Чем опасен «умный дом» - «Недвижимость» » Новости Дня Сегодня
Чем опасен «умный дом» - «Недвижимость» 16:00 Среда 0 697
21-06-2017, 16:00

Чем опасен «умный дом» - «Недвижимость»


Чем опасен «умный дом» - «Недвижимость»

Модная волна разговоров об инновациях дошла и до нашего жилья в виде концепции «умного дома». Для многих это понятие является чем-то аморфным, как нанотехнологии и модернизация. Вроде бы, внедрять надо, но не ясно, для чего и каким образом. Однако российские девелоперы довольно активно пользуются этим термином, стремясь повысить продажи в том или ином жилом комплексе.

На первый взгляд, в этом нет ничего зазорного. Даже наоборот — свидетельствует, на первый взгляд, о высоком уровне развития строительной отрасли. Но каждая технология, помимо плюсов, таит в себе еще и новые риски. Именно их «СП» обсудила с генеральным директором компании «ОЦР Технологии» Владиславом Велицко, не один год занимающимся выявлением неочевидных критических уязвимостей в инфраструктуре отечественных городов и разработкой технологий их защиты.

Идея умного дома, по его мнению, сейчас столь же неконкретна для потребителей, как и несколько десятилетий назад понятие широкой информатизации, ожидание прихода ПК в каждый дом. И ранее пройденный персональными компьютерами путь от малофункциональных ПК типа «Спектрум» до интегрированных в сеть домашних мультимедийных центров, телевизора, ноутбуков, смартфонов и даже кухонной техники, обновляющей рецепты, программы стирки и заказывающей в онлайн-магазине недостающие продукты, еще только должен быть пройден системами, которые со временем превратятся в действительно умный дом.

— На пути к умному дому, помимо роста функциональности, удобства, безопасности и экономической эффективности жилья придётся преодолеть и новые риски, — уверяет он. — Кто мог представить в эпоху «спектрумов», что человек может быть обворован до нитки посредством какой-то электронной сети? Что через видеокамеру, установленную в умном телевизоре, можно получить доступ в его спальню? Что в его кармане, наконец, всегда будет лежать шпион, не только хранящий все контакты и переписку, но еще и отслеживающий маршрут передвижения? И то, что эти данные не может похитить только ленивый?

И хотя описанная выше часть насущных проблем, связанных с информатизацией нашей жизни, важна и известна, совокупная ценность представляемых возможностей значительно выше неизбежных минусов. Аналогично будет и с системами умного дома, развитие которых должно обеспечиваться рядом условий, и в их числе — безопасность, экономическая и экологическая эффективность дома, снижение потребности в сервисе и удобство проживания в нём.

«СП»: — Скажите, в чем, по вашему мнению, заключаются основные угрозы «умного дома»?

— Давайте подумаем на примере широко разрабатываемых и планируемых к массовому внедрению систем автовождения автотранспорта. Совсем недавно в мире произошел ряд терактов с использованием грузовых и легковых машин, когда экстремист, в произвольном месте разгоняясь, врезается в толпу прохожих. При этом до момента рокового поворота руля террорист является полностью законопослушным человеком, использующим легальное устройство (автомобиль) и занимающимся легальной деятельностью (управление автотранспортом). А в результате — неотвратимая гибель десятков людей. Кто гарантирует, что часть террористов вместо руля грузовика не сядет за компьютер, взламывая автопилоты, и к ним не присоединятся сотрудники спецслужб и часть хулиганов?

На этом примере мы видим, что деструктивная деятельность активно развивается, появляется своеобразная «мода» на наиболее эффективные средства для нанесения наибольшего ущерба обществу с затратой минимальных усилий. Как бы жёстко это не звучало — налицо оптимизация технологического процесса террористической. Когда в этот круг будут вовлечена инфраструктура и, как её элемент — системы умного дома, вопрос только времени.

А ведь умный дом — это не только управляемые по СМС жалюзи, свет по хлопку или чиху и тёплый ужин в микроволновке к моменту возвращения с работы. Это еще и интеграция в сеть всех систем, появление бытовых роботов-пылесосов и помощников. И здесь широчайшее поле для деятельности таких лиц, которые совсем недавно рассылали детям сообщения, как стать «Голубой феей», всего лишь тихо открыв ночью газ. Зачем просить ребёнка, когда можно робота-помощника заставить перерезать трубу с газом, замкнуть электросеть или перезарядить аккумулятор робота-пылесоса в надежде, что аккумулятор взорвётся, вызвав пожар? А если роботы повредят газопроводы или перезарядят аккумуляторы синхронно в нескольких кварталах или по всему городу?

«СП»: — Ну послушайте, какие там роботы-помощники? Это же хорошо, если появится через десяток лет.

— Возможно, но вполне достаточно заразить вирусами игрушки, способные манипулировать пьезозажигалками.

«СП»: — Но игрушки не найдут, не распознают зажигалку и что ею поджигать.

— Пока — да. А через пару лет? И сколько ядер тогда будет содержать процессор, устанавливаемый в копеечного трансформера, управляемого чадом по Bluetooth?

Также отмечу, что в «умном доме» очень легко вызвать потоп или перегрузку снабжающей его трансформаторной подстанции, одновременно включив в сеть всех телеуправляемых потребителей электроэнергии. Вообще, проведённые исследования показали, что любой современный российский город абсолютно беззащитен перед современными технологиями и простыми, но оригинальными воздействиями, которые могут и будут использоваться злонамеренно.

«СП»: — Но разработчики систем «умного дома», наверное, учитывают все эти нюансы?

— Создатели этих систем пока недостаточно уделяют внимание вопросам именно физической, а не только программной безопасности и, как полагаю, недостаточно полно понимают саму концепцию «умного дома». Умным дом делают не только автоматизированная система управления, интегрированная в сеть бытовая техника или обучающие игрушки, но еще и умный жилец, понимающий, что использовать нужно не всё подряд из того, что ему пытаются сбыть создатели всевозможных гаджетов. Владелец дома должен оценивать, сколько вреда сможет принести устанавливаемая система, будет ли потенциальная польза от установки, не принесет ли это больше вреда его семье и окружающим жильцам.

«СП»: — Какие же тут существуют механизмы защиты?

— Во главу угла должна ставиться безопасность, устойчивость к удалённому взлому и даже к червям, распространяющимся без использования сетей. Например, к аналогам Stuxnet. Множественность вариантов систем управления компонентами «умного дома» парируется тем, что вредоносное ПО будет писаться для наиболее дешёвых, массовых контроллеров. А для его создания задействуют нейросети, способные не только бороться с вирусами, но и создавать их.

Исправить ситуацию, пожалуй, может только внедрение полностью изолированных от электронных сетей систем, работающих по собственному алгоритму. Или систем, использующих именно теоретически-устойчивые системы шифрования, обеспечивающие практически полное исключение фатального нарушения функциональности дома, его инфраструктуры. Это позволит получить более высокую совокупную пользу от преобразования дома в «умный», чем безусловный сопутствующий ущерб при внедрении имеющихся решений.

Немаловажно использование только отечественных электронных компонентов и операционных систем для снижения вероятности появления в аппаратно-программной части закладок, позволяющих удалённо синхронно нанести ущерб российским городам. Также ключевым требованием для подобных систем будет очень низкая цена, вплоть до бесплатной раздачи девелоперам и потребителям, чтобы потребитель мог брать отечественную систему, а не её конкурента с «закладкой», которые, даже будучи установленными в некоторой части квартир, смогут в час «X» привести жильцов к катастрофе.

«СП»: — Но, возможно, тогда уже «умный дом» будет выполнять совсем не те задачи, что сейчас?

— Нам надо, чтобы дом был малозатратен по ресурсам — потреблял тепло и электроэнергию в минимально нужном количестве, очищал, подготавливал и кондиционировал воздух в зависимости от числа жильцов и их активности. Надо, чтобы подавал хотя бы минимальное количество тепла и воды, когда в очередной раз за месяц зимой «погаснет» электросеть из-за действий стихии или террористов, случится блэкаут. Чтобы дом перерабатывал стоки и бытовые отходы (ТБО), был защищен от других рисков, которыми пронизан весь существующий жилой фонд.

А функциями удалённо включаемого тёплого пола, обновления рецептов в СВЧ-печи и программами стирок пока придётся пожертвовать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. Фактически именно для условий России «умный дом» оптимально можно рассматривать как компонент системы, обеспечивающей повышенные экономичность и надёжность жизнеобеспечения. Особенно в условиях, как всегда неожиданно наступающей зимы.


Модная волна разговоров об инновациях дошла и до нашего жилья в виде концепции «умного дома». Для многих это понятие является чем-то аморфным, как нанотехнологии и модернизация. Вроде бы, внедрять надо, но не ясно, для чего и каким образом. Однако российские девелоперы довольно активно пользуются этим термином, стремясь повысить продажи в том или ином жилом комплексе. На первый взгляд, в этом нет ничего зазорного. Даже наоборот — свидетельствует, на первый взгляд, о высоком уровне развития строительной отрасли. Но каждая технология, помимо плюсов, таит в себе еще и новые риски. Именно их «СП» обсудила с генеральным директором компании «ОЦР Технологии» Владиславом Велицко, не один год занимающимся выявлением неочевидных критических уязвимостей в инфраструктуре отечественных городов и разработкой технологий их защиты. Идея умного дома, по его мнению, сейчас столь же неконкретна для потребителей, как и несколько десятилетий назад понятие широкой информатизации, ожидание прихода ПК в каждый дом. И ранее пройденный персональными компьютерами путь от малофункциональных ПК типа «Спектрум» до интегрированных в сеть домашних мультимедийных центров, телевизора, ноутбуков, смартфонов и даже кухонной техники, обновляющей рецепты, программы стирки и заказывающей в онлайн-магазине недостающие продукты, еще только должен быть пройден системами, которые со временем превратятся в действительно умный дом. — На пути к умному дому, помимо роста функциональности, удобства, безопасности и экономической эффективности жилья придётся преодолеть и новые риски, — уверяет он. — Кто мог представить в эпоху «спектрумов», что человек может быть обворован до нитки посредством какой-то электронной сети? Что через видеокамеру, установленную в умном телевизоре, можно получить доступ в его спальню? Что в его кармане, наконец, всегда будет лежать шпион, не только хранящий все контакты и переписку, но еще и отслеживающий маршрут передвижения? И то, что эти данные не может похитить только ленивый? И хотя описанная выше часть насущных проблем, связанных с информатизацией нашей жизни, важна и известна, совокупная ценность представляемых возможностей значительно выше неизбежных минусов. Аналогично будет и с системами умного дома, развитие которых должно обеспечиваться рядом условий, и в их числе — безопасность, экономическая и экологическая эффективность дома, снижение потребности в сервисе и удобство проживания в нём. «СП»: — Скажите, в чем, по вашему мнению, заключаются основные угрозы «умного дома»? — Давайте подумаем на примере широко разрабатываемых и планируемых к массовому внедрению систем автовождения автотранспорта. Совсем недавно в мире произошел ряд терактов с использованием грузовых и легковых машин, когда экстремист, в произвольном месте разгоняясь, врезается в толпу прохожих. При этом до момента рокового поворота руля террорист является полностью законопослушным человеком, использующим легальное устройство (автомобиль) и занимающимся легальной деятельностью (управление автотранспортом). А в результате — неотвратимая гибель десятков людей. Кто гарантирует, что часть террористов вместо руля грузовика не сядет за компьютер, взламывая автопилоты, и к ним не присоединятся сотрудники спецслужб и часть хулиганов? На этом примере мы видим, что деструктивная деятельность активно развивается, появляется своеобразная «мода» на наиболее эффективные средства для нанесения наибольшего ущерба обществу с затратой минимальных усилий. Как бы жёстко это не звучало — налицо оптимизация технологического процесса террористической. Когда в этот круг будут вовлечена инфраструктура и, как её элемент — системы умного дома, вопрос только времени. А ведь умный дом — это не только управляемые по СМС жалюзи, свет по хлопку или чиху и тёплый ужин в микроволновке к моменту возвращения с работы. Это еще и интеграция в сеть всех систем, появление бытовых роботов-пылесосов и помощников. И здесь широчайшее поле для деятельности таких лиц, которые совсем недавно рассылали детям сообщения, как стать «Голубой феей», всего лишь тихо открыв ночью газ. Зачем просить ребёнка, когда можно робота-помощника заставить перерезать трубу с газом, замкнуть электросеть или перезарядить аккумулятор робота-пылесоса в надежде, что аккумулятор взорвётся, вызвав пожар? А если роботы повредят газопроводы или перезарядят аккумуляторы синхронно в нескольких кварталах или по всему городу? «СП»: — Ну послушайте, какие там роботы-помощники? Это же хорошо, если появится через десяток лет. — Возможно, но вполне достаточно заразить вирусами игрушки, способные манипулировать пьезозажигалками. «СП»: — Но игрушки не найдут, не распознают зажигалку и что ею поджигать. — Пока — да. А через пару лет? И сколько ядер тогда будет содержать процессор, устанавливаемый в копеечного трансформера, управляемого чадом по Bluetooth? Также отмечу, что в «умном доме» очень легко вызвать потоп или перегрузку снабжающей его трансформаторной подстанции, одновременно включив в сеть всех телеуправляемых потребителей электроэнергии. Вообще, проведённые исследования показали, что любой современный российский город абсолютно беззащитен перед современными технологиями и простыми, но оригинальными воздействиями, которые могут и будут использоваться злонамеренно. «СП»: — Но разработчики систем «умного дома», наверное, учитывают все эти нюансы? — Создатели этих систем пока недостаточно уделяют внимание вопросам именно физической, а не только программной безопасности и, как полагаю, недостаточно полно понимают саму концепцию «умного дома». Умным дом делают не только автоматизированная система управления, интегрированная в сеть бытовая техника или обучающие игрушки, но еще и умный жилец, понимающий, что использовать нужно не всё подряд из того, что ему пытаются сбыть создатели всевозможных гаджетов. Владелец дома должен оценивать, сколько вреда сможет принести устанавливаемая система, будет ли потенциальная польза от установки, не принесет ли это больше вреда его семье и окружающим жильцам. «СП»: — Какие же тут существуют механизмы защиты? — Во главу угла должна ставиться безопасность, устойчивость к удалённому взлому и даже к червям, распространяющимся без использования сетей. Например, к аналогам Stuxnet. Множественность вариантов систем управления компонентами «умного дома» парируется тем, что вредоносное ПО будет писаться для наиболее дешёвых, массовых контроллеров. А для его создания задействуют нейросети, способные не только бороться с вирусами, но и создавать их. Исправить ситуацию, пожалуй, может только внедрение полностью изолированных от электронных сетей систем, работающих по собственному алгоритму. Или систем, использующих именно теоретически-устойчивые системы шифрования, обеспечивающие практически полное исключение фатального нарушения функциональности дома, его инфраструктуры. Это позволит получить более высокую совокупную пользу от преобразования дома в «умный», чем безусловный сопутствующий ущерб при внедрении имеющихся решений. Немаловажно использование только отечественных электронных компонентов и операционных систем для снижения вероятности появления в аппаратно-программной части закладок, позволяющих удалённо синхронно нанести ущерб российским городам. Также ключевым требованием для подобных систем будет очень низкая цена, вплоть до бесплатной раздачи девелоперам и потребителям, чтобы потребитель мог брать отечественную систему, а не её конкурента с «закладкой», которые, даже будучи установленными в некоторой части квартир, смогут в час «X» привести жильцов к катастрофе. «СП»: — Но, возможно, тогда уже «умный дом» будет выполнять совсем не те задачи, что сейчас? — Нам надо, чтобы дом был малозатратен по ресурсам — потреблял тепло и электроэнергию в минимально нужном количестве, очищал, подготавливал и кондиционировал воздух в зависимости от числа жильцов и их активности. Надо, чтобы подавал хотя бы минимальное количество тепла и воды, когда в очередной раз за месяц зимой «погаснет» электросеть из-за действий стихии или террористов, случится блэкаут. Чтобы дом перерабатывал стоки и бытовые отходы (ТБО), был защищен от других рисков, которыми пронизан весь существующий жилой фонд. А функциями удалённо включаемого тёплого пола, обновления рецептов в СВЧ-печи и программами стирок пока придётся пожертвовать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. Фактически именно для условий России «умный дом» оптимально можно рассматривать как компонент системы, обеспечивающей повышенные экономичность и надёжность жизнеобеспечения. Особенно в условиях, как всегда неожиданно наступающей зимы.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl