7 февраля на сайте Forbes Life была опубликована статья Анны Жиляевой «Я не могу больше покупать живопись», — дело «Рыболовлев vs Бувье» продолжается" с подзаголовком «Арт-дилер Дмитрия Рыболовлева оценивает свой репутационный ущерб в $ 1 млрд.». Эта статья продолжает тему, звучавшую на нашем сайте. Поэтому мы решили опубликовать ее в полном объеме.
Журналист портала Bloomberg.com встретился в Женеве с экс-арт-дилером Дмитрия Рыболовлева — 53-летним Ивом Бувье, составившим российскому олигарху одну из лучших коллекций мировой живописи (за 10 лет - 40 работ таких мастеров как Пикассо, да Винчи, Модильяни, Клод Моне, Густав Климт), и обвиненным в мошенничестве и отмывании денег.
Корреспондент Bloomberg нашел Бувье вполне здоровым, но меланхолично настроенным. Вслед за Эдит Пиаф Ив Бувье заявил, что no regrette rien (ни о чем не жалеет), но возможность покупать шедевры, продавать шедевры и составлять коллекцию в жизни бывает только одна, и он своей уже воспользовался. Ущерб от двухлетнего процесса Бувье оценил в $ 1 млрд.
«Когда что-то подобное случается с тобой, взгляды на жизнь, на людей меняются, меняются и приоритеты, — рассуждает Ив Бувье. — Что касается будущего, я и представить себе не могу, что меня еще ждет». Что бы ни случилось, имя Бувье уже навечно вошло в историю искусства. Последние два года мировой арт-рынок, объем которого приблизительно оценивается в $ 60 млрд, обсуждает главную тему: сколько может составлять пошлина при продаже произведений искусства, какую комиссию может брать продавец и арт-дилер, и где заканчиваются комиссионные и начинается надувательство? Действовал ли Бувье легально или жульничал, пользуясь непрозрачностью арт-рынка?
Дмитрий Рыболовлев обвиняет Бувье в том, что помимо официальных комиссионных, ему пришлось переплатить за полотна около $ 1 млрд необъявленных комиссионных. Бувье утверждает, что сосредоточившись на собирании коллекции, растерял свои бизнес-связи в других областях. Свои упущенные возможности Бувье оцениват в сотни миллионов долларов. Начинавший свою карьеру в искусстве как миноритарный акционер сети фри-портов, сейчас Ив Бувье не может вернуться к ней. Долгожданное открытие фри-порта в Шанхае заморожено, а на арт-рынок путь закрыт.
«Я не могу больше покупать живопись, — рассказывает Ив Бувье: Прежде, когда я хотел купить работу, люди воспринимали меня нейтрально, а теперь напуганы. Многие не хотят иметь со мной дел».
Обвинение в мошенничестве, предъявленное Бувье Рыболовлевым в феврале 2015 года, инициировало еще несколько скандалов в арт-среде. Приемная дочь Пабло Пикассо Катрин Ютен-Блэ обвинила Ива Бувье в том, что два женских портрета и 53 страницы из эскизных альбомов Пикассо, которые арт-дилер продал Дмитрию Рыболовлеву, похищены из хранилища, которые она арендовала у Art Transit, дочерней компании Бувье. В Париже было заведено уголовное дело против Оливье Тома, владельца Art Transit, но не дожидаясь окончания процесса, Дмитрий Рыболовлев принял решение вернуть портреты наследнице Пикассо.
Следующий скандал разгорелся из-за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, за которую Дмитрий Рыболовлев заплатил $ 127,5 млн. Сам Бувье купил работу за $ 80 млн у консорциума дилеров, куда входят Уоррен Адельсон, президент галереи Adelson, и нью-йоркские дилеры Александр Париш и Роберт Саймон. Париш приобрел картину менее чем за $ 10 000 в начале 2000-х годов в Луизиане, когда считалось, что это не подлинник, а копия. Позже эксперты Sotheby’s пришли к выводу, что это подлинник, написанный да Винчи около 1500 года. Группа дилеров угрожает подать в суд на Sotheby’s, утверждая, что аукционный дом неверно оценил картину. Sotheby’s в свою очередь обратился в суд с просьбой выпустить распоряжение, согласно которому он не несет ответственности перед группой дилеров за какую-либо упущенную при продаже картины прибыль. А федеральная прокуратура США начала расследование уже в отношении мошенничества Бувье.