Science Advances.
"Переход от одиночного к социальному образу жизни повышает ту угрозу, которую несут паразиты для членов общества. Несмотря на это, социальные виды животных присутствуют фактически во всех семействах живых существ. Подобные поведенческие адаптации говорят о том, что умение выбирать безопасных партнеров для общения помогало приматам избегать подобной паразитной "нагрузки" и играло важную роль в нашей эволюции", — заявил Клеменс Пуаро (Clemence Poirotte) из Института изучения эволюции в Монпелье (Франция).
Пуаро и его коллеги пришли к столь необычному выводу, наблюдая на протяжении почти трех лет за поведением нескольких сотен мандрилов (Mandrillus sphinx) – крупных приматов, живущих в лесах и джунглях Западной экваториальной Африки в больших группах из 20-30 самцов, самок и детенышей.
Ученые выяснили, почему шимпанзе не могут хорошо играть в бейсбол
Несколько лет назад в частном заповеднике Лекеди на территории Габона появилось несколько новых стай этих обезьян из преимущественно диких особей, что позволило ученым проследить за установлением отношений между особями в них и тем, как менялось поведение самцов и самок с течением времени.
20 самых неожиданных научных фактов из жизни животных
Как обезьяны отличали подобных сородичей от здоровых особей? Дальнейшие наблюдения и эксперименты показали, что мандрилы в первую очередь ориентируются по запаху фекалий потенциальных партнеров.
Опыты с обезьянами, временно жившими в закрытых вольерах в питомнике приматов в Лекеди, показали, что мартышки очень хорошо различают запах испражнений зараженных и здоровых особей и стараются избегать не только особей, но и даже просто любые источники этого аромата. Когда ученые помещали емкость с подобным запахом в вольер с мандрилами, те старались удалиться от него на максимально возможное расстояние.
Что интересно, когда ученые очищали организм обезьян от инфекции, запах их испражнений возвращался в норму и сородичи заново начинали общаться с ними.
Жуки-скарабеи используют навозные шарики в качестве "кондиционера"
Как предполагают ученые, подобная форма "коллективного" и "поведенческого" иммунитета помогала предкам мандрилов, людей и других высших приматов избегать массовых заражений паразитами и бактериями, в частности, эпидемий дизентерии, несмотря на жизнь в больших и тесных группах сородичей.