Глава частной компании SpaceX Илон Маск выступил с очередным сенсационным заявлением. В конце 2018 года новая, ещё не протестированная ракета Falcon Heavy должна отправить в путешествие вокруг Луны двух космических туристов. Любители космоса уже внесли, по словам Маска, значительный депозит. По некоторым оценкам, стоимость полёта составит $300 млн на человека. О том, насколько реальны поставленные сроки и почему NASA не хочет запускать космических туристов своими силами, — в материале RT.
У NASA другие заботы
Как говорится в официальном заявлении SpaceX, добровольцы сами выступили с инициативой отправиться в полёт. Компания также объявила, что в 2017 году начнутся необходимые проверки здоровья потенциальных космических туристов и заработает программа по подготовке их к путешествию. Согласно заявленным планам, они обогнут Луну и вернутся на Землю. При этом максимальное удаление космического корабля от нашей планеты составит около 640 тыс. км (расстояние между Землёй и Луной — 384,4 тыс. км). Предполагается, что полёт пройдёт в конце 2018 года и займёт около недели.
«Из озвученного компанией плана полёта на Луну самым сомнительным выглядит поставленный срок. Технически SpaceX готова реализовать обозначенную цель, но это, скорее всего, потребует вдвое больше времени», — рассказал RT организатор проекта по созданию частного микроспутника, сотрудник частной космической компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров.
Путешествие будет проходить на космическом корабле Dragon 2. Как сообщила компания, аппараты этой серии с самого начала разрабатывались в расчёте на перевозку людей. Вопрос об использовании частных разработок для отправки астронавтов в космос обсуждался довольно долго. Перед тем как дать разрешение на подобные запуски, власти США обязывали компании совершать до пяти полётов исключительно для перевозки грузов.
Однако, как сообщила компания, из четырёх запусков Dragon 2 на МКС в год по меньшей мере 1 рассчитан на доставку на станцию людей.
Илон Маск также заявил, что, если NASA захочет перехватить отправку туристов в вояж вокруг спутника Земли, SpaceX готова уступить эту инициативу. Однако агентство так прокомментировало ситуацию:
«NASA меняет подход к ведению коммерческого сотрудничества, чтобы построить сильную космическую отрасль экономики США и позволить ведомству сосредоточиться на ракетах, космических кораблях и системах нового поколения для их отправки за пределы орбиты Луны и изучения далёкого космоса».
Проблемы с коммуникацией и не только
Космические туристы готовятся совершить полёт на пилотируемом космическом корабле, разработанном по заказу NASA. Первая пробная миссия для Dragon 2 — его запустят на автопилоте без пассажиров к МКС — должна пройти уже в 2017 году. В случае успеха пилотируемый корабль отправится на станцию с пассажирами на борту в мае 2018-го. Не стоит забывать, что до отправки за пределы низкой околоземной орбиты туристов SpaceX придётся разработать оборудование, которое позволит пассажирам космического аппарата общаться с Землёй на дистанции в несколько сотен тысяч километров.
Для запуска космического корабля будет использоваться ракета Falcon Heavy. Разработку этой ракеты начали ещё во время создания Falcon 9 — с ней связан ряд неудач в попытках посадить многоразовую первую ступень ракеты на специальную платформу. Это отчасти и заставило отложить тесты более мощной Falcon Heavy. Первые испытания были назначены ещё на 2015 год, однако дату постоянно переносили. По последним данным, её первый тестовый запуск намечен на ближайшее лето.
По словам Маска, перспектива полёта на новых, пока толком не испытанных аппаратах заставляет туристов осознать опасности предстоящего запуска. На текущий момент компания продумывает способы снизить риски и планирует провести тренировки на случай возникновения непредвиденных ситуаций.
«Подготовить ракету к пилотируемому пуску за год довольно сложно, но если в её конструкции сразу закладывались такие возможности, то это облегчает задачу. Запускать людей на ракете, которая ещё мало испытана, — довольно рискованное занятие. Но, во-первых, для этого пилотируемая капсула оснащена системой аварийного спасения, а во-вторых, в истории мировой космонавтики уже были прецеденты, когда первый пуск экспериментального корабля сразу был пилотируемым — Space Shuttle, например», — отметил Виталий Егоров.
С пиаром всё в порядке
Ещё одна примечательная черта заявленного полёта космических туристов состоит в том, что человек впервые за 45 лет отправится на столь большое расстояние от Земли. Запуск осуществят с мыса Канаверал, откуда стартовали известные миссии кораблей серии «Аполлон».
«Как и астронавты на борту «Аполлона», эти люди, ведомые общим для нас духом исследования, отправятся в космос, взяв с собой надежды и мечты всего человечества», — скромно отметила компания в заявлении.
Готовящийся запуск уже назвали следующим этапом на пути высадки человека на Марс — представители SpaceX не раз объявляли своей глобальной целью путешествие на Красную планету и даже её колонизацию.
Впрочем, по словам Егорова, сходство между полётами на Луну и Марс можно отыскать только на этапе возвращения на Землю. «Что с Луны, что с Марса корабль возвращается на более высокой скорости (около 11,1 км/с), чем когда сходит с низкой околоземной орбиты (около 7,9 км/с). Тут тренировка не помешает», — пояснил он.
В любом случае планы Маска говорят о том, что американская частная компания готовится выйти за пределы низкой околоземной орбиты уже в самые ближайшие сроки.