Несколько лет назад в одном из московских дворов Юго-Западного административного округа (улица Косыгина, 11) под эгидой местной управы проводились работы по благоустройству прилегающей территории. В частности, в период с 2009 по 2014 годы на другое место переехали контейнеры для сбора мусора, и обрела новую «прописку» детская игровая площадка. Казалось бы, местным жителям жить да радоваться. Однако они остались недовольны результатами деятельности чиновников. Чем же была вызвана такая реакция?
Камнем преткновения, как нередко бывает в таких случаях, стали выявленные активистами вопиющие нарушения действующего законодательства, а также ряда санитарно-эпидемиологических, строительных и прочих норм. Например, прямо под игровой площадкой оказался кабель энергоснабжения многоквартирного дома, что создавало прямую угрозу жизни и здоровью детей. Место для сбора твердых бытовых отходов переместилось к проезжей части, провоцируя создание аварийных ситуаций. Ко всему прочему оно попало на «красные линии», а это грубое нарушение градостроительных норм, за которое предусмотрена административная ответственность. К тому же в результате варварской вырубки понесли серьезные потери зеленые насаждения, располагавшиеся на прилегающей к дому территории (сканы всех схем и официальных писем имеются в распоряжении редакции «СП»).
Конечно, кто-то вполне резонно может заметить, что таким «тяп-ляпством» нынче никого не удивишь. Вот и для неравнодушных жильцов вышеуказанного дома откровением стала не сама ситуация (подобное встречается в столице частенько), а реакция на нее сотрудников управы Гагаринского района.
Свою борьбу за устранение нарушений и собственную безопасность граждане начали, как водится, с собирания «доказательной базы», которая получилась в итоге довольно весомой. Судите сами.
Столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды в мае 2013 года подтвердил факт незаконной вырубки деревьев, указав непосредственных исполнителей (подрядная организация ООО «СтройЭксплуатация) и ответственных за сохранность зеленых насаждений (ГКУ «Инженерная служба Гагаринского района»).
В мае 2014 года письмом за подписью заместителя гендиректора М.В. Богомолова ОАО «Мосводоканал» информировал жителей, что в адрес ГКУ ИС Гагаринского района организация направила предписание о переносе мусорной площадки из зоны прохождения практически вплотную примыкающего к ней канализационного коллектора в сжатые сроки.
В том же месяце заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве А. Н. Скворцов уведомил активистов, что в ходе выездной проверки было установлено: осуществляющие вывоз ТБО машины создают хоть и непродолжительные (5−7 минут), но периодические помехи движению автотранспорта по проезжей части. И в целях соблюдения норм закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ГКУ ИС Гагаринского района направлена информация о необходимости рассмотрения возможности переноса контейнерной площадки в другое место, а также пересмотра графика вывоза отходов.
Тогда же Ростехнадзор официально признал, что игровая площадка размещена в зоне прохождения кабеля КЛ-0.4, предназначенного для электроснабжения многоквартирного дома № 11 по улице Косыгина. А в соответствии с 11-м пунктом 3-го раздела Постановления Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 года размещение детских площадок в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства запрещено. Здесь же замруководителя Межрегионального технологического управления Ростехнадзора О.Ю. Кудинов уточнял, что в Прокуратуру гагаринского района столицы направлено письмо о необходимости переноса площадки в кратчайшие сроки.
Все это время представители московского ОАТИ и чиновники префектуры держали «глухую оборону», уверяя всех и каждого, что работы по благоустройству выполнены в рамках правил и с соблюдением всех положенных процедур.
Так, зампрефекта О.А. Волков отметил, что вырубка деревьев не производилась. В марте 2014 года начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства префектуры ЮЗАО З.Н. Хубаев заявил, что детская площадка размещена на дворовой территории в соответствии с паспортом планировочного решения и благоустройства и согласована в установленном порядке, согласование с жителями в этом случае не предусмотрено, а все конфликтные ситуации необходимо решать путем общего собрания собственников и предоставления его запротоколированных результатов в управу для дальнейшего рассмотрения. ОАТИ в феврале 2014 года уточнило: согласно геоподоснове Мосгоргеотреста подземные инженерные коммуникации проходят по границе детской площадки и никаких угроз для жизни и здоровья граждан не представляют. Правда, замначальника объединения Л.Г. Бородулин все же отметил, что место размещения контейнерной площадки планировочному решению не соответствует.
В итоге было направлено письмо в Администрацию Президента. Она направила запрос в правительство Москвы, и оттуда пришел ответ, в котором говорилось, что:
- детская игровая площадка расположена в соответствии с разработанным в 2009 году и согласованном в установленном порядке планировочным решением, а инженерные коммуникации по ее границе опасности для горожан не представляют;
- представители ГИБДД в ходе выездной проверки установили, что помех для дорожного движения контейнерная площадка для сбора мусора не создает;
- ни сотрудники управы Гагаринского района, ни представители АТИ округа, ни ОАО «Мосводоканал», ни ОАО МОЭСК, ни остальные проверяющие никаких нарушений в функционировании площадки для сбора мусора не обнаружили, а общее собрание собственников выступило против ее переноса;
- у дома № 11 по улице Косыгина в период благоустройства никаких работ по вырубке деревьев не велось.
При этом земля под злосчастной контейнерной площадкой уп-о именовалась придомовой, хотя начальник управления градостроительного регулирования ЮЗАО А.О. Сахарова информировал жителей о том, что в проекте межевания квартала, утвержденного распоряжением московского Департамента земельных ресурсов она фигурирует как территория общего пользования.
И все же в августе 2014 года Гагаринская межрайонная прокуратура вынесла управе представление о срочном устранении нарушений в расположении игровой площадки. И чиновники приняли поистине «гениальное» решение: ее просто-напросто снесли.
А вот контейнерная площадка для ТБО стоит на том же месте до сих пор. И в июне 2017 года это же самое ОАТИ, которое три года назад соглашалось с тем, что это некапитальное строение надо бы перенести, рукой начальника инспекции по контролю за вывозом мусора М.В Вахненко отписало руководителю группы активистов, что ее расположение соответствует планировочному решению благоустройства дворовой территории от 6 декабря 2016 года, которое согласовано в том числе с Москомархитектурой и управлением ГУ МЧС по ЮЗАО (при том, что ни то, ни другое ведомство подобными вопросами не занимается).
Президент постоянно говорит об ответственности должностных лиц и о внимании к людям, недоумевают жители улицы Косыгина, а получается, что даже ему, не говоря уж о рядовых россиянах, сообщают совсем не то, что в действительности. Всё это можно трактовать, как сокрытие должностными лицами разного уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (Конституция РФ, статья 41, часть 3), что может повлечь за собой наказание в соответствии с федеральным законодательством. В любой стране мира, развивают они мысль, за направление первому лицу государства недостоверных сведений людей, допустивших это, сразу увольняют с госслужбы. А в управе Гагаринского района и префектуре ЮЗАО после такого многие, наоборот, получили повышения.
Пожалуй, остается только догадываться, что же заставляло и заставляет московских чиновников нарушать главный российский закон и вводить в заблуждение вышестоящее руководство в таком незначительном, на первый взгляд, деле, как перенос небольшой контейнерной площадки в соответствующее всем нормативам место. Можно, конечно, пофантазировать, что истинные причины, которые, вероятно, вряд ли станут известны широкой общественности, кроются в огромных деньгах, циркулирующих в сфере сбора ТБО.
Лишним доказательством тому служит история с нашумевшей свалкой в подмосковном Кучино: не успел еще в медийном пространстве спасть ажиотаж от ее молниеносного закрытия, как практически все крупные столичные операторы поспешили заявить о грядущем росте тарифов на утилизацию ТБО минимум на 20−30% в связи с удлинением маршрутов движения мусоровозов. Поэтому нельзя исключать, что лишний раз передвигать контейнеры по требованию жителей в Москве чиновникам накладно, потому что воздвигаются они с целью удобства подъезда спецтехники. Ведь два десятка метров там, три десятка метров тут, и в целом по столице вырисовывается неплохой километраж, на котором можно сэкономить, скажем, топливо для мусоровозов. А если учесть, что вот-вот в Первопрестольной грянет реновация, логично предположить, что мусор придется возить чаще, следовательно, и «навар» на топливе будет более знатным.
Однако вышеописанная ситуация показательна в другом. Коль скоро чиновники готовы вводить в заблуждение администрацию лидера России в отношении не столь уж и значительных в масштабах мегаполиса ситуаций, можно представить, каким обширным плацдармом для подлогов станет эта самая реновация пятиэтажек с несколькими триллионами рублей на кону.
А ведь они, судя по всему, уже начались. Президент еще не успел поставить свою подпись под одобренным Советом Федерации законом, как гендиректор входящего в ФСК «Лидер» ДСК-1 Дмитрий Капырин рассказал СМИ, что ряд домостроительных комбинатов получил от «дочки» столичной мэрии КП УГС («Управление гражданского строительства»), рекомендации для разработки новых типов панельных (!) многоэтажных домов под программу реновации с высотой в 9, 17 и 25 этажей.
Представители самого УГС этот факт всячески отрицают, однако недавнее высказывание начальника градостроительного департамента Москвы Сергея Левкина расставило все точки над «е» в этом вопросе. По сути чиновник признал, что только первая волна переселенцев по программе реновации переедет в монолитные дома, а последующим достанутся как раз «панельки».
На этом фоне вспоминать майские заверения Сергея Собянина, что переселять жителей будут исключительно в дома высотой от 6 до 14 этажей, право слово, как-то уже и неловко. А уж высказывание главы столичного департамента строительства Андрея Бочкарева в духе «панельные дома строили в Советском Союзе, потому что было быстро и дешево, а мы будем строить по большей части монолит» — и подавно.
С отделкой квартир, судя по всему, выходит та же история. Мэр Москвы в один голос с главой градостроительного комплекса Маратом Хуснуллиным фактически клятвенно обещали, что она будет соответствовать уровню комфорт-класса. Но в техзаданиях мэрии для ДСК указывается, что «потолок» трат на эти цели должен составлять 9,4 тысячи рублей за квадратный метр. Однако специалисты рынка недвижимости недавно уверили «СП», что настоящий «комфорт» не может стоить менее чем 12−14 тысяч рублей за «квадрат». А девять с половиной тысяч, развивают они мысль, это чистой воды «эконом» — чугунная ванна, незакрытые коммуникации, пластиковые плинтуса, самый дешевый ламинат и филенчатые двери.
И на этом фоне выходит, что Президента тоже в некотором роде уже обманули. Ведь он обещал, что не подпишет закон о реновации, если тот будет нарушать права граждан. Однако эти права, если рассуждать просто, по-человечески, уже нарушены. Ведь обещали горожанам много. А по всему выходит, что дадут по минимуму, да и тот, похоже, придется отвоевывать в тяжелых боях.