Летом этого года представители Минстроя с изрядной долей оптимизма заявили, что по состоянию на 1 июля в российской сфере жилищно-коммунального хозяйства реализовано целых 1676 концессионных соглашений, а общий объем привлеченных таким образом средств в финансовом выражении составляет без малого 195 миллиардов рублей. И это при том, что за весь 2015 год подобных договоров было заключено всего чуть более двухсот семидесяти, а за 2016 год — 580.
Но, похоже, особых поводов для радости здесь все-таки нет. Потому что в самом конце сентября пресс-служба Счетной палаты РФ опубликовала прелюбопытный документ. В нем, в частности, приводились результаты проверки деятельности Министерства строительства и ЖКХ, а также госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2016 и 2017 годах. И, если вкратце, то озвученные сотрудниками ведомства под руководством Татьяны Голиковой цифры и факты выглядят малоутешительно.
Во-первых, по заверениям экспертов, для сносного функционирования российской системе ЖКХ необходимы ежегодные денежные вливания в размере 500 миллиардов рублей. Следовательно, максимум, что удалось сделать Минстрою, так это чуть-чуть приблизиться к желаемым показателям. Если в прошлом году общий объем привлеченных инвестиций составил лишь 14% от требуемого, то за первую половину года текущего удалось «наскрести» только лишь 39%. Конечно, разница этих процентных соотношений практически трехкратная, а финансовый год еще не закончен. Однако недавние катаклизмы в банковской сфере вкупе с так и не разработанным как следует механизмом предоставления госгарантий инвесторам, помноженные на некоторую неуверенность, царящую во внутренней политике страны накануне выборов, являются очень слабыми гарантиями того, что к январю 2018 года Минстрою все же удастся выйти на заданные показатели.
Во-вторых, по словам аудитора Юрия Росляка, министерство Михаила Меня, с начала 2017 года являясь ответственным за ход реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», признает факт продолжающегося изнашивания и деградации коммунальной инфраструктуры нашей страны. Однако до настоящего времени никаких более-менее действенных инвестиционных или организационно-финансовых схем для привлечения инвесторов «минстроевцами» не создано, несмотря на высочайшую потребность коммунальной сферы в дополнительных средствах. При этом специалист отметил, что отдельные реализованные инвестиционные проекты имеют довольно высокую результативность, однако они не оказывают практически никакого влияния на критическое состояние коммунальной инфраструктуры в целом, а участие регионов в процессе модернизации ЖКХ является, по сути, фрагментарным. Кроме того, в состав денежного обеспечения, предоставляемого Минстроем «Фонду содействия развития ЖКХ» для поддержки инвестиционных проектов в этих самых регионах, ведомство по каким-то причинам не включило остатки от аналогичных субсидий за период с 2013 по 2016 годов. Что стало в конечном счете с этими денежными средствами, в пресс-релизе Счетной палаты не уточняется.
Но думать, что столь серьезные ведомства как Минстрой и «Фонд содействия реформированию ЖКХ» вместе с профильными думскими комитетами сидят, сложа руки, и не предпринимают абсолютно никаких шагов по изменению удручающей ситуации, было бы неправильно. Один из ярких тому примеров — прошедшее 26 сентября заседание Экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, посвященный как раз инвестиционному климату в отрасли. В ходе мероприятия председатель совета Ирина Булгакова, в частности, заявила, что если государство со своей стороны не предпримет никаких шагов по созданию механизмов кредитования модернизационных проектов, то «коммуналка» рискует быстро стать отраслью-банкротом. Так что первым делом, по мнению участников встречи, необходимо разработать федеральный закон, который бы отрегулировал деятельность очередной публично-правовой компании, так называемого Института государственного развития в ЖКХ. Предполагается, что первый имущественный взнос в эту организацию должно совершить, естественно, государство.
Каким конкретно будет круг ответственности этого Института, и с помощью каких механизмов это будет реализовываться, пока точно не ясно. Предполагается, что на него, в частности, возложат обязанность по усилению эффективности системы ЖКХ. В первые 5−7 лет Институт будет функционировать по аналогии с Компенсационным фондом в сфере долевого строительства, а потом его планируется переформировать в акционерное общество, чтобы он начал приносить прибыль.
Иными словами, вместо того, чтобы навести, например, порядок в системе капремонта домов, где Генпрокуратура выявила более 9 000 серьезных нарушений, ущемление прав граждан и нецелевое расходование средств, эксперты от депутатского корпуса предлагают создать очередную бюрократическую машину-прослойку по привлечению средств отнюдь не крупного, среднего или даже малого бизнеса, а все тех же рядовых плательщиков, предлагая им в качестве неких гарантий потенциальной успешности новообразования облигации.
Нет, привлекать частный бизнес в российскую систему ЖКХ тоже планируется. Только вот варианты для этого предлагаются совсем уж фантастические.
В то время как Центробанк едва ли не объявляет войну мегапопулярному нынче биткоину, усматривая в этой криптовалюте все признаки финансовой пирамиды и на пару с Генпрокуратурой закрывая все внешние сайты по ее продаже, некоторые российские чиновники уверены, что именно она выведет отечественную «коммуналку» из разрастающегося кризиса. Так, мэр Сысерти Дмитрий Нисковских предлагает для модернизации системы теплоснабжения возвести в Свердловской области сеть когенерационных станций, которые бы параллельно использовались заинтересованными инвесторами в качестве источника дешевой энергии для майнинга биткоинов. Кстати, благодаря именно этому решению власти города рассчитывают обеспечить жителей горячей водой в летний период. Немногим ранее с аналогичным предложением выступил полпред Владимира Путина на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, предложив использовать профицит энергии в регионе не для снижения стоимости этого ресурса для населения, а для майнинга криптовалюты.
Идея создания такой майнинговой фермы может в ближайшей реализоваться и в Тверской области. Оборудование для этого процесса интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев предлагает разместить в пределах крупного совместного «Ростелекомовского» и «Росэнергоатомовского» дата-центра на территории Калининской атомной станции. Автор идеи рассчитывает, что, поскольку источник энергии для этого процесса будет дешевым, данный коммерческий проект окупится всего лишь за один год.
Что ж, видимо, слова первого зампреда Банка России Сергея Швецова о том, что для бизнеса риск использования криптовалют в качестве объекта инвестиций неоправданно высок, для российских чиновников не имеют значения, коль скоро перспективы майнинга всерьез обсуждались на правительственном уровне. Об этом, в частности, сообщил представителям СМИ первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тот самый, который в 2015 и в 2016 годах призывал россиян покупать жилье «прямо сейчас», пока стоимость жилья не начала подниматься, и нашел смешным, что люди из-за финансового кризиса вынуждены покупать на «первичке» 20-метровые «скворечники» вместо полноценных квартир.