Ученые: океаны Земли сегодня максимально теплые за последний миллион лет - «Наука» » Новости Дня Сегодня
Ученые: океаны Земли сегодня максимально теплые за последний миллион лет - «Наука» 12:04 Вторник 0 661
21-02-2017, 12:04

Science.

Примерно три миллиона лет назад Земля вступила в эру так называемого плиоцен-четвертичного оледенения, в ходе которого ледники на северных и южных полюсах периодически наступали и отступали на умеренные широты. Эпизоды их наступления принято называть "ледниковыми периодами", а отступления – межледниковьями. Последнее такое потепление произошло примерно 130-115 тысяч лет назад.

Это межледниковье, как рассказывает Джереми Хоффман (Jeremy Hoffman) из университета штата Орегон в Корваллисе (США), было самым теплым периодом за последние 800 тысяч лет. Уровень моря во время этой геологической "оттепели" был на 8-10 метров выше сегодняшнего, а средние температуры воздуха были в среднем больше на 1,5-2 градуса Цельсия. Считается, что Земля достигнет этого уровня в середине 21 века благодаря глобальному потеплению.

История Земли: что было бы с планетой, если бы не было человечества

Руководствуясь этой идеей, Хоффман и его коллеги попытались понять, как изменится облик моря к 2050 году, ориентируясь на те данные о климате и океане Земли во время последнего межледниковья, которые были добыты ученые в последние годы. Оказалось, что необходимости в этом не было по одной простой причине – температуры морей сегодня не отличаются от того, какими они были 125 тысяч лет назад.

На подобные сходства, как отмечают исследователи, указывали сразу несколько палеоклиматических "летописей" – доли изотопов урана и калия в окаменелых раковинах моллюсков, соотношение числа атомов магния и кальция в останках планктона и концентрации изотопов кислорода и водорода в других отложениях.

Подобная картина, по словам Хоффмана, была характерна для всех 83 уголков океана, где были найдены породы времен межледниковья как в тропиках, так и в приполярных широтах. Соответственно, можно говорить, что сегодня океан уже стал таким же теплым, каким он был во время самого жаркого периода за последний миллион лет.

НАСА обнаружило стокилометровую трещину в Антарктиде

Что интересно, расчеты Хоффмана и его коллег показали, что современные климатические и палеоклиматические модели сильно недооценивают, как быстро теплел океан 125 тысяч лет назад и как быстро меняется его температура сегодня, занижая температуру примерно на 0,5 градуса Цельсия.

Это, как предполагают ученые, может быть связано с тем, что большинство предыдущих оценок и прогнозов делалось по отложениям планктона и раковин моллюсков, найденных в северном полушарии, где потепление во время межледниковья было более слабым, чем на юге. Данный фактор, как заключают авторы статьи, следует учитывать при прогнозировании последствий глобального потепления в середине и в конце 21 века.

Science. Примерно три миллиона лет назад Земля вступила в эру так называемого плиоцен-четвертичного оледенения, в ходе которого ледники на северных и южных полюсах периодически наступали и отступали на умеренные широты. Эпизоды их наступления принято называть