К 2050 году Китай, ЕС и Япония откажутся от нефти, газа и угля в пользу водорода - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
К 2050 году Китай, ЕС и Япония откажутся от нефти, газа и угля в пользу водорода - «Экономика» 00:03 Четверг 0 935
29-10-2020, 00:03

К 2050 году Китай, ЕС и Япония откажутся от нефти, газа и угля в пользу водорода - «Экономика»


К 2050 году Китай, ЕС и Япония откажутся от нефти, газа и угля в пользу водорода - «Экономика»

Кабмин РФ утвердил, составленное 12 октября 2020 года, распоряжение №?2634-р «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». В нем открытым текстом говорится, что мировой тренд на декарбонизацию экономик в соответствие с климатическим Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года является «одним из вызовов энергетической безопасности» для нашей страны.

Грядет «замещение углеводородов другими видами энергетических ресурсов, в том числе водородом». К этому документу вернемся чуть позже, в то же время отметим, что его появление совпало с целым рядом «климатических» заявлений глав правительств ведущих экономик. Практически одновременно лидер КНР Си Цзиньпин и премьер Японии Ёсихидэ Суга сообщили об энергетическом переходе к углеродной нейтральности своих стран к 2060 году. Причем сокращение выбросов парниковых газов на 80% будет достигнуто к 2050 году.

Свой конкретный план китайцы представят к 1 апреля следующего года, тем не менее, кое-какие детали известны. Реализация «климатического» обещания Си Цзиньпина потребует от КНР разработки множества новых технологий и обойдется Поднебесной примерно в ежегодные 2% ВВП, причем, начиная уже с этого года. Всего в течение следующих трех десятилетий Пекин инвестирует в изменение всей своей энергетической структуры астрономическую сумму $ 15 трлн. Такие выводы сделала Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group, изучив громадье планов Китая.


Китай идет на это, в том числе, и по соображениям экономической целесообразности. Стране нужен новый драйв развития, связанный с перестройкой всей энергетики, что приведет к росту занятости населения на 0,3% к 2030 году от нынешнего уровня. С учетом идущей в Поднебесной Четвертой промышленной революции (чреватой бурным ростом безработицы) выполнение обязательств Парижского соглашения может стать для Пекина самой настоящей палочкой-выручалочкой.

Времени на раскрутку нет. Как утверждает Томас Пальме, управляющий директор и партнер Boston Consulting Group, пик энергетического перехода Китая и ЕС придется уже на 2030 год. То есть уже через 10 лет в КНР и Европе должны появиться базовые технологии, которые позволят активно отказываться от ископаемого топлива.

В принципе уже есть параметры углеродной нейтральности, к которым стремятся ведущие экономики мира. Если, к примеру, Япония еще недавно ставила цель обеспечить к 2050 году до 24% своей потребляемой энергии за счет возобновляемых источников, столько же — за счет ядерной энергетики, остальное — из ископаемого топлива, то сейчас — все намного жестче. Газа, нефти и угля вообще не будет в новом балансе. Половину энергии дадут ветер, солнце и гидроресурсы, другую половину — генерация на АЭС. Похоже, человечество уже преодолело страх после «Чернобыля», а японцы- после «Фукусимы».

Пожалуй, самую главную роль в достижении углеродной нейтральности будет играть водородная энергетика. Именно водород и топливо на его основе должны будут заменить бензин и дизель для автомобилей, а керосин — для авиации. Ведь от его сжигания получаются самые безопасные отходы — водяной пар.

Главная трудность заключается в хранении и транспортировке водорода, который является не только пожароопасным, но и взрывоопасным. Огненный хлопок произойдет даже при малой концентрации — 4%. А водородно-кислородная смесь при концентрации первого на уровне 70% представляет собой самый настоящий гремучий газ — рванет так, что мало не покажется.

Тем не менее, французская компания Alstom выпустила первые в мире водородные поезда Cordia iLint, которые начали курсировать на севере Германии по 100-километровому маршруту между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерфёрде. Еще 14 поездов с нулевым выбросом заказало транспортное управление Нижней Саксонии по цене $ 6,7 млн. — вполне приемлемая для операторов ж/д перевозок стоимость. Cordia iLint могут проехать около 1000 км за одну заправку водородом, что аналогично дальности действия дизельных поездов.

Однако, не французы, а немцы хотят «командовать водородным парадом». Берлин уже выделил 7 млрд евро для расширения рынка водородных технологий в Германии и еще 2 млрд евро для международного партнерства. В целом, «зеленые» в ФРГ ставят цель не столько обеспечить внутренний рынок водородом, сколько — заработать на экспорте оборудования для его производства, хранения и транспортировки. За «светлыми лицами экологических активистов» прячутся самые махровые дельцы.

Немецкие операторы ассоциаци FNB Gas уже утвердили проект крупнейшей в мире водородной сети АЗС общей длиной 5900 км. Ее первая линия (1200 км) будет готова уже к 2030 году и, по сути, станет рекламной.

Согласно документу «О водородной стратегии Германии», «с сегодняшней точки зрения, невозможно будет производить большое количество водорода, которое, вероятно, потребуется для энергетического перехода в Германии, поскольку возобновляемые генерирующие мощности в Германии ограничены».

Вроде бы это хорошая новость для России, которая обладает возможностью получения так называемого серого водорода из угля, нефти и газа. Но немцы уже создают стандарты, которые, по сути, обяжут экспортеров закупать у них целые заводы по каталитической конверсии углеводородов, в том числе из метана, пропан-бутана и нефти. Проблема в том, что процесс парового риформинга, применяемый для этого, требует сложных технологии улавливания и захоронения сопуствующего углекислого газа. Все остальное — включая ДВС и газовые турбины, работающие на водороде — вторично. Это модернизация уже имеющихся силовых установок под новое топливо.

Теперь самое время вернуться к инициативе кабмина РФ «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». Наконец-то, вместо ни к чему не обязывающих «Стратегий», появился план первоочередных работ.

Увы, но на этом вся конкретика и заканчивается.

Так, во втором квартале 2021 года в плане значится не «создание и развитие инжиниринговых центров в области водородной энергетики», а «подготовка предложений» на тему, кто займется этим делом. Представьте, какой же должен быть объем работы, если Минэнерго, Минпромторг, Минэкономразвития и Минобрнауки обязались написать за 8 месяцев целый «доклад в правительство Российской Федерации», в котором будет сказано, где и через сколько лет рекомендуется открыть соответствующие КБ.

Вообще-то, по 43 запланированным мероприятиям «Развития водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года» значительной частью ожидаемых результатов являются не практически реализованные проекты, а доклады, доклады, доклады…

Например, если речь идет об «Обеспечении разработки, изготовления и проведения испытаний газовых турбин на метано-водородном топливе», то выхлопом этой работы должна быть не сама турбина, а опять-таки чиновничья писанина.


Читайте также

Южный гамбит: Запад вытесняет Россию из Антарктики
США пытаются исправить ошибки, допущенные в Арктике

То же самое касается пилотного проекта производства водорода с использованием мощностей российских атомных электрических станций. Мишустин, согласно им же подписанного Распоряжения №?2634-р, вполне удовлетворится бумагами, а не работающим железом.

Между тем, Германия уже определилась с объемами экспорта водорода. Его потребуется немцам уже к 2030 году в объеме, необходимом для генерации от 90 до 110 ТВт. ч (Тераватт-час, что эквивалентно потреблению 120?140 млрд. кубометров газа). Тут нужно вертеться, как белка в колесе, чтобы застолбить этот рынок.

Именно поэтому складывается впечатление, что российское правительство имитирует развитие национальной водородной энергетики, а само распоряжение №?2634-р составлено исключительно по репутационным соображениям. Как-то нужно отреагировать на грандиозные инициативы КНР, ЕС и Японии, вот и состряпали по быстрому «план» без цифр и фактов.

Впрочем, бенефициары «развития водородной энергетики» не забыли о приятных заграничных командировках в Германию, Японию, Данию, Италию, Австралию, Нидерланды и в Корею. О чем, кстати, тоже отчитаются в докладе на имя Мишустина, если, конечно, в 2024 году он еще будет работать в статусе премьера.


Международное положение


РФ предлагает НАТО совместно инспектировать объекты, вызывающие озабоченность сторон



Эрдоган рассказал Путину о «красной черте» в карабахском вопросе



Трамп уверен, что Россия завидует военной мощи США



Шойгу назвал приоритетом защиту западных рубежей Союзного государства


Все материалы по теме (12279)

Кабмин РФ утвердил, составленное 12 октября 2020 года, распоряжение №?2634-р «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». В нем открытым текстом говорится, что мировой тренд на декарбонизацию экономик в соответствие с климатическим Парижским соглашением от 12 декабря 2015 года является «одним из вызовов энергетической безопасности» для нашей страны. Грядет «замещение углеводородов другими видами энергетических ресурсов, в том числе водородом». К этому документу вернемся чуть позже, в то же время отметим, что его появление совпало с целым рядом «климатических» заявлений глав правительств ведущих экономик. Практически одновременно лидер КНР Си Цзиньпин и премьер Японии Ёсихидэ Суга сообщили об энергетическом переходе к углеродной нейтральности своих стран к 2060 году. Причем сокращение выбросов парниковых газов на 80% будет достигнуто к 2050 году. Свой конкретный план китайцы представят к 1 апреля следующего года, тем не менее, кое-какие детали известны. Реализация «климатического» обещания Си Цзиньпина потребует от КНР разработки множества новых технологий и обойдется Поднебесной примерно в ежегодные 2% ВВП, причем, начиная уже с этого года. Всего в течение следующих трех десятилетий Пекин инвестирует в изменение всей своей энергетической структуры астрономическую сумму $ 15 трлн. Такие выводы сделала Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group, изучив громадье планов Китая. Китай идет на это, в том числе, и по соображениям экономической целесообразности. Стране нужен новый драйв развития, связанный с перестройкой всей энергетики, что приведет к росту занятости населения на 0,3% к 2030 году от нынешнего уровня. С учетом идущей в Поднебесной Четвертой промышленной революции (чреватой бурным ростом безработицы) выполнение обязательств Парижского соглашения может стать для Пекина самой настоящей палочкой-выручалочкой. Времени на раскрутку нет. Как утверждает Томас Пальме, управляющий директор и партнер Boston Consulting Group, пик энергетического перехода Китая и ЕС придется уже на 2030 год. То есть уже через 10 лет в КНР и Европе должны появиться базовые технологии, которые позволят активно отказываться от ископаемого топлива. В принципе уже есть параметры углеродной нейтральности, к которым стремятся ведущие экономики мира. Если, к примеру, Япония еще недавно ставила цель обеспечить к 2050 году до 24% своей потребляемой энергии за счет возобновляемых источников, столько же — за счет ядерной энергетики, остальное — из ископаемого топлива, то сейчас — все намного жестче. Газа, нефти и угля вообще не будет в новом балансе. Половину энергии дадут ветер, солнце и гидроресурсы, другую половину — генерация на АЭС. Похоже, человечество уже преодолело страх после «Чернобыля», а японцы- после «Фукусимы». Пожалуй, самую главную роль в достижении углеродной нейтральности будет играть водородная энергетика. Именно водород и топливо на его основе должны будут заменить бензин и дизель для автомобилей, а керосин — для авиации. Ведь от его сжигания получаются самые безопасные отходы — водяной пар. Главная трудность заключается в хранении и транспортировке водорода, который является не только пожароопасным, но и взрывоопасным. Огненный хлопок произойдет даже при малой концентрации — 4%. А водородно-кислородная смесь при концентрации первого на уровне 70% представляет собой самый настоящий гремучий газ — рванет так, что мало не покажется. Тем не менее, французская компания Alstom выпустила первые в мире водородные поезда Cordia iLint, которые начали курсировать на севере Германии по 100-километровому маршруту между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерфёрде. Еще 14 поездов с нулевым выбросом заказало транспортное управление Нижней Саксонии по цене $ 6,7 млн. — вполне приемлемая для операторов ж/д перевозок стоимость. Cordia iLint могут проехать около 1000 км за одну заправку водородом, что аналогично дальности действия дизельных поездов. Однако, не французы, а немцы хотят «командовать водородным парадом». Берлин уже выделил 7 млрд евро для расширения рынка водородных технологий в Германии и еще 2 млрд евро для международного партнерства. В целом, «зеленые» в ФРГ ставят цель не столько обеспечить внутренний рынок водородом, сколько — заработать на экспорте оборудования для его производства, хранения и транспортировки. За «светлыми лицами экологических активистов» прячутся самые махровые дельцы. Немецкие операторы ассоциаци FNB Gas уже утвердили проект крупнейшей в мире водородной сети АЗС общей длиной 5900 км. Ее первая линия (1200 км) будет готова уже к 2030 году и, по сути, станет рекламной. Согласно документу «О водородной стратегии Германии», «с сегодняшней точки зрения, невозможно будет производить большое количество водорода, которое, вероятно, потребуется для энергетического перехода в Германии, поскольку возобновляемые генерирующие мощности в Германии ограничены». Вроде бы это хорошая новость для России, которая обладает возможностью получения так называемого серого водорода из угля, нефти и газа. Но немцы уже создают стандарты, которые, по сути, обяжут экспортеров закупать у них целые заводы по каталитической конверсии углеводородов, в том числе из метана, пропан-бутана и нефти. Проблема в том, что процесс парового риформинга, применяемый для этого, требует сложных технологии улавливания и захоронения сопуствующего углекислого газа. Все остальное — включая ДВС и газовые турбины, работающие на водороде — вторично. Это модернизация уже имеющихся силовых установок под новое топливо. Теперь самое время вернуться к инициативе кабмина РФ «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». Наконец-то, вместо ни к чему не обязывающих «Стратегий», появился план первоочередных работ. Увы, но на этом вся конкретика и заканчивается. Так, во втором квартале 2021 года в плане значится не «создание и развитие инжиниринговых центров в области водородной энергетики», а «подготовка предложений» на тему, кто займется этим делом. Представьте, какой же должен быть объем работы, если Минэнерго, Минпромторг, Минэкономразвития и Минобрнауки обязались написать за 8 месяцев целый «доклад в правительство Российской Федерации», в котором будет сказано, где и через сколько лет рекомендуется открыть соответствующие КБ. Вообще-то, по 43 запланированным мероприятиям «Развития водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года» значительной частью ожидаемых результатов являются не практически реализованные проекты, а доклады, доклады, доклады… Например, если речь идет об «Обеспечении разработки, изготовления и проведения испытаний газовых турбин на метано-водородном топливе», то выхлопом этой работы должна быть не сама турбина, а опять-таки чиновничья писанина. Читайте также Южный гамбит: Запад вытесняет Россию из Антарктики США пытаются исправить ошибки, допущенные в Арктике То же самое касается пилотного проекта производства водорода с использованием мощностей российских атомных электрических станций. Мишустин, согласно им же подписанного Распоряжения №?2634-р, вполне удовлетворится бумагами, а не работающим железом. Между тем, Германия уже определилась с объемами экспорта водорода. Его потребуется немцам уже к 2030 году в объеме, необходимом для генерации от 90 до 110 ТВт. ч (Тераватт-час, что эквивалентно потреблению 120?140 млрд. кубометров газа). Тут нужно вертеться, как белка в колесе, чтобы застолбить этот рынок. Именно поэтому складывается впечатление, что российское правительство имитирует развитие национальной водородной энергетики, а само распоряжение №?2634-р составлено исключительно по репутационным соображениям. Как-то нужно отреагировать на грандиозные инициативы КНР, ЕС и Японии, вот и состряпали по быстрому «план» без цифр и фактов. Впрочем, бенефициары «развития водородной энергетики» не забыли о приятных заграничных командировках в Германию, Японию, Данию, Италию, Австралию, Нидерланды и в Корею. О чем, кстати, тоже отчитаются в докладе на имя Мишустина, если, конечно, в 2024 году он еще будет работать в статусе премьера. Международное положение РФ предлагает НАТО совместно инспектировать объекты, вызывающие озабоченность сторон Эрдоган рассказал Путину о «красной черте» в карабахском вопросе Трамп уверен, что Россия завидует военной мощи США Шойгу назвал приоритетом защиту западных рубежей Союзного государства Все материалы по теме (12279)
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
  • Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl