БИНом Ньютона: как дебетовая карта внезапно становится кредитной - «Тема дня» » Новости Дня Сегодня
БИНом Ньютона: как дебетовая карта внезапно становится кредитной - «Тема дня» 18:31 Пятница 0 534
10-02-2017, 18:31

БИНом Ньютона: как дебетовая карта внезапно становится кредитной - «Тема дня»


Для чего нужен БИН и как он влияет на платежеспособность вашего пластика

«Я подумал, что это какая-то ошибка: я же знаю, что моя карта дебетовая, а сайт пишет, что карта кредитная, и поэтому добавляет к стоимости билетов комиссию в 3%», — рассказывает Иван Ищенко, покупавший авиабилеты европейского лоукостера. Иван попробовал переоформить заказ, но сайт выдавал одну и ту же «ошибку» — карта, которой он хотел заплатить, кредитная.

На самом деле ошибки не было: его карта действительно значится в международной платежной системе как кредитная. Просто банк ему об этом не посчитал нужным сообщить.

Свести дебет с кредитом

У каждой карты есть банковский идентификационный номер (БИН, или BIN). Это первые шесть (реже восемь) цифр на карте. БИН определяет банк, категорию карты (Standard, Gold, Platinum, пр.) и тип продукта (дебетовая, кредитная, предоплаченная, корпоративная). БИН выдается банку платежной системой, выпускающей карту. Все участники системы имеют доступ к базе данных, которая дает им возможность определить характеристику карты лишь по ее номеру. Для чего это нужно? Чтобы продавец товара или услуги смог определить, предоставить клиенту скидку или, наоборот, начислить комиссию. И можно ли вообще принимать данную карту к оплате.


«Номер может пригодиться при обращении, например, в консьерж службу или в торговых точках, если скидка зависит от уровня карты», — говорит старший вице-президент, заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк. Действительно, есть ситуации, когда скидка по «золотой» карте выше, чем по классической. Есть и другие ситуации.

«Например, авиакомпании — лоукостеры берут повышенную комиссию при оплате картой, БИН которой определяется как кредитный, — говорит руководитель направления пластиковых карт управление розничных продуктов департамента розничного бизнеса Локо-Банка Дмитрий Петров. — В некоторых странах Европы нельзя заплатить кредитной картой в продуктовых магазинах, рассчитанных на покупателей с невысоким доходом». Вице-президент, директор по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григорий Бабаджанян отмечает, что более-менее распространенное исключение, когда БИН может создать проблемы, — это аренда автомобиля за рубежом: «Некоторые прокатные фирмы действительно поверяют по настройкам, кредитная карта или дебетовая».

Однако в большинстве случаев, говорят банкиры, в России эта информация практически бесполезна. Да и за границей путаница с типом карты может возникнуть не только из-за БИНа. «Например, в Штатах, когда оплачиваешь покупку в терминале, необходимо выбирать приложение Credit, даже если карта у клиента дебетовая, так как в Штатах дебетовой считается карта, выпущенная в Америке, а кредитной — любая международная карта», — говорит начальник управления эмиссии и сопровождения проектов и операций процессингового центра Альфа-Банка Марина Голубова.

И все же как узнать, не приготовил ли ваш банк таких сюрпризов?

БИН-база: что скрывает номер карты

Информация по БИН карты считается служебной, и банки не спешат делиться ею с клиентами. Однако в Интернете можно найти базы данных, предлагающих информацию о карте по ее БИНу. Наиболее известны сайты www.bindb.com и www.binbase.com. Вы можете ввести там номер БИН карты и получить информацию о банке, выпустившем карту, платежной системе, уровне премиальности и другую. Насколько можно доверять этой информации?

«Думаю, имеющуюся там информацию можно использовать, но степень доверия каждый должен определить сам», — считает Дмитрий Петров из Локо-Банка. Его коллеги настроены более скептически. «Никто не гарантирует, что представленные в них данные корректны и им можно доверять, так как это не официальные сайты платежных систем. Неизвестно, кто их администрирует и для каких целей они существуют, — говорит Марина Голубова из Альфа-Банка. — У платежных систем своя база данных, она в закрытом доступе и доступна только для участников соответствующих платежных систем». О закрытом доступе напоминает и руководитель службы банковских карт банка ВТБ Мария Точилова: «Номера и БИН карт являются секретной информацией и не разглашаются банками во избежание использования данной информации мошенниками».

Тестирование этих баз на картах автора статьи продемонстрировало, что карты работают. Правда, «кота в мешке» никто не подсунул: все карты оказались с теми параметрами, с которыми и предлагались банками. Но так бывает не всегда. «Я обнаружил, что моя дебетовая карта Тинькофф определяется как кредитная», — прокомментировал руководитель карточного направления одного из банков, пожелавший остаться неизвестным. Он, собственно, и объяснил, откуда берутся такие несоответствия.

Раскрываем карты: зачем это нужно банку

Злого умысла тут нет, есть просто желание сэкономить, а если получится, то и чуть подзаработать, объясняет Новости Банков банкир на условиях анонимности.

Банк покупает БИН у платежной системы. Причем банк изначально запрашивает БИН на определенный карточный продукт: тип карты и ее статус, например, кредитная карта с золотым статусом. Платежная система выпускает для банка новый БИН, который станет шестью первыми цифрами на карте. Но оставшиеся десять цифр позволяют банку эмитировать до 10 млн карт. В реальности максимально возможная эмиссия меньше, так как существует ряд ограничений. Но все равно она слишком велика для большинства средних по размеру банков.

Что делать менеджменту банка, если они захотят выпустить другой карточный продукт? Покупать новый БИН, который стоит десятки тысяч долларов? По-хорошему, да. Но на практике банк чаще продолжает выпускать карты под прежним БИНом, предлагая под него уже другие карты: например, дебетовые карты, «серебряные» или массовые.

Такие «перелицовки», как правило, делают небольшие банки. Крупные вполне могут себе позволить столько БИНов, сколько потребуется. Так, в Альфа-Банке заявляют, что никогда не «переупаковывают» карту. «Карта изначально выпускается дебетовой (к текущему счету клиента) или кредитной (к кредитному счету), и БИН должен соответствовать банковскому продукту, который получает клиент», — говорит Марина Голубова.

Ну а небольшим банкам приходится «крутиться». И чаще всего возникает именно такая ситуация, как у нашего собеседника: под «кредитным» БИНом выпускаются дебетовые карты.

Обратная ситуация встречается гораздо реже. И вот почему. Как известно, за прием карты к оплате продавец товара или услуги платит комиссию. Она делится между тремя игроками: банком-эквайером, который установил платежный терминал в магазине, международной платежной системой и банком — эмитентом карты клиента. Так вот, когда клиент расплачивается кредитной картой, банк получает большую комиссию, чем когда он платит дебетовой. В России эта разница минимальна, но за границей может достигать 1 процентного пункта. Так что банку выгоднее, чтобы клиенты пользовались именно кредитками. Поэтому, как правило, в первую очередь у платежной системы заказывают именно «кредитные» БИНы.

Обмену не подлежит

Что делать, если вы обнаружили у себя такой подлог? Можно ли поменять карту? Некоторые банкиры нам сказали, что готовы пойти навстречу клиенту. «Если характеристики или условия пользования отличаются от заявленных в тарифах или договоре, это прямое нарушение. В этом случае клиент, естественно, имеет полное право потребовать перевыпустить карту», — говорит начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин.

Но одно дело требовать, а другое – получить... «БИН карты имеет большой диапазон цифр, настроенный для всех карт и выпускаемых в рамках продукта, — говорит Мария Точилова из ВТБ. — В связи с этим клиент не может потребовать переоформления карты, если ее оригинальные характеристики не соответствуют заявленным в предложении банка. Смена БИНа для одного клиента означает смену БИНа для всех клиентов с данным продуктом».

Что можно посоветовать в таком случае? По мнению банкиров — расслабиться. Благо на территории России проблемы с «кривым» БИНом практически не встречаются. Но, пожалуй, неплохо знать о существовании такой особенности и быть готовым к таким сюрпризом, имея в кошельке «нормальный» пластик.

Милена БАХВАЛОВА,


Для чего нужен БИН и как он влияет на платежеспособность вашего пластика «Я подумал, что это какая-то ошибка: я же знаю, что моя карта дебетовая, а сайт пишет, что карта кредитная, и поэтому добавляет к стоимости билетов комиссию в 3%», — рассказывает Иван Ищенко, покупавший авиабилеты европейского лоукостера. Иван попробовал переоформить заказ, но сайт выдавал одну и ту же «ошибку» — карта, которой он хотел заплатить, кредитная. На самом деле ошибки не было: его карта действительно значится в международной платежной системе как кредитная. Просто банк ему об этом не посчитал нужным сообщить. Свести дебет с кредитом У каждой карты есть банковский идентификационный номер (БИН, или BIN). Это первые шесть (реже восемь) цифр на карте. БИН определяет банк, категорию карты (Standard, Gold, Platinum, пр.) и тип продукта (дебетовая, кредитная, предоплаченная, корпоративная). БИН выдается банку платежной системой, выпускающей карту. Все участники системы имеют доступ к базе данных, которая дает им возможность определить характеристику карты лишь по ее номеру. Для чего это нужно? Чтобы продавец товара или услуги смог определить, предоставить клиенту скидку или, наоборот, начислить комиссию. И можно ли вообще принимать данную карту к оплате. «Номер может пригодиться при обращении, например, в консьерж службу или в торговых точках, если скидка зависит от уровня карты», — говорит старший вице-президент, заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк. Действительно, есть ситуации, когда скидка по «золотой» карте выше, чем по классической. Есть и другие ситуации. «Например, авиакомпании — лоукостеры берут повышенную комиссию при оплате картой, БИН которой определяется как кредитный, — говорит руководитель направления пластиковых карт управление розничных продуктов департамента розничного бизнеса Локо-Банка Дмитрий Петров. — В некоторых странах Европы нельзя заплатить кредитной картой в продуктовых магазинах, рассчитанных на покупателей с невысоким доходом». Вице-президент, директор по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григорий Бабаджанян отмечает, что более-менее распространенное исключение, когда БИН может создать проблемы, — это аренда автомобиля за рубежом: «Некоторые прокатные фирмы действительно поверяют по настройкам, кредитная карта или дебетовая». Однако в большинстве случаев, говорят банкиры, в России эта информация практически бесполезна. Да и за границей путаница с типом карты может возникнуть не только из-за БИНа. «Например, в Штатах, когда оплачиваешь покупку в терминале, необходимо выбирать приложение Credit, даже если карта у клиента дебетовая, так как в Штатах дебетовой считается карта, выпущенная в Америке, а кредитной — любая международная карта», — говорит начальник управления эмиссии и сопровождения проектов и операций процессингового центра Альфа-Банка Марина Голубова. И все же как узнать, не приготовил ли ваш банк таких сюрпризов? БИН-база: что скрывает номер карты Информация по БИН карты считается служебной, и банки не спешат делиться ею с клиентами. Однако в Интернете можно найти базы данных, предлагающих информацию о карте по ее БИНу. Наиболее известны сайты www.bindb.com и www.binbase.com. Вы можете ввести там номер БИН карты и получить информацию о банке, выпустившем карту, платежной системе, уровне премиальности и другую. Насколько можно доверять этой информации? «Думаю, имеющуюся там информацию можно использовать, но степень доверия каждый должен определить сам», — считает Дмитрий Петров из Локо-Банка. Его коллеги настроены более скептически. «Никто не гарантирует, что представленные в них данные корректны и им можно доверять, так как это не официальные сайты платежных систем. Неизвестно, кто их администрирует и для каких целей они существуют, — говорит Марина Голубова из Альфа-Банка. — У платежных систем своя база данных, она в закрытом доступе и доступна только для участников соответствующих платежных систем». О закрытом доступе напоминает и руководитель службы банковских карт банка ВТБ Мария Точилова: «Номера и БИН карт являются секретной информацией и не разглашаются банками во избежание использования данной информации мошенниками». Тестирование этих баз на картах автора статьи продемонстрировало, что карты работают. Правда, «кота в мешке» никто не подсунул: все карты оказались с теми параметрами, с которыми и предлагались банками. Но так бывает не всегда. «Я обнаружил, что моя дебетовая карта Тинькофф определяется как кредитная», — прокомментировал руководитель карточного направления одного из банков, пожелавший остаться неизвестным. Он, собственно, и объяснил, откуда берутся такие несоответствия. Раскрываем карты: зачем это нужно банку Злого умысла тут нет, есть просто желание сэкономить, а если получится, то и чуть подзаработать, объясняет Новости Банков банкир на условиях анонимности. Банк покупает БИН у платежной системы. Причем банк изначально запрашивает БИН на определенный карточный продукт: тип карты и ее статус, например, кредитная карта с золотым статусом. Платежная система выпускает для банка новый БИН, который станет шестью первыми цифрами на карте. Но оставшиеся десять цифр позволяют банку эмитировать до 10 млн карт. В реальности максимально возможная эмиссия меньше, так как существует ряд ограничений. Но все равно она слишком велика для большинства средних по размеру банков. Что делать менеджменту банка, если они захотят выпустить другой карточный продукт? Покупать новый БИН, который стоит десятки тысяч долларов? По-хорошему, да. Но на практике банк чаще продолжает выпускать карты под прежним БИНом, предлагая под него уже другие карты: например, дебетовые карты, «серебряные» или массовые. Такие «перелицовки», как правило, делают небольшие банки. Крупные вполне могут себе позволить столько БИНов, сколько потребуется. Так, в Альфа-Банке заявляют, что никогда не «переупаковывают» карту. «Карта изначально выпускается дебетовой (к текущему счету клиента) или кредитной (к кредитному счету), и БИН должен соответствовать банковскому продукту, который получает клиент», — говорит Марина Голубова. Ну а небольшим банкам приходится «крутиться». И чаще всего возникает именно такая ситуация, как у нашего собеседника: под «кредитным» БИНом выпускаются дебетовые карты. Обратная ситуация встречается гораздо реже. И вот почему. Как известно, за прием карты к оплате продавец товара или услуги платит комиссию. Она делится между тремя игроками: банком-эквайером, который установил платежный терминал в магазине, международной платежной системой и банком — эмитентом карты клиента. Так вот, когда клиент расплачивается кредитной картой, банк получает большую комиссию, чем когда он платит дебетовой. В России эта разница минимальна, но за границей может достигать 1 процентного пункта. Так что банку выгоднее, чтобы клиенты пользовались именно кредитками. Поэтому, как правило, в первую очередь у платежной системы заказывают именно «кредитные» БИНы. Обмену не подлежит Что делать, если вы обнаружили у себя такой подлог? Можно ли поменять карту? Некоторые банкиры нам сказали, что готовы пойти навстречу клиенту. «Если характеристики или условия пользования отличаются от заявленных в тарифах или договоре, это прямое нарушение. В этом случае клиент, естественно, имеет полное право потребовать перевыпустить карту», — говорит начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин. Но одно дело требовать, а другое – получить. «БИН карты имеет большой диапазон цифр, настроенный для всех карт и выпускаемых в рамках продукта, — говорит Мария Точилова из ВТБ. — В связи с этим клиент не может потребовать переоформления карты, если ее оригинальные характеристики не соответствуют заявленным в предложении банка. Смена БИНа для одного клиента означает смену БИНа для всех клиентов с данным продуктом». Что можно посоветовать в таком случае? По мнению банкиров — расслабиться. Благо на территории России проблемы с «кривым» БИНом практически не встречаются. Но, пожалуй, неплохо знать о существовании такой особенности и быть готовым к таким сюрпризом, имея в кошельке «нормальный» пластик. Милена БАХВАЛОВА,
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl