Материал комментируют:
Александр Скиперских
Дарья Митина
Тимур Хутов
Российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев стал подозреваемым по делу о коррупции, которое расследуется в княжестве Монако. Такое решение принял судья, сообщает Reuters. После 24-часового допроса олигарх был отпущен, однако он останется под судебным контролем.
Владелец футбольного клуба «Монако» подозревается в «активной и пассивной торговле влиянием». Олигарх якобы пытался воздействовать на судебную и правоохранительную систему княжества для того, чтобы повернуть исход тяжбы с арт-дилером Ивом Бувье в свою пользу.
Бувье, утверждает Рыболовлев, обманул его завышая цены на приобретаемые им картины. В общей сложности, российский олигарх переплатил за 37 полотен около 1 млрд долларов. Впрочем, это не последние деньги Рыболовлева. По данным «Форбс», его состояние оценивается в 6,8 млрд долларов.
Олигарх сколотил его во время приватизации 1990-х. «В пермских Березниках, где расположены основные мощности „Уралкалия“ (бывший главный актив Рыболовлева — авт.), сегодня праздник. Правда, украденное у пермяков достанется монегаскам, но это детали. Главное, что справедливость восторжествовала», — иронично считает экономист Никита Кричевский на свой странице в соцсети.
О неприлично «грязном», на публику, богатстве Рыболовлева, который несколько лет назад прикупил себе у наследников семьи Онассис пару греческих островов по 100 млн долларов каждый, писал колумнист «СП» Эдуард Лимонов. Другая знаменитая покупка уральского бизнесмена — особняк Трампа во Флориде за 95 млн долларов.
К последней сделке на Западе привлечено особое внимание. Французская Journal du dimanche опубликовала расследование, в котором утверждается, что Рыболовлев переплатил в 2,5 раза и тем спас будущего президента США от банкротства. Экс-супруга олигарха показала в американском суде, что ее муж не прожил в купленном особняке ни одного дня.
Еще одна «связь» Рыболовлева с Трампом — через два месяца после продажи особняка американец учредил компанию на Кипре. При этом Рыболовлев приобрел долю в Bank of Cyprus, а его главный акционер — американец Уилбур Росс — стал впоследствии министром торговли в администрации Трампа, пишут СМИ.
Эти обстоятельства вводят фигуру Рыболовлева в политический контекст, а расследование против него становится головной болью Кремля. Ведь если Рыболовлев действительно был связующим звеном Москвы с претендентом на Белый дом (удачно или нет — второй вопрос) его откровения на следствии могут стать фатальными для действующих лиц и их покровителей.
«Мы традиционно относимся к каждому такому случаю с повышенным вниманием, внимательно отслеживаем новости, которые поступают», — уже встревожились в Кремле. Посольство РФ во Франции запросило подробности дела.
Это значит, что Москва может задействовать все свои инструменты, чтобы вывести олигарха из опасной зоны. Как она это сделала недавно в случае с преследованием во Франции коллеги Рыболовлева по олигархату Сулеймана Керимова. За него, напомним, вступился Совет Федерации, и обвинения в махинациях при покупке сенатором вилл на Лазурном берегу были сняты.
Держать круговую оборону Кремль побуждает и общий климат нетерпимости к российским крупным бизнесменам, установившийся на Западе. Когда под давлением американских санкций миллиардеры Олег Дерипаска или Алексей Мордашев вынуждены «отползать», менять структуру собственности своих компаний, — это выглядит унизительно для российских властей.
Отказ же организаторов форума в Давосе приглашать главу государственного ВТБ Андрея Костина, владельца «Реновы» Виктора Вексельберга и того же Дерипаску и вовсе похож на системную обструкцию. «Давосский форум стал форумом благодаря таким бизнесменам», — отметил с обидой Дмитрий Песков.
По мнению профессора IE Business school Максима Миронова, таких как Рыболовлев выдавливают с Запада в надежде спровоцировать в РФ «революцию сверху». «Они финансируют выборы и „Единую Россию“, обеспечивают теневое финансирование военных кампаний, строят дворцы Путину и Медведеву. Если вдруг в какой-то момент скоординированная группа „кошельков“ отколется, то у них вполне возможно получится выдвинуть своего кандидата», — пишет Максимов.
Но если российские «верхи» страдают от испытываемого унижения, то «низы», скорее, рады, что у олигархов начались проблемы. Напомним, по данным ВЦИОМ, россияне давно мечтают «раскулачить» олигархов, считая, что полученную ими собственность нужно вернуть государству. В связи с этим возникает вопрос: а следует ли России защищать от Запада попавшихся там нуворишей?
— Хорошо бы этих олигархов всех переловили и судили бы нашим, российским, судом. А еще лучше советским за то, что они награбили у народа. Своих бандитов мы должны сажать сами, — уверена депутат Госдумы РФ 2-го созыва Дарья Митина. — Но помимо олигархов у нас есть и другие граждане России, чьи инвестиции за рубежом не защищены и за них никто не вступается. Нужно, чтобы бы был единый стандарт.
Профессор НИУ ВШЭ в Перми, д. п. н. Александр Скиперских считает, что российская власть защищает попавших в беду олигархов в силу социальной близости.
— Россия и так максимально участвует в судьбе своих граждан на Западе, имеющих здесь большие активы. Есть примеры Дерипаски, Керимова, есть предприниматели ниже рангом. Государство не остается в стороне от их проблем.
Другой вопрос, какой это имеет резонанс в нашем обществе. В последнее время наше государство выработало определенный иммунитет от общественного мнения. Во главу угла у нас сейчас ставят интересы политического класса России, но только не мнение простых граждан.
«СП»: — То есть спасают «своих»?
— Ну, это грубо, конечно, но да, так и есть.
«СП»: — Что об этой истории говорят пермяки? Все-таки Рыболовлев — яркая фигура, миллиардер, острова у Онассиса покупает и при этом их земляк…
— У среднестатистического пермяка так много проблем, что выстраивать умозаключения о ситуации с Рыболовлевым человеку не приходится. Он думает об оплате ЖКХ, о быте, о транспорте, о выживании.
Но возможно, это острее чувствуется людьми, которые непосредственно связаны с самой бизнес-империей олигарха, те, кто живет на севере Пермского края. Наверное, они видят что-то в поведении своих начальников, директората предприятий.
«СП»: — Интересно, что Керимов, после того, как его «отмазали» от французского правосудия, перерегистрировал часть бизнеса в Дагестане. Может и Рыболовлев, если уцелеет, тоже начнет вкладывать деньги не в европейские футбольные клубы и полотна Ван Гога, а, например, в инфраструктуру Пермского края, откуда он черпал свое состояние…
— В обсуждение ситуации с Рыболовлевым могут включиться российские интеллектуалы. Парадоксальным образом позитивное отношение к подобным персонам может быть и у критиков режима, и у самой власти. В случае с Керимовым что-то подобное было. За него вступались представители интеллигенции, так как Керимов вроде бы поддерживал какие-то их проекты.
По словам руководителя уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимура Хутова, защищать олигархов за рубежом правовыми методами Россия не может.
— С одной стороны, российские власти должны защищать своих граждан — независимо от того, где они находятся. Так, если человек за границей станет жертвой преступления или природных катаклизмов, то подключится российское консульство.
Но при уголовном преследовании граждан РФ в других странах ситуация другая. Такие вопросы регулируются международным уголовным правом, и российские власти могут только проконтролировать соблюдение прав и законных интересов подозреваемого. Любое другое вмешательство при условии правомерного преследования будет нарушением международных правовых норм.
Так что нет, российские власти не должны защищать своих граждан, совершивших преступления в другой стране, но должны убедиться в том, что они эти преступления действительно совершили.
Новости борьбы с коррупцией: В Кремле следят за новостями о задержании миллиардера Рыболовлева