрения предложенного проекта конституционных поправок, перераспределяющих баланс сил между президентом, премьером и парламентом. Анонсированное президентом Владимиром Путиным расширение соцрасходов (материнский капитал, борьба с бедностью) служит как раз именно этой цели, — считает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.
«СП»: — Но откуда теоретически можно взять такие огромные деньги? По этому поводу недоумевал даже председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
— Необходимо 450 млрд. рублей в этом году и порядка 4 трлн. рублей в ближайшие четыре года. Теперь возьмем другую цифру: за 11 месяцев прошлого года профицит федерального бюджета составил 3 трлн. 99 млрд. рублей (3,1% ВВП), в этом году в законе о бюджете фигурирует цифра в 876,1 млрд. рублей.
Читайте также
У отправленного в отставку Медведева остались козыри на руках
О будущих раскладах в правительстве и транзите власти
Кроме того, часть соцрасходов можно будет перераспределить за счет достижения Фондом национального благосостояния (ФНБ) требуемого предела в 7% от ВВП, свыше которого его средства и можно тратить.
Думаю, при крайней необходимости правительство может пойти и на пересмотр бюджетного правила. В прошлом году бюджет получал нефтегазовые доходы только в пределах стоимости барреля нефти в $ 41,60, а излишки направлялись в ФНБ, в 2020 году этот показатель повысился до $ 42,4.
«СП»: — Думаете, у Мишустина есть карт-бланш на такие радикальные финансовые «перетряски»?
— У Мишустина есть полный карт-бланш. Об этом говорит отсутствие прений при его утверждении в Госдуме и готовность законодателей пересмотреть параметры бюджета на этот год в кратчайшие сроки.
По отзывам коллег, у Мишустина сложилось реноме эффективного менеджера (будучи главой ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% он добился роста налоговых сборов на 36,5%), которое пригодится для придания нужного динамизма «забуксовавшим» в прошлом году нацпроектам.
Кроме того, увеличение эффективности налоговой службы при нем стало возможным за счет активного внедрения IT-систем. Поэтому отнесение цифровизации экономики (которая сама по себе повысит ее эффективность) к еще одному из приоритетов нового кабинета министров, выглядит вполне логичным шагом.
Новости экономики: «Большой брат» Мишустин пересчитает в кошельках населения каждый рубль
Новости социальной политики: Застой-2020: Бедным помогут с особым рвением, поставив на учет каждый холодильник