Знаковым событием уходящего года стало введение показателя долговой нагрузки для заемщиков. Как эта и другие законодательные инициативы повлияли на банковский рынок и каких изменений ждать в 2020-м?
Уходящий год сложно назвать революционным с точки зрения принятия новых законов. Но это только на первый взгляд. Ряд законодательных изменений все-таки оказали существенное влияние на рынок, и последствия их принятия будут еще более заметны в новом году.
Самое громкое событие года для банковского рынка — введение показателя долговой нагрузки (ПДН) для заемщиков-физлиц. С 1 октября 2019 года вступило в силу указание Банка России от 31 августа 2018 года № 4892-У, согласно которому банки и микрофинансовые организации обязаны рассчитывать ПДН при предоставлении заемщикам кредитов (займов) от 10 тыс. рублей (или эквивалента в валюте), а также при увеличении лимита кредитования. Если ПДН заемщика выше 50%, банки обязаны формировать дополнительный запас капитала.
Обязанность банков и МФО рассчитывать ПДН, безусловно, можно назвать резонансной новацией, считает руководитель корпоративной практики юридической фирмы Vegas Lex Александр Гармаев. Но эффективность данных мер стала предметом дискуссии, которая продолжается по сей день.
ЦБ рассчитывает, что введение ПДН охладит рынок потребкредитования, замедлив темпы его роста с более чем 20% до 10% в год. Банки признают, что расходы на расчет ПДН не маленькие, а для клиентов эти данные не особенно полезны. Представители бюро кредитных историй предлагают сделать расчет ПДН платным, но правозащитники и законодатели выступают против дополнительных расходов со стороны заемщиков.
Президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф в интервью Forbes заявил, что введение ПДН может «в какой-то степени» охладить рынок, но это «болезненные меры для всех заемщиков». «Они могут вызвать удорожание кредитов, что приведет к росту долговой нагрузки», — сказал Греф. А заместитель председателя правления, руководитель розничного блока банка «Открытие» Вениамин Полянцев в интервью Новости Банков признавался, что «ПДН — это один из факторов, который тянет выдачи (кредитов. — Прим. ред.) вниз».
Опрошенные Новости Банков представители банков пока очень аккуратны в высказываниях о последствиях введения ПДН. «Эффект именно от ПДН вряд ли стоит переоценивать. Во-первых, Центробанк до официального введения ПДН дал возможность банкам приспособиться к будущим требованиям, чем большинство банков воспользовались. Во-вторых, крупные банки и так применяют методологии оценки платежеспособности заемщиков и нередко отказывают в выдаче необеспеченных кредитов гражданам, испытывающим большую долговую нагрузку. Похоже, что пока влияние новых правил как на большинство граждан, так и на банки не стало таким значительным, каким казалось ранее», — считает Гармаев.
Член правления, директор по управлению рисками Почта Банка Святослав Емельянов отмечает, что «введение ПДН усложнило получение кредитов для клиентов с высокой долговой нагрузкой, а также для заемщиков с серыми зарплатами и пустой кредитной историей». «Но фактически этих граждан банки с консервативной риск-политикой и ранее уже почти не кредитовали», — комментирует член правления Почта Банка.
Что же в итоге? По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), после введения ПДН с 1 октября средний размер выданных потребительских кредитов снизился почти на 10%. По данным 4 тыс. кредиторов (передают сведения в НБКИ), в октябре — ноябре 2019 года средний размер выданных кредитов на покупку потребительских товаров составил 169,8 тыс. рублей. До октября 2019 года средний чек потребительского кредита демонстрировал постоянный рост.
«Не исключено, что правила и нормативы по ПДН в дальнейшем будут ужесточаться и станут более чувствительными для банков», — говорит Гармаев.
Впрочем, по мнению старшего аналитика рейтингового агентства «НКР» Егора Лопатина, на горизонте до полугода наиболее качественные для банков заемщики с низким уровнем ПДН вряд ли почувствуют какие-либо изменения. «Заемщики же с высоким уровнем ПДН могут теперь рассчитывать на меньшую сумму кредита либо на более долгий срок кредита и, как следствие, более высокую итоговую переплату. В таком случае будет ниже ежемесячный платеж и меньший коэффициент риска для капитала банка», — рассуждает Гармаев. По его оценке, процент отказа таким заемщикам в потребительском кредитовании в 2020 году заметно вырастет.
Ставки по ипотечным кредитам в 2019 году порадовали заемщиков. По данным Банка России, в октябре средневзвешенная ставка по ипотеке снизилась до минимального за два года значения — 9,4%. Ставки по госпрограмме «Семейная ипотека» — от 4,5% годовых, по «Дальневосточной ипотеке» — 2% годовых.
Еще летом эксперты прогнозировали рост цен на жилье в связи с законодательными переменами. С 1 июля 2019 года застройщики лишились права привлекать средства дольщиков напрямую. Отныне они должны храниться на банковских счетах эскроу, а строительство при этом будет вестись за счет банковских кредитов. Деньги дольщиков строительные компании могут получать теперь только после ввода объекта в эксплуатацию и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) права собственности на первую квартиру. Вице-премьер Виталий Мутко в сентябре сообщал, что цены на новостройки после перехода на эскроу поднялись на 7%.
По мнению Александра Гармаева, переход на новые правила реализации проектов по строительству жилой недвижимости, предусматривающие в дополнение к ДДУ расчеты исключительно через эскроу-счета, открыл для ряда банков принципиально новые возможности в сфере проектного финансирования. «Девелоперы вместо средств дольщиков, которые стали недоступны, начали привлекать дополнительные кредитные средства в банках. При этом банки фактически получили возможность зарабатывать на одном и том же капитале дважды — на процентах по кредитам дольщикам и по кредитам девелоперам», — говорит Гармаев.
Он указывает, что дополнительно специализированные подразделения банков, таких как Сбербанк, Газпромбанк и другие, стали развивать альтернативные инструменты проектного финансирования, позволяющие девелоперам нарастить объем собственных средств.
В «ДОМ.РФ» подсчитали, что проектное финансирование стало для отрасли намного дешевле, чем кредиты, которые привлекались застройщиками ранее. Аналитики объяснили это тем, что банк при выдаче кредита закладывает гораздо более низкий риск на реализацию проекта. «Распространенный ранее «котловой способ», когда собранные средства от продаж квартир одного дома тут же использовались для строительства нового, приводил к тому, что при ухудшении экономической конъюнктуры или просто отставания продаж от запланированного графика дострой всех связанных проектов оказывался под угрозой. Банки учитывали эти риски в ставке», — говорится в сообщении «ДОМ.РФ». По мнению компании, это приводило к тому, что ставки по кредитам застройщикам составляли от 12% до 16%, в то время как сейчас они начинаются от 7,5%, а специальная ставка в части кредита, полностью обеспеченная взносами на счетах эскроу, — от 4,5% и ниже.
В ноябре этого года Госдума в первом чтении одобрила законопроект о создании института квалифицированных бюро кредитных историй. Суть его в том, что банки смогут запрашивать данные для расчета ПДН только в квалифицированных БКИ, а не во всех, как это происходит сейчас. Требования к таким БКИ будет определять ЦБ. Цель новшества — модернизация действующей системы формирования кредитных историй с учетом показателей развития кредитного рынка и современных финансовых технологий. Предполагается, что расчет долговой нагрузки будет проводиться по принципу «одного окна». Как рассказал Новости Банков глава комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, предполагается, что квалифицированные бюро заработают по-новому уже в первой половине 2020 года.
Перемены, по всей видимости, произойдут и на рынке ипотечного кредитования. Как заявляла председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, регулятор намерен обсудить с банками возможность введения ограничений по ипотечным кредитам в зависимости от долговой нагрузки заемщика. «Наиболее значительным изменением в отрасли может стать применение банками ПДН при выдаче ипотеки, коэффициент риска для капитала банка будет зависеть от уровня ПДН и отношения кредит/залог», — считает Егор Лопатин.
В банке «Санкт-Петербург» в 2020 году также ожидают возможного ужесточения законодательства об ограничениях при выдаче ипотеки заемщикам с низким первоначальном взносом.
Анатолий Аксаков считает, что в следующем году темпы роста ипотечного кредитования могут упасть. «Уже исчерпывается та прослойка людей, которая могла внести первоначальный взнос в размере 20%. Несмотря на низкие ставки, ипотека для многих становится недоступна. Перед нами стоит задача законодательно обеспечить стимулирование формирования первоначального взноса для получения ипотечного кредита», — комментирует он. Для этого депутат предлагает ввести так называемые жилищно-накопительные вклады.
По мнению Александра Гармаева, в 2020 году следует ожидать продолжения активной деятельности Центробанка по расчистке банковского сектора и отзыву лицензий у неблагонадежных кредитных организаций. Однако в отношении «выживших» игроков требования и нормативы будут в целом стабилизированы и, возможно, смягчены, считает он. «Будут также нарастать инициативы по регулированию вопросов цифровизации банковских систем, защиты персональных данных и кибербезопасности», — резюмирует Гармаев.
Анна БРЫТКОВА,