Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» — и им помогают, остальные в пролете - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» — и им помогают, остальные в пролете - «Экономика» 11:30 Понедельник 0 14
Сегодня, 11:30

Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» — и им помогают, остальные в пролете - «Экономика»


Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» — и им помогают, остальные в пролете - «Экономика»

Материал комментируют:

Игорь Николаев

Союз поддержки и развития технологических организаций предложил Минэкономразвития ввести обязательную закупку продукции IT-стартапов (малых технологических компаний, МТК) государственными корпорациями.

В рамках предложения смягчение законодательства о госзакупках соответственно должно помочь стартапам участвовать в них наравне с крупными вендорами. Также организация предлагает создать институт омбудсмена для МТК, который будет сопровождать запросы компаний в государственные структуры.

Член правления СТК и гендиректор «Диджитал Маркетс» Илья Назаров обратил внимание, что все крупнейшие компании открыли IT-компании, которые занимаются внутренней разработкой. Но, по его словам, готовые решения на рынке должны выдавать именно малые компании.


Согласно подсчетам «Диджитал Маркетс» и СТК, потенциально в России численность МТК могло бы вырасти в 6 раз с текущих 5,7 тыс. до 30 тыс. По мнению союза, их количество ограничено из-за нехватки мер поддержки. Правда МТК уже генерируют более 1 трлн руб. годовой выручки и создают десятки тысяч рабочих мест.


В Минэкономразвития отметили, что ряд предложений, которые были указаны в обращении, уже реализуются, в том числе фокусная поддержка компаний с небольшой выручкой, или прорабатывается — вроде встраивания МТК в кооперационные цепочки. Однако ряд инициатив, включая введение особых условий закупок продукции МТК, не получили поддержки у профильных ведомств по результатам проработки.

Партнер ComNews Research Леонид Коник полагает, что у государственных компаний и так уже есть обязательства по закупкам у малых и средних предприятий (МСП). Эксперт обратил внимание, что часто они искусственно дробят крупные закупки для выполнения требований, а разграничение между МСП и МТК в законодательстве создаст лишнюю путаницу. В итоге заказчикам и малым компаниям это не поможет.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев подтвердил в разговоре с «СП», что все крупнейшие государственные компании в России уже обязаны закупать часть продукции у МСП.

— С 2022 года обязательная доля была увеличена с 20% до 25%. За январь-июнь 2025 года госпредприятия заказали у субъектов МСП на сумму более 3,8 трлн руб. Число поставщиков даже увеличилось год к году на 4,4%, до 150 тыс.

IT-продукты закупаются в рамках аналогичных правил. Другое дело, что продукция бывает разной и ее типы не раскрываются. Но в принципе указанная обязанность у государственных компаний уже реализуется. Поэтому конкретизация обязанностей в рамках закупок у российских малых технологических компаний вполне возможна.

«СП»: Целесообразен ли в условиях санкционного давления такой протекционизм?

— Думаю, что гораздо более действенным вариантом для поддержки малого бизнеса было бы отсутствие повышения налогообложения. К примеру, с начала 2026 года будет снижен порог для малого бизнеса, при пресечении которого он не сможет работать без выплаты НДС, с 60 до 10 млн руб. дохода в год. Этому есть вполне логичное объяснение — снижение лимита позволит бороться с дроблением бизнеса.

Но проблема в том, что при решении этой задачи серьезно увеличивается налоговая нагрузка на малый бизнес, и IT-компании не будут исключением. Хотя, конечно, у последних есть свои налоговые преимущества, к примеру, в виде пониженной ставки страховых взносов в 7,6% к стандартной 30%. Это позволяет в том числе сохранять больше средств для поддержания конкурентоспособных зарплат.

В целом косвенный путь поддержки малого и среднего бизнеса через налогообложение был бы более целесообразным. Когда есть обязанность закупать у МСП, то руководство крупных компаний думают над созданием определенных фирм, которые будут аффилированы с ними.

«СП»: Гендиректор «Диджитал Маркетс» также отмечал, что для решения проблемы нехватки заказов у малых IT-компаний можно решить в рамках пересмотра избыточных требований к информационной безопасности в части необходимого лицензирования. Получится ли за счет этого независимым игрокам конкурировать с теми же дочерними компаниями корпораций?

— Это не сильно поможет. Если крупная компания будет нацелена на закупку IT-продукта у определенной фирмы, то она всегда сможет это сделать за счет выставления специфических требований, которые будут отдавать однозначное преимущество целевой компании.

Такое поведение бизнеса будет сохраняться и дальше. Крупные компании не хотят, чтобы их деньги уходили далеко, в том числе за пределы дочерних структур. У нас еще не тот уровень конкуренции в экономике, чтобы игроки могли массово закупать товары и услуги в независимых компаниях. Конечно, шансы продать крупной компании в том числе IT-продукты у малых компаний сохраняются, но они небольшие.


«СП»: Есть ли еще поощрительные механизмы — кроме ограничения роста налогов?

— Нужно также уделять большое внимание развитию конкуренции и препятствовать монополизации рынка. В таком случае МСП будет проще продавать свои товары и услуги крупным игрокам, которые будут остерегаться выставлять специфические условия для фактически притворных конкурсов.

Возможности ведомств в отношении частных крупных компаний меньше, поскольку последние могут достаточно свободно распоряжаться своими средствами. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) имеет все возможности слежения за всеми процедурами государственных корпораций, которые занимают значительную долю российской экономики. Высокая честность тендеров действительно может помочь МСП, которые не связаны с крупным бизнесом.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Материал комментируют: Игорь Николаев Союз поддержки и развития технологических организаций предложил Минэкономразвития ввести обязательную закупку продукции IT-стартапов (малых технологических компаний, МТК) государственными корпорациями. В рамках предложения смягчение законодательства о госзакупках соответственно должно помочь стартапам участвовать в них наравне с крупными вендорами. Также организация предлагает создать институт омбудсмена для МТК, который будет сопровождать запросы компаний в государственные структуры. Член правления СТК и гендиректор «Диджитал Маркетс» Илья Назаров обратил внимание, что все крупнейшие компании открыли IT-компании, которые занимаются внутренней разработкой. Но, по его словам, готовые решения на рынке должны выдавать именно малые компании. Согласно подсчетам «Диджитал Маркетс» и СТК, потенциально в России численность МТК могло бы вырасти в 6 раз с текущих 5,7 тыс. до 30 тыс. По мнению союза, их количество ограничено из-за нехватки мер поддержки. Правда МТК уже генерируют более 1 трлн руб. годовой выручки и создают десятки тысяч рабочих мест. В Минэкономразвития отметили, что ряд предложений, которые были указаны в обращении, уже реализуются, в том числе фокусная поддержка компаний с небольшой выручкой, или прорабатывается — вроде встраивания МТК в кооперационные цепочки. Однако ряд инициатив, включая введение особых условий закупок продукции МТК, не получили поддержки у профильных ведомств по результатам проработки. Партнер ComNews Research Леонид Коник полагает, что у государственных компаний и так уже есть обязательства по закупкам у малых и средних предприятий (МСП). Эксперт обратил внимание, что часто они искусственно дробят крупные закупки для выполнения требований, а разграничение между МСП и МТК в законодательстве создаст лишнюю путаницу. В итоге заказчикам и малым компаниям это не поможет. Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев подтвердил в разговоре с «СП», что все крупнейшие государственные компании в России уже обязаны закупать часть продукции у МСП. — С 2022 года обязательная доля была увеличена с 20% до 25%. За январь-июнь 2025 года госпредприятия заказали у субъектов МСП на сумму более 3,8 трлн руб. Число поставщиков даже увеличилось год к году на 4,4%, до 150 тыс. IT-продукты закупаются в рамках аналогичных правил. Другое дело, что продукция бывает разной и ее типы не раскрываются. Но в принципе указанная обязанность у государственных компаний уже реализуется. Поэтому конкретизация обязанностей в рамках закупок у российских малых технологических компаний вполне возможна. «СП»: Целесообразен ли в условиях санкционного давления такой протекционизм? — Думаю, что гораздо более действенным вариантом для поддержки малого бизнеса было бы отсутствие повышения налогообложения. К примеру, с начала 2026 года будет снижен порог для малого бизнеса, при пресечении которого он не сможет работать без выплаты НДС, с 60 до 10 млн руб. дохода в год. Этому есть вполне логичное объяснение — снижение лимита позволит бороться с дроблением бизнеса. Но проблема в том, что при решении этой задачи серьезно увеличивается налоговая нагрузка на малый бизнес, и IT-компании не будут исключением. Хотя, конечно, у последних есть свои налоговые преимущества, к примеру, в виде пониженной ставки страховых взносов в 7,6% к стандартной 30%. Это позволяет в том числе сохранять больше средств для поддержания конкурентоспособных зарплат. В целом косвенный путь поддержки малого и среднего бизнеса через налогообложение был бы более целесообразным. Когда есть обязанность закупать у МСП, то руководство крупных компаний думают над созданием определенных фирм, которые будут аффилированы с ними. «СП»: Гендиректор «Диджитал Маркетс» также отмечал, что для решения проблемы нехватки заказов у малых IT- компаний можно решить в рамках пересмотра избыточных требований к информационной безопасности в части необходимого лицензирования. Получится ли за счет этого независимым игрокам конкурировать с теми же дочерними компаниями корпораций? — Это не сильно поможет. Если крупная компания будет нацелена на закупку IT-продукта у определенной фирмы, то она всегда сможет это сделать за счет выставления специфических требований, которые будут отдавать однозначное преимущество целевой компании. Такое поведение бизнеса будет сохраняться и дальше. Крупные компании не хотят, чтобы их деньги уходили далеко, в том числе за пределы дочерних структур. У нас еще не тот уровень конкуренции в экономике, чтобы игроки могли массово закупать товары и услуги в независимых компаниях. Конечно, шансы продать крупной компании в том числе IT-продукты у малых компаний сохраняются, но они небольшие. «СП»: Есть ли еще поощрительные механизмы — кроме ограничения роста налогов? — Нужно также уделять большое внимание развитию конкуренции и препятствовать монополизации рынка. В таком случае МСП будет проще продавать свои товары и услуги крупным игрокам, которые будут остерегаться выставлять специфические условия для фактически притворных конкурсов. Возможности ведомств в отношении частных крупных компаний меньше, поскольку последние могут достаточно свободно распоряжаться своими средствами. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) имеет все возможности слежения за всеми процедурами государственных корпораций, которые занимают значительную долю российской экономики. Высокая честность тендеров действительно может помочь МСП, которые не связаны с крупным бизнесом.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl