Президент Украины Петр Порошенко намерен провести референдум по вопросу вступления «незалежной» в НАТО. Об этом он заявил в интервью немецкой газете Berliner Morgenрost.
«Четыре года назад лишь 16% украинцев выступали в поддержку вхождения в НАТО. Теперь — 54%. Как президент я не могу не учитывать волю народа. Я объявлю о проведении референдума», — сказал глава украинского государства.
Надо заметить, в самом альянсе горячее стремление Киева влиться в его ряды разделяют не вполне. Да, в декабре 2016 года, на заседания глав МИДов стран-членов НАТО генсек альянса Йенс Столтенберг заявил о «неколебимой практической и политической поддержке Украины» и о том, что одобренный на июльском саммите альянса в Варшаве пакет всесторонней помощи Киеву будет выполнен полностью. Но надо понимать: в «пакете» о каких-то шагах по интеграции ВСУ с силами НАТО — ни слова. Прежде всего, «всесторонняя помощь» подразумевает укрепление институтов обороны и безопасности Украины путем консультаций и создания фондов, а также поддержку Киева в его борьбе с коррупцией.
Вместе с тем, официально вопрос о присоединении Украины к НАТО поднимался всего один раз — во время бухарестского саммита альянса в 2008 году, еще в бытность президентом Виктора Ющенко. Причем, план действий по предоставлению Киеву статуса члена НАТО старался пробить не кто-нибудь, а тогдашний президент США Джордж Буш-младший. Даже ему это не удалось, и с тех пор позиция альянса мало изменилась.
Как ранее заявили «Известиям» в пресс-службе НАТО, «сейчас приоритет для Украины — это проведение реформ и модернизация, и НАТО ей в этом процессе помогает». А как отметил директор Европейской программы исследовательского института CSIS в Вашингтоне, экс-руководитель пресс-службы Госдепартамента США, бывший замглавы личной пресс-службы генсека НАТО Джеффри Ратке, «сегодня и последние семь лет идеи о реальном присоединении Украины к НАТО нет в повестке дня».
«Сложно сказать, какие подвижки произойдут в политике в ближайшие 10−20 лет. Возможно, Украина заявит, что хочет стать частью НАТО, однако сейчас такое развитие событий маловероятно, поскольку консенсуса в альянсе по этому вопросу нет», — подчеркнул Джеффри Ратке.
По сути, причина нежелания НАТО связываться с Украиной очевидна. Каждая страна, вступающая в альянс, должна повышать коллективную безопасность остальных его членов. Между тем, Украина — вовсе не та страна, которая укрепит безопасность Германии или США на восточном фланге.
Порошенко не может этого не понимать. Зачем тогда он устраивает игру с референдумом, и куда всенародное голосование по членству в НАТО заведет «незалежную»?
— Украина не нужна альянсу, поскольку находится в состоянии вооруженного конфликта с отделившейся территорией, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Если принять такую страну в НАТО, другим членам альянса тут же придется выполнять обязательства по защите территориальных интересов нового члена — другими словами, воевать за него. Естественно, воевать за Украину никто не готов, и поэтому добиться статуса члена НАТО для «незалежной» в ее нынешнем виде нереально.
По сути, это повторение ситуации с Грузией. Тбилиси просится в альянс уже давно, в Грузии большинство населения всегда было за вступление в НАТО, а грузинские власти даже подали официальную заявку на членство. Тем не менее, НАТО до сих пор водит грузин за нос, и к себе не принимает.
Пример Грузии доказывает, что Запад и Украину в НАТО принимать не будет. Тем более в условиях, когда президент США Дональд Трамп ставит под сомнение целесообразность существования альянса. Сейчас, правда, Трамп немного дал задний ход: на встрече с британским премьером Терезой Мэй заявил, что поддерживает членство США в альянсе. Тем не менее, в глубине души он, видимо, определенно считает НАТО организацией сомнительной в плане практической пользы.
При таком раскладе США просто глупо соглашаться на членство Украины в НАТО. Особенно если учесть, что какого-то финансового вклада в альянс Киев внести не сможет, в то время как Трамп требует повышения взносов государств-членов НАТО. На этом фоне Украина выглядит никому не нужным нахлебником.
«СП»: — Зачем же Порошенко затевает референдум?
— Порошенко явно преследует внутриполитическую цель. Фактически, он объявляет, что референдум о членстве Украины в НАТО — это референдум в его пользу. Что если большинство украинцев проголосуют «за» — это поддержка и его как главы государства.
На фоне участившихся разговоров в политических кругах Украины, что стране нужны досрочные президентские выборы, Порошенко вбрасывает идею референдума, и тем самым пытается укрепить свои внутриполитические позиции. Плюс, конечно, привлекает внимание к себе на международной арене — проводит референдум по важному для Европы вопросу.
«СП»: — Дойдет ли до проведения референдума на практике?
— Сейчас, видимо, Порошенко будет оценивать политическую реакцию на свою инициативу — и внутри страны, и за рубежом. Исходя из результатов, он и будет принимать решение, стоит ли продолжать дело.
«СП»: — Если Украина проголосует за вступление в НАТО, как отреагирует на это альянс?
— Украинский референдум в любом случае ставит НАТО в затруднительное положение, поскольку требует ответной реакции. Думаю, альянс пройдет проторенным путем: заявит, что двери НАТО открыты для всех, но для вступления кандидаты должны соответствовать стандартам альянса. На этом, скорее всего, ответные действия НАТО и закончатся.
«СП»: — Как России реагировать на инициативу с референдумом?
— Мы должны постоянно заявлять, что расширение НАТО на восток создает смертельную угрозу нашей национальной безопасности. Этого, я считаю, достаточно, чтобы Запад сделал нужные выводы.