Астана забуксовала - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Астана забуксовала - «Политика» 17:00 Пятница 0 127
20-01-2017, 17:00

Астана забуксовала - «Политика»


Астана забуксовала - «Политика»

Подготовка ко встрече по сирийскому урегулированию проходит на фоне резких заявлений ряда сторон



Всё меньше дней остается до намеченной на 23 января конференции по Сирии в Астане. На первый взгляд, большинство игроков поддерживает идею ее проведения. Однако если прислушаться повнимательнее, то в заявлениях представителей различных стран звучит явный диссонанс. Речь идет о противоречиях по вопросам представительства тех или иных игроков на переговорах в казахской столице.



Конференция в Астане по сирийскому урегулированию должна пройти 23 января. Стороны уже определились со своими представителями на переговорах. Так, от лица сирийских властей будет говорить постпред страны при ООН Башар Джаафари. Делегацию вооруженной оппозиции возглавит лидер политического крыла группировки «Джейш аль-Ислам» Мухаммед Аллуш. Также ожидается прибытие в казахскую столицу представителей различных групп внутренней оппозиции и ряда международных посредников. И как раз по поводу последних внезапно вспыхнули разногласия между теми игроками, которые, казалось, полностью сходятся в подходах к сирийскому урегулированию.



Так, Москва выступила за участие в предстоящей конференции представителей США. Как заявил 19 января глава МИД России Сергей Лавров, американской стороне уже было направлено приглашение. Однако резко против этого высказался Иран. Примечательно, что и Москва, и Тегеран наряду с Анкарой являются гарантами результатов переговоров в Астане. В связи с этим различие подходов России и Ирана к вопросу участия американцев в конференции дало богатую пищу для обсуждения во многих мировых СМИ. Главный вопрос, который волнует журналистов: что могло стать поводом для разногласий между Москвой и Тегераном?



 



Как заявил «Известиям» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, нынешняя ситуация объясняется не разногласиями, которые якобы возникли между Москвой и Тегераном, а факторами, не имеющими ничего общего с российско-иранскими отношениями.



— Скорее всего, на позиции Ирана сказались критические высказывания будущего американского президента Дональда Трампа по иранской ядерной программе. Но, на мой взгляд, сложно решать такую проблему, как сирийское урегулирование, исключив из нее США. Это будет иметь негативные последствия, — убежден сенатор.



Действительно, если американские делегаты приедут на встречу в Астану, то они будут представлять США под руководством Дональда Трампа, а не Барака Обамы, который к тому моменту уже покинет Овальный кабинет. При этом не секрет, что Трамп в ходе предвыборной кампании обвинял Иран в поддержке группировок «Хезболла» и ХАМАС, которые считаются в США террористическими, а также грозился отменить ядерную сделку 2015 года. Впрочем, это не помешало ему — опять же в ходе предвыборной кампании — назвать Иран, а также Россию и сирийского президента Башара Асада единственными партнерами США в борьбе с ИГИЛ. В этой связи переговоры в Астане могли бы стать лакмусовой бумажкой, позволяющей понять, где популизм, направленный на получение голосов избирателей, а где — истинный Трамп.



Между тем в Иране политологи объясняют позицию Тегерана тем, что американцы поддерживают террористов в Сирии, ждать от них конструктивного подхода не стоит, а потому и смысла присутствия делегации США на переговорах нет.



В самой Сирии, к слову, тоже особого энтузиазма по поводу участия Вашингтона в диалоге в казахской столице не испытывают. В беседе с «Известиями» депутат парламента Алан Бакр не стал отвечать прямо, считают ли в Дамаске американское участие в диалоге необходимым или нет, но дал понять, что практического смысл от него не будет.



— Достаточно посмотреть на события в Дейр-эз-Зоре (в последние дни боевики ИГИЛ, организации, деятельность которой запрещена в России, ведут масштабное и во многом успешное наступление на позиции сирийских войск. — «Известия»), и станет понятно, что эскалация насилия, к которой не могли не приложить руку США, направлена на то, чтобы помешать проведению конференции в Астане. Стоит понять, что Вашингтон, несмотря на все заявления, не поддерживает политическое урегулирование кризиса в Сирии, — говорит сирийский депутат.



Официальный Дамаск, впрочем, пока не комментировал вопрос участия США в переговорах в Казахстане. Зато прокомментировал участие Катара и Саудовской Аравии.



— Когда Катар и Саудовская Аравия прекратят поддерживать террористов, тогда и обсудим их участие в переговорах, — заявил замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад, слова которого приводит ливанский телеканал «Аль-Маядин». 



Алан Бакр в беседе с «Известиями» также указал, что присутствие представителей Дохи и Эр-Рияда в Казахстане неприемлемо.



— Из-за действий поддерживаемых Катаром и Саудовской Аравией боевиков в долине Вади Барада (10 км к северо-западу от Дамаска, в этой долине расположена насосная станция, снабжающая сирийскую столицу водой; эта станция была серьезно повреждена боевиками) порядка 5 млн человек в сирийской столице испытывают острую нехватку питьевой воды. Это военное преступление. О каком вообще представительстве этих стран может идти речь? — говорит сирийский депутат.



Не все просто и с вооруженной оппозиций. Одна из влиятельнейших группировок «Ахрар аш-Шам» объявила, что бойкотирует переговоры в Астане. Боевики объяснили свою позицию «нарушениями режима прекращения огня», действующего с конца декабря прошлого года, и выразили недовольство участием России в качестве гаранта.



Как считает востоковед и бывший дипломат Вячеслав Матузов, такое решение группировки ударит прежде всего по ней самой.



— Своим отказом боевики выводят себя за рамки политического процесса. Приехав в Астану, они могли бы донести свою позицию по ряду вопросов. Так что это только их проблема. Более того, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, если они станут нарушать режим прекращения огня, — а такие случаи имеют место, — их будут считать террористами и поступать с ними соответствующим образом, — говорит Вячеслав Матузов.



Эксперт констатирует, что в целом подготовка к переговорам сталкивается на своем пути с большим количеством преград.



— До встречи остались считанные дни, а казахстанская сторона еще даже не высылала приглашения журналистам, следовательно, колеблются. В целом, конечно же, необходимо, чтобы на конференции в качестве наблюдателей присутствовали представители США, Саудовской Аравии и Катара. Позиции Ирана и Сирии можно понять. Тегеран слышит критику в свой адрес со стороны Трампа. Дамаск возлагает вину за происходящее на Эр-Рияд и Доху. С другой стороны, американцы, саудовцы и катарцы стоят за вооруженными группировками. А устойчивость будущих соглашений будет достигнута только в случае присутствия всех заинтересованных и влияющих на ситуацию сторон. Но пока нельзя исключать, что некоторые игроки будут делать резкие шаги, — заключает эксперт.


Подготовка ко встрече по сирийскому урегулированию проходит на фоне резких заявлений ряда сторон Всё меньше дней остается до намеченной на 23 января конференции по Сирии в Астане. На первый взгляд, большинство игроков поддерживает идею ее проведения. Однако если прислушаться повнимательнее, то в заявлениях представителей различных стран звучит явный диссонанс. Речь идет о противоречиях по вопросам представительства тех или иных игроков на переговорах в казахской столице. Конференция в Астане по сирийскому урегулированию должна пройти 23 января. Стороны уже определились со своими представителями на переговорах. Так, от лица сирийских властей будет говорить постпред страны при ООН Башар Джаафари. Делегацию вооруженной оппозиции возглавит лидер политического крыла группировки «Джейш аль-Ислам» Мухаммед Аллуш. Также ожидается прибытие в казахскую столицу представителей различных групп внутренней оппозиции и ряда международных посредников. И как раз по поводу последних внезапно вспыхнули разногласия между теми игроками, которые, казалось, полностью сходятся в подходах к сирийскому урегулированию. Так, Москва выступила за участие в предстоящей конференции представителей США. Как заявил 19 января глава МИД России Сергей Лавров, американской стороне уже было направлено приглашение. Однако резко против этого высказался Иран. Примечательно, что и Москва, и Тегеран наряду с Анкарой являются гарантами результатов переговоров в Астане. В связи с этим различие подходов России и Ирана к вопросу участия американцев в конференции дало богатую пищу для обсуждения во многих мировых СМИ. Главный вопрос, который волнует журналистов: что могло стать поводом для разногласий между Москвой и Тегераном? Как заявил «Известиям» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, нынешняя ситуация объясняется не разногласиями, которые якобы возникли между Москвой и Тегераном, а факторами, не имеющими ничего общего с российско-иранскими отношениями. — Скорее всего, на позиции Ирана сказались критические высказывания будущего американского президента Дональда Трампа по иранской ядерной программе. Но, на мой взгляд, сложно решать такую проблему, как сирийское урегулирование, исключив из нее США. Это будет иметь негативные последствия, — убежден сенатор. Действительно, если американские делегаты приедут на встречу в Астану, то они будут представлять США под руководством Дональда Трампа, а не Барака Обамы, который к тому моменту уже покинет Овальный кабинет. При этом не секрет, что Трамп в ходе предвыборной кампании обвинял Иран в поддержке группировок «Хезболла» и ХАМАС, которые считаются в США террористическими, а также грозился отменить ядерную сделку 2015 года. Впрочем, это не помешало ему — опять же в ходе предвыборной кампании — назвать Иран, а также Россию и сирийского президента Башара Асада единственными партнерами США в борьбе с ИГИЛ. В этой связи переговоры в Астане могли бы стать лакмусовой бумажкой, позволяющей понять, где популизм, направленный на получение голосов избирателей, а где — истинный Трамп. Между тем в Иране политологи объясняют позицию Тегерана тем, что американцы поддерживают террористов в Сирии, ждать от них конструктивного подхода не стоит, а потому и смысла присутствия делегации США на переговорах нет. В самой Сирии, к слову, тоже особого энтузиазма по поводу участия Вашингтона в диалоге в казахской столице не испытывают. В беседе с «Известиями» депутат парламента Алан Бакр не стал отвечать прямо, считают ли в Дамаске американское участие в диалоге необходимым или нет, но дал понять, что практического смысл от него не будет. — Достаточно посмотреть на события в Дейр-эз-Зоре (в последние дни боевики ИГИЛ, организации, деятельность которой запрещена в России, ведут масштабное и во многом успешное наступление на позиции сирийских войск. — «Известия»), и станет понятно, что эскалация насилия, к которой не могли не приложить руку США, направлена на то, чтобы помешать проведению конференции в Астане. Стоит понять, что Вашингтон, несмотря на все заявления, не поддерживает политическое урегулирование кризиса в Сирии, — говорит сирийский депутат. Официальный Дамаск, впрочем, пока не комментировал вопрос участия США в переговорах в Казахстане. Зато прокомментировал участие Катара и Саудовской Аравии. — Когда Катар и Саудовская Аравия прекратят поддерживать террористов, тогда и обсудим их участие в переговорах, — заявил замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад, слова которого приводит ливанский телеканал «Аль-Маядин». Алан Бакр в беседе с «Известиями» также указал, что присутствие представителей Дохи и Эр-Рияда в Казахстане неприемлемо. — Из-за действий поддерживаемых Катаром и Саудовской Аравией боевиков в долине Вади Барада (10 км к северо-западу от Дамаска, в этой долине расположена насосная станция, снабжающая сирийскую столицу водой; эта станция была серьезно повреждена боевиками) порядка 5 млн человек в сирийской столице испытывают острую нехватку питьевой воды. Это военное преступление. О каком вообще представительстве этих стран может идти речь? — говорит сирийский депутат. Не все просто и с вооруженной оппозиций. Одна из влиятельнейших группировок «Ахрар аш-Шам» объявила, что бойкотирует переговоры в Астане. Боевики объяснили свою позицию «нарушениями режима прекращения огня», действующего с конца декабря прошлого года, и выразили недовольство участием России в качестве гаранта. Как считает востоковед и бывший дипломат Вячеслав Матузов, такое решение группировки ударит прежде всего по ней самой. — Своим отказом боевики выводят себя за рамки политического процесса. Приехав в Астану, они могли бы донести свою позицию по ряду вопросов. Так что это только их проблема. Более того, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, если они станут нарушать режим прекращения огня, — а такие случаи имеют место, — их будут считать террористами и поступать с ними соответствующим образом, — говорит Вячеслав Матузов. Эксперт констатирует, что в целом подготовка к переговорам сталкивается на своем пути с большим количеством преград. — До встречи остались считанные дни, а казахстанская сторона еще даже не высылала приглашения журналистам, следовательно, колеблются. В целом, конечно же, необходимо, чтобы на конференции в качестве наблюдателей присутствовали представители США, Саудовской Аравии и Катара. Позиции Ирана и Сирии можно понять. Тегеран слышит критику в свой адрес со стороны Трампа. Дамаск возлагает вину за происходящее на Эр-Рияд и Доху. С другой стороны, американцы, саудовцы и катарцы стоят за вооруженными группировками. А устойчивость будущих соглашений будет достигнута только в случае присутствия всех заинтересованных и влияющих на ситуацию сторон. Но пока нельзя исключать, что некоторые игроки будут делать резкие шаги, — заключает эксперт.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl