На конкурсе легкой музыки, который еще и не начинался, очередной скандал, причем политический: теперь организаторы наехали на участников из Белоруссии. Организаторы потребовали исправить или полностью заменить песню группы из города Барановичи с простым названием «Галасы ЗМеста». Строчки «Я научу тебя плясать под дудочку… Я научу тебя ходить по струночке… Ты будешь всем доволен, рад всему… Тебе же будет лучше самому» начальство Евровидения посчитали издевательством и насмешкой над участниками антилукашенковских протестов. До 15 марта, потребовали организаторы конкурса, текст должен быть кардинально исправлен или необходимо представить совсем другую песню. Иначе страну дисквалифицируют.
Разговоры о политизированности Евровидения сопровождают конкурс чуть ли не всю его историю. Сложно отрицать, что политика на Евровидении была всегда, с самого первого конкурса в 1956 году. Хотя музыкальное шоу создавалось не только чтобы развлечь зрителя, но и для того, чтобы объединить Европу после Второй мировой войны, а также для тестирования новых технологий телевещания, однако быстро стали вспыхивать все новые конфликты. Конкурс продолжал наглядно демонстрировать симпатии и антипатии простых европейцев и их основные политические тренды.
Читайте также
Давай не умничай, а копай и подметай!
Минтруд РФ предложил нашей молодежи обменять компы на лопаты
Голосование на конкурсе превратилось не столько в предмет конкурса легкой музыки, сколько в предмет соперничества в открывании Окон Овертона. Легкий адок, присутствовавший с самого начала, постепенно стал превращаться в ад, а затем и в адище. В моральную преисподнюю, где под чистилище попадала норма, которую рассматривали как что-то непонятное, консервативное и устаревшее. Конкурс исполнителей легкой музыки трансформировался в шоу фриков, ЛГБТ-проповедников и моральных трансвеститов.
«Свободная Пресса» уже рассказывала о недавнем отборе на Евровидение на российском Первом канале, где странным образом победила исполнительница таджикского происхождения Манижа, которая известна своей ЛГБТ-повесткой, но при том будет петь композицию с демонстративным названием «Русская женщина».
История с Манижей не первая: до этого резко запротестовали кипрские православные из-за песни «Дьявол», которую собирается исполнять на Евровидение представляющая Кипр греческая певица Элена Цагрину. А сегодня фокус внимания сместился на недавнее политизированное решение отстранить от участия в конкурсе белорусский проект «Галасы ЗМеста», который интересен уже тем, что Беларусь впервые попробовала не подстраиваться под формат «Евровидения», а продемонстрировать некую «антигламурную» альтернативу.
При этом, по словам солиста белорусской группы Дмитрия Бутакова, задачи «потрясти всех по полной» не было. «Мы там рассматривали что-то а-ля битловское, какие-нибудь костюмчики такие, клеши, может быть, обычный квартирничек — то, о чем взрослые люди на кухнях разговаривают», — оправдывался он.
Почему бы и нет, был же у российской группы «Литл Биг», которая тоже собиралась на Евровидение, но потом отказалась, референс на «АББУ» в своем знаменитом клипе UNO. Но с белорусами другая история.
Мы сколько угодно можем оценивать шансы песни, но нельзя вырвать их из политического контекста — завуалированно намекают нам руководители конкурса. Хотя организаторы и в целом Европейский вещательный союз говорит, что «музыка вне политики», в реальности же оказывается все совсем наоборот. Если политические отношения с какой-то страной не складываются, то это тут же отражается на артистах.
На момент публикации этого текста клип белорусов собрал более 195 тысяч просмотров. Пользователи поставили 1,6 тысячи лайков и 16 тысяч дизлайков. По их соотношению выходит, что это абсолютно худший результат среди всех песен претендентов.
Возникает вопрос, почему же Европейский вещательный союз разрешил в 2016 году песню украинки крымско-татарского происхождения Джамалы «1944» с явным политическим месседжем — ведь именно в 1944 году крымских татар депортировали из Крыма, — и запрещает другую песню, где намек настолько тонкий, что определенно сказать, присутствует ли он там, практически невозможно. Тогда, в 2016-м, в твиттере организации было объявлено, что песня «1944» не нарушает правил конкурса, а ее текст всего лишь отсылает к периоду депортации крымских татар, однако многие зрители увидели и более современные параллели и посчитали, что в композиции можно прочесть отсылки к современным событиям на полуострове, которые в незалежной стране называют «российской аннексией».
Стремление Киева использовать тогда Евровидение для политических целей не понравилось многим меломанам в «толерантной» Европе, ведь эта политическая игра не имела ничего общего с потребностями общества в популярной музыке. Даже многие англичане, не замеченные в особой любви к России, предлагали вспомнить в комментариях в интернете о том, что Украина сама была частью Советского Союза и тоже внесла свой вклад в так называемое «угнетение крымских татар». Вот лишь некоторые тогдашние отклики:
«Если мы позволяем на голосовании жителям Фолклендских островов решать, хотят ли они оставаться британцами, почему мы не можем позволить народу Крыма решить, что они хотят быть с Россией», — недоумевали тогда читатели газеты «Дейли мейл».
Читайте также
Манижа: таджичка расскажет Европе о русской женщине
После оглашения Первым каналом результатов голосования о выборе исполнителя от России на конкурсе Евровидения разразился грандиозный скандал
Кстати, скандал из-за украинских песен с явным политическим подтекстом для Евровидения был не первым. В далеком уже 2007-м, когда отношения Украина и России были вполне дружественными, тучи сгустились над Веркой Сердючкой (она же Андрей Данилко). Артист исполнил песню, в которой была строчка Lasha Tumbai, звучавшая, впрочем, совсем по-иному — Russia, goodbyе («Прощай, Россия»). В переводе с монгольского эта самая Lasha Tumbai означает «взбивать масло», в дальнейшем он/она пояснил/пояснила — речь шла о том, что нужно «двигать телом». Хотя причем тут Монголия и «взбитые сливки», — все это осталось для зрителей загадкой, что лишь усилило подозрения в антироссийской направленности песни. В Киеве тогда публично сожгли чучело Сердючки, а приглашений выступить в России у Данилко стало на порядок меньше.
Теперь же организаторы пошли дальше. Запретив белорусскую песню, они заодно определили, с какими флагами можно приходить на Евровидение, а какие лучше оставить дома. Запретили флаги Крыма, Косово, Нагорного Карабаха, ДНР, Палестины, Северного Кипра, Приднестровья, Страны Басков и ИГИЛ*. Вместо них можно взять флаг любой страны ООН, флаг ЕС или радужный флаг ЛГБТ-сообщества.
На то, что здравый смысл на Евровидении возобладает, надеяться не приходится. Все чаще политизированное шоу отказывается от политизированной музыки, не угодной политизированным организаторам конкурса. Какая ирония!
Кстати, под официальным видео Манижи на сайте Первого канала комментарии отключены, что тоже говорит о многом.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Взгляд из-за границы
Немецкий публицист раскрыл, о чем умалчивают СМИ ФРГ, чтобы не «воодушевить Путина»
В международной организации сообщили, от чего бы у Меркель и Джонсона «волосы встали дыбом»
«Какой там Лондон?»: Гордон внезапно рассыпался в комплиментах Москве
«Весёлые горки»: на могилах Бухенвальда устроили спуски для катания на санях
Все материалы по теме (119)