© Tete de femme (Fernande), Paris, automne 1909, bronze, Musee national Picasso - Paris, (C) RMN-Grand Palais (Musee national Picasso-Paris), (C) Succession Picasso 2018Голова женщины, 1909 год
МОСКВА, 17 фев – Новости Дня. Пять знаменитых бронзовых скульптур Пикассо были отлиты во время Второй мировой войны в одной из литейных в Париже в то время, оккупирован войсками нацистской Германии, заявили физики, выступавшие на конференции Американского научного общества в Остине.
Секреты картин и криминал: как физики из России помогают британской полиции"Наше исследование показывает, что мы можем применять методы точных наук не только для изучения "плоских" картин, но и трехмерных произведений искусства. Эти данные помогут нам понять, как Пикассо ваял свои бронзовые структуры, а также раскрыть тайны других художников, коллекционеров искусства и литейщиков, непосредственно связанных с ними", — рассказывает Эмилин Пуйе (Emeline Pouyet) из Северо-Западного университета в Эванстоне (США).
Культурное наследие Пабло Пикассо включает в себя не только множество картин, как считают некоторые обыватели, но и большое количество скульптур, статуэток, керамики и даже декораций сцен, которые он готовил для ведущих театров Испании и Франции.
Во времена Второй мировой войны творчество Пикассо находилось под негласным запретом – его работы считались "дегенеративными", и выставки великого испанского художника не проводились на протяжении всего времени оккупации Франции.
Несмотря на регулярные визиты гестапо, Пикассо продолжал писать картины и ваять скульптуры, в том числе и из "запрещенной" бронзы, все запасы которой вермахт реквизировал для военных целей. Эти статуэтки, по вполне логичным причинам, не несли на себе клейма мастерской, где они были отлиты, или других опознавательных знаков.
Физики создали универсальный рентгеновский "сканер" древних артефактов
Пуйе и ее коллеги попытались выяснить, в каких мастерских были отлиты несколько десятков скульптур испанского мастера импрессионизма, хранящихся в Национальном музее Пикассо в Париже. Часть из них, как рассказывают ученые, появилась на свет еще в довоенный период, а остальные – во времена нацистской оккупации или уже после нее.
© Pablo Picasso, Tete de femme de profil (Marie-Therese), Boisgeloup, 1931, bronze, sculpture, Musee national Picasso - Paris, (C) RMN-Grand Palais (Musee national Picasso-Paris), (C) Succession Picasso 2018"Голова женщины в профиль", бронзовая скульптура Пикассо"Голова женщины в профиль", бронзовая скульптура Пикассо
Для решения этой задачи ученые создали набор портативных рентгеновских спектрометров и прочих физических датчиков, которые позволили им получить данные по точному химическому и изотопному составу скульптур прямо в музее, где за этим процессом могли следить кураторы, опасавшиеся того, что эта процедура может повредить памятники искусства.
Эти данные ученые сравнили с химическим составом и спектром бронзы, которую использовали известные литейщики, работавшие с Пикассо в Париже и в других городах, где он жил, что позволило им найти мастерскую, где были изготовлены пять бронзовых статуэток, которые испанский маэстро слепил в 1941 и 1942 годах в оккупированном Париже.
Физика и лирика: как наука помогает раскрывать секреты художников
"Подельником" Пикассо оказался известный литейщик Эмиль Робеччи (Emile Robecchi), с которым художник начал сотрудничать еще в довоенное время. Что интересно, состав сплава и его химические характеристики сильно различались для каждой статуи. Это, как считают ученые, говорит о том, что литейная Робеччи работала в "подпольном" режиме и постоянно боролась с проблемой доступа к меди и олову.
Аналогичным образом, как отмечают Пуйе и ее коллеги, они проанализировали еще три сотни статуэток и скульптур, отлитых из бронзы другими известными европейскими художниками. Эта коллекция их химических "отпечатков пальцев", как надеются ученые, обогатит историю живописи и поможет раскрыть многие тайны из жизни этих мастеров.