Как кредитные организации будут взаимодействовать с компаниями, попавшими в своеобразный стоп-лист?
Фото:
ИА "БанкИнформСервис"
Разговоры о том, что Центральный банк будет рассылать по банкам так называемые «черные списки» клиентов ведутся уже давно. Еще в прошлом году, в июле, регулятор выпустил положение №550-П, в котором собственно и говорилось о том, что банки будут информироваться о неблагонадежных компаниях. В разряд неблагонадежных должны были попасть все юрлица, которым какой-либо банк уже:
- отказывал в открытии расчетного счета,
- приостанавливал операции по расчетному счету на основании закона о противодействии и легализации,
- расторгал договор банковского обслуживания (на основании ПОД ФТ).
Иными словами, если компания единожды была заподозрена в «отмывании» в одном банке, о ее проступке должны узнать все участники рынка. Около года ЦБ и Росфинмониторинг решали, как именно будут выглядеть эти списки, каким образом их будут распространять и прочие технические моменты. И вот в апреле 2017 года в банки пришло письмо от регулятора о том, что через 60 дней (то есть уже 26 июня) они получат первые такие документы. Об этом «БанкИнформСервис» рассказал заместитель председателя правления банка «Нейва» Константин Левушкин.
Получение такого письма подтвердили также в нескольких банках, в том числе в Уральском банке реконструкции и развития. «Действительно, в настоящее время такой документ утвержден, работа по нему начнется в конце июня 2017 года», - комментирует начальник управления финансового мониторинга УБРиР Алексей Потапов.
Главный вопрос в том, что будут делать банки с этими данными? Как поясняют участники рынка, списки будут носить исключительно информационный характер. Никаких прямых указаний ЦБ РФ не работать с юрлицами, попавшими в них, нет. Большинство опрошенных нами участников рынка говорят о том, что ждут более подробных разъяснений от регулятора по этому поводу.
Комментарий
Алексей Потапов, начальник управления финансового мониторинга УБРиР:
- Прямого запрета на работу с клиентами из «черных списков» не устанавливается. Как сложится практика взаимодействия с подобными лицами, покажет, в том числе, позиция Банка России, который может в своих последующих «Методических рекомендациях» как фактически обязать банки воспринимать норму закона в качестве запрета работы с клиентом, так и установить более лояльные правила игры.
В банке «Нейва» пока решили, что наличие компании в «черном списке» не будет основанием для закрытия действующего счета или отказе в открытии нового.
Комментарий
Константин Левушкин, заместитель председателя правления банка «Нейва»:
- Центральный банк подчеркивает, что списки носят информационный характер. То есть регулятор напрямую не говорит нам, что мы должны отказать клиенту, если он попал в этот список. В то же самое время, мы понимаем, что регулятор в один прекрасный момент может прийти и спросить с нас: «А почему вы с этой компанией имели дело вообще? Мы же вас предупреждали, что она не белая и пушистая». И будет прав! Мы для себя решили, что включение компании в «черный список» будет для нас сигналом к углубленной проверке клиента.
Такой же позиции придерживаются в «Точке». По мнению рисковиков банка, «черный список» должен рассматриваться в совокупности с остальными показателями.
Комментарий
Ангелина Крашенинникова, директор по управлению рисками банка для предпринимателей Точка (финансовая группа «Открытие»):
- Если такие списки будут рассылаться, то мы примем их во внимание как фактор в совокупности с остальными параметрами уровня риска по клиенту. Наша задача - избежать огульного «очернения» реального, действующего бизнеса, ведь попадание в этот список, в отличие от объективного перечня экстремистов и террористов, зависело, в том числе, от правил и настроек банков, отправивших информацию. Мы безусловно можем доверять информации от налоговых органов, Центрального Банка, если эти «списки» будут иметь гарантию качества от надзора.
Отметим, что сами бизнесмены не смогут узнать, есть ли они в так называемых «черных списках»: документ будет доступен только кредитным организациям. Константин Левушкин из банка «Нейва» отмечает, что в зоне риска окажутся не только те компании, которым однажды отказали в открытии счета или проведении той или иной операции, но и те, кто использует различные схемы оптимизации налогов. «Государство четко дает понять, что пора выходить из тени. Прошло то время, когда можно было работать и по минимуму платить налоги. Понятно, что в России нет абсолютно белых компаний - есть светло и темно-серые. Так вот темно-серый бизнес с рынка выводят, на этот раз руками банков», заключает зампред «Нейвы».