
Московский музыкальный театр «Геликон-опера» славится не только смелыми броскими постановками, но и уникальной просветительской деятельностью: именно в этом театре впервые в России были поставлены оперы Яначека «Средство Макропулоса», Берга «Лулу», Гретри «Петр Великий» и Пуленка «Диалоги кармелиток». Последняя стала настоящим открытием как для публики, так и для музыкальных критиков.
Опера французского композитора Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» была сочинена в 1956 году для миланского театра La Scala по пьесе Ж. Бернаноcа и с тех пор не сходит со сцен европейских театров. Однако именно Дмитрий Бертман представил ее в «Геликоне», в строгой, почти пуританской, постановке, а великолепная работа художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой поразила емкостью и лаконичностью средств, которыми они смогли передать замысел режиссера. Спектакль сразу же стал главным событием оперного сезона 2003/2004 года и покорил публику искренностью, зрелостью и глубиной трактовки одного из ярчайших сочинений Пуленка.
Реальная история о мученической смерти 16 обитательниц кармелитского монастыря в Компьени во времена событий Великой французской революции превратилась в нечто большее, чем просто музыка и драматургия, объединенные замыслом режиссера в спектакль. «Диалоги кармелиток» — это прежде всего диалог с душой зрителя, который то страстно, то задумчиво, то жестко, но всегда с обнаженной искренностью ведут создатели спектакля.
«Это спектакль, поражающий хрупкостью человека перед стальной Идеей. Он о том, как легко крест превращается в клинок. О кровавой игре, которой предается человечество и суть которой — казнить и миловать. Финал — одна из самых сильных находок режиссера. Гильотинирование уподоблено боулингу: грохот шаров сплетается с патетическим реквиемом, голоса живых тонут, захлебываются в механической мертвечине. Идея гибельной игры доведена до символа, как у Чайковского в „Пиковой даме“, и эта игра — тоже одна на все времена и эпохи» (Валерий Кичин, «Российская газета», 7 мая 2004 года).
Французский шедевр середины прошлого века — «Диалоги кармелиток» Пуленка — будет показан в «Геликоне» всего два раза — 22 апреля в 19 часов и 23 апреля в 16 часов.




