Материал комментируют:
Вячеслав Арбузов
В залах Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО в Петроверигском переулке москвичи могут посетить выставку «Русский замок. Кузнечная летопись». Данная выставка стала нерядовым событием в культурной жизни столицы, в экспозиции крупнейшая в России коллекция старинных русских замков. Всего можно увидеть более 1000 предметов из частной коллекции Вячеслава Арбузова, а также фондов РОСИЗО и российских государственных музеев. На выставке также представлена живопись от крупнейших музейных художников советского времени, таких как Аркадий Пластов, Гелий Коржев, Пётр Оссовский.
Удивительные замки, созданные русскими мастерами, безусловно, стоят того, чтобы немного прогуляться от станции метро «Китай-город» (выставка продлится до 11 декабря по адресу: Петроверигский пер. 4, стр. 1). На выставке можно не только полюбоваться замками, но и узнать многое о технологии их ручного производства, как отмечает пресс-релиз, «проследить путешествие замка от зарождения в горниле кузницы, через праздничную ярмарку, к своему пристанищу в русской избе».
Генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова в ходе торжественного открытия выставки назвала ее трогательной и нежной. И это очень точные определения, как всегда, когда речь идет об энтузиазме коллекционеров, их любви к собираемым экспонатам. Тех людей, на которых, по определению гендира РОСИЗО, и держатся наше искусство и история.
Все это было очень заметно по выступлению самого Вячеслава Арбузова, благодаря которому эта выставка и стала возможной.
«Мы живем в эпоху, когда предметы, вещи, порой и окружающие нас дома не имеют авторов. Когда-то все было по-другому, все вокруг нас имело своего создателя, вплоть до самой последней мелочи, не говоря о больших предметах. Потом появились фабрики, заводы, и предмет, сделанный своими руками, начал уходить в небытие, как и культура ручного труда. Сейчас, окунаясь в историю, мы удивляемся, как же это было сделано — молотком, зубилом, топором… В последнее время даже пошел некий тренд недоверия, когда люди пишут: „От нас что-то скрывают, не может такого быть, чтобы в старину руками создавали подобные шедевры!“. Вот мы в рамках этой выставки решили ничего не скрывать и все показать», — рассказал Вячеслав Арбузов.
Нужно отметить, что «Свободная пресса» немало писала о замках, которые создавали русские мастера, в частности, об истории Павловских замков. Мастера из Павлово-на-Оке до революции делали висячие замки, которыми пользовалась вся Россия, их продукция была таким же брендом, как самовары из Тулы или Дымковская игрушка, гжельская керамика, кузнецовский фарфор. О том, какие уникальные вещи делали в Павлово — селе с городской инфраструктурой и электрическим освещением на улицах — читайте в статье «Русский Шеффилд».
Писала «СП» также о необычной коллекции замков, собранной в Павловском историческом музее, и про единственный в России частный музей старинных замков и ключей в Тарусе. В этих материалах можно прочесть о самых удивительных механизмах замков, которые придумывали и создавали своими руками отечественные «Левши».
Теперь же москвичи и гости столицы могут увидеть самые впечатляющие образцы прямо в центре города. Например, тележные замки, которые покажутся чем-то знакомыми современным велосипедистам, замки со звуком, зовущие на помощь хозяев при попытке взлома, замки с разнообразными секретами, когда была необходима определенная манипуляция, чтобы появилась сама скважина. Замочная скважина могла появляться в самом неожиданном месте, например, в пупке императора Петра I.
Можно увидеть замок с двумя ключами, срабатывающими лишь одновременно — для купцов-товарищей с одной казной на двоих.
«Наша выставка сегодня актуальна, как никогда. Она раскрывает культурные коды, характеризующие наше сознание через преемственность народного декоративно-прикладного искусства. Нам удалось собрать для выставки более тысячи старинных замков и ключей. Среди них есть редчайшие и интереснейшие предметы: музыкальные, с секретным механизмом, огромные и микроскопические, ювелирно украшенные и брутальные», — рассказала куратор выставки «Русский замок. Кузнечная летопись» Дина Иващенко.
Почему именно замки вызывают такой интерес коллекционеров — ответ на этот вопрос лучше увидеть на выставке своими глазами. Как и почувствовать сакральный смысл этого предмета — хранителя врат, родного дома. Неслучайно со словом замок в значении крепость у замка отличие лишь в ударении. Поэтому замок, как верный страж дома и имущества, издавна пользовался любовью на Руси, а создающие столь надежную и мощную защиту умельцы-мастера — огромным уважением.
«Замок — это вечный спутник человека, казалось бы, бытовой предмет, с современной точки зрения — ну висит и висит. На самом деле замок — это технологическое чудо, которое сопутствовало человеку, вместе с ним развивалось, радовало глаз, — рассказывает Вячеслав Арбузов. — Долгое время замок был любимым подарком, например, на свадьбу. Представьте себе, сейчас прийти на свадьбу и подарить замок… Как отреагируют молодожены — наверное, больше никогда не пригласят. А раньше все было по-другому, делали кодовые замки — имя девушки обязательно было кодовым словом. Это было очень романтично, девушка с благодарностью принимала такой замок, делая вывод о намерениях молодого человека. Вся эта романтика передавалась мастерам, и они делали замечательные изделия, вкладывали в них свою любовь.
Есть такой анекдот. Однажды Тульский самовар, Жостовский поднос и Дымковская игрушка решили организовать клуб самых известных предметов декоративно-прикладного искусства со всей русской земли. Хватились замка — нигде нет. Оказалось, он уже висит, охраняет их клуб. То есть, это его работа — неизменно быть младшим спутником и дарить радость. Вот и мы хотели с помощью этой выставки, чтобы вы почувствовали, как мастера своим искусством дарили не только оберег, но и тепло и радость".