Россиянам объявили об окончании эпохи бумажных денег. Финансово-экономический блок правительства не первый раз требует ограничить оборот наличных. Однако сейчас эта задача стала более реализуема. Практически у каждого гражданина существует банковская карта, а ЦБ третий год проводит активную санацию банковского сектора с целью повышения его прозрачности.
Минфин и Минэкономразвития не без основания полагают, что в ближайшие годы под силу запретить выдачу зарплат наличными, ограничит оплату кэшем крупных покупок (автомобилей, недвижимости, предметов роскоши) и ввести муниципальный налог с дифференциацией по типу платежа. Под последней мерой подразумевается пониженная ставка НДС для платежей по карте.
Чтобы осознать масштабы неконтролируемого потока наличности, достаточно привести статистику Центробанка. По официальным данным, только за 9 месяцев прошлого года гражданами со своих банковских карт было обналичено 19 триллионов рублей, а потрачено на товары и услуги всего лишь третья часть - 8,7 триллионов
Других методов быть в курсе больших денежных оборотов потребителей, чем ограничение наличных расчетов, экономисты пока не придумали. Кроме того, опыт других стран свидетельствует о позитивных изменениях для государственной экономики. Но скажется ли эта мера благотворно на российских реалиях? Адвокат Олег Сухов попытался сформулировать пять основных причин, по которым наша страна просто обязана перейти на «безнал».
Собираемость налогов
Недособираемость налогов и сборов – одна из проблем российской налоговой системы, которая по-прежгему остается нерешенной. Физические и юридические лица стремятся уйти от легализации доходов, чтобы не оплачивать государству каждый заработанный рубль. Как следствие, мы поучили конверты, «серые» зарплата и неофициальное трудоустройство.
По данным Росстата, показатель безработных в России на конец прошлого года составил 5,4%, а это ни много, ни мало - 4,1 миллиона человек. И только четверть из них находится в поиске работы, то есть официально состоит на учёте в службе занятости. А 3 миллиона граждан – это потенциальные «теневики» и самозанятые, которые не отчитываются о доходах.
Сюда же можно включить и продажи «мимом кассы». Попытки сократить ежегодный объем теневого оборота наличности и усилить контроль над ценообразованием предпринимались и раньше, но эффект от них был минимальный. Различные информационные системы, модернизация онлайн-каналов для прозрачности кассовых операций и расширения возможностей их отслеживания не дадут результата без введения определенных обязательств – в данном случае речь идет о преимущественном использовании безналичных расчетов.
Легализация сделок с недвижимостью
Идея Минфина о запрете наличных поможет исключить и «серые» доходы от сделок с недвижимостью. Так, занижать цену квартиры в договоре при ее продаже, чтобы намеренно уйти от налогов, уже не получится. Собственникам придется отражать реальные суммы. Таким образом, повысится спрос на расчет через аккредитив – специальный банковский счет, созданный временно для проведения платежа по конкретной сделке. А вот банковские ячейки, скорее всего, отменят за ненадобностью.
Возможно, новшество приведет и к переделу рынка риэлтерских услуг. Их посреднические функции, когда представитель агентства недвижимости участвует при передаче наличных денег за квартиру в виде задатка или полной суммы, утратят актуальность.
Вполне возможно, что после реформы останутся только солидные риэлтерские конторы с «белыми» доходами, где каждый платеж или процент с договора сотрудники проводят через кассу и не допускают «левых» заработков. Соответственно, такие условия работы будут противоречить деятельности частных маклеров.
Это позволит сделать рынок жилья более цивилизованным, уйти от мошеннических схем или свести их к минимуму.
Упорядочение рынка частной аренды
Управу на арендодателей жилья государство ищет уже много лет. Большинство владельцев, сдающих свое жилье в наем, не показывают доходов от этого вида деятельности. Обычно они заключают условные договоры на срок менее года и используют наличный расчет.
Запущенные ранее различные патентные системы, стимулирующие собственников на формальное закрепление всех платежей по квартирам – не дают ощутимых результатов. Большинству владельцев выгоднее продолжать работать по старым правилам.
Однако если новшество Минфина будет узаконено и за наличные платежи введут административную ответственность и крупные штрафные взыскания, это снизит количество желающих скрывать свои заработки от аренды – всегда найдутся те, кто не захочет подвергать себя риску. В результате - рынок станет более упорядоченным и от этого только выиграет.
Вывод на свет «теневиков»
Инициатива Минфина поможет поставить на фактический учет весь бизнес - даже небольшие незарегистрированные компании и фирмы, которые работают на периферии и являются частью теневого рынка. Это скрытое производство, различные услуги на дому, ремонтные бригады, репетиторство, личные подсобные хозяйства и т.д. Примерные объемы этого сектора, по информации Росстата, составляют около 20% от всей экономики страны.
Эти люди привыкли вести нелегальную деятельность только через наличный оборот средств. После денежной реформы они вынуждены будут зарегистрироваться. Другими словами, налоговым органам теперь будет проще выявить факты незаконного предпринимательства. Тот, кто систематически получает прибыль от своей деятельности и не декларирует ее, окажется вне закона. Под систематичностью административное право понимает осуществление своей деятельности с извлечением прибыли более двух раз в год.
Однако стоит понимать, что такая мера, безусловно, вызовет социальную напряженность, поскольку высвободит рабочие места, пусть и нелегальные, и повлечет за собой проблемы трудоспособной занятости и безработицы.
Поддержка банковского сектора
Сегодня держателями банковских карт являются более 70% трудоспособного населения страны. В случае перехода на «безнал» останется только дополнительно обеспечить ими частных лиц или, возможно, открыть новые зарплатные проекты, получив за выпуск и обслуживание приличную прибыль. Поэтому можно было бы считать, что технологический фундамент и мощности уже созданы.
Но задачи у банков теперь будут несколько иные – построить не столько обслуживающую инфраструктуру, сколько систему регулярного мониторинга и контроля транзакций, а также сделать их максимально безопасными. Ведь через кредитно-финансовый сектор будут ежедневно проходить миллионы мелких онлайн операций.
Наверняка это потребует дополнительных усилий в автоматизации процесса и сведении к минимуму человеческого участия, а также установки дополнительных терминалов, банкоматов и сервисов бесконтактной оплаты.
Сложно сказать, сколько лет потребуется на окончательное вытеснение наличных расчетов. Наряду с очевидными преимуществами для экономики, ограничение использования кэша в краткосрочной перспективе приведет к падению уровня жизни населения. Путь формирования здоровой социально-экономической системы в РФ будет болезненным. Однако при сохранении огромного теневого сектора попытки создать правовое государство обречены.