Сложно переоценить значимость туризма – социальную, экономическую и патриотическую. Во всем мире туристическая отрасль по праву относится к социально-ориентированным отраслям экономики. Туризм – это не только укрепление межнационального общения, не только возможность не по книжкам и картам, а в реальности узнать свою Родину, но и рабочие места, развитие инфраструктуры и, в конце концов, социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня внутреннего потребления, а в сумме - укрепление политической стабильности государства.
Наша страна обладает великолепными условиями для развития внутреннего туризма – это и уникальные природные ресурсы, и великое множество уникальных мест, составляющих национальное и мировое культурно-историческое наследие. Но что удивительно, вклад российской туриндустрии в экономику при этом пока незначителен. Виной тому – старые ошибки организации внутреннего туризма, которые пора начать исправлять.
Одна из таких ошибок – недостаточная развитость так называемого «социального туризма», а именно достаточных предложений для тех наших сограждан, которые не могут позволить себе путевки даже на относительно «дешевые» направления. Это и пожилые люди, и многодетные семьи и иные льготные категории, которые сегодня могут претендовать, к примеру, на субсидии по оплате услуг ЖКХ, льготы на проезд и лечение, но в плане организации достойного отдыха государство пока что рассматривает их «по остаточному принципу».
А ведь тема развития социального туризма имеет непосредственное отношение к повышению качества жизни населения, росту человеческого потенциала, улучшению демографической ситуации в нашей стране.
Исследуя перспективы развития такого направления на туристическом рынке, социологи выявили целый ряд проблем, которые объективно тормозят развитие внутренних туристических направлений, делая их подчас неконкурентоспособными в сравнении с привычными Турцией и Египтом. Регионы пока что в целом не готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры для доступного туризма, при этом на уровне региональных администраций подчас просто отсутствует четкое и единое понимание сути социального туризма. Как следствие, нет и опыта развития такого важного направления, как и специалистов нужной квалификации.
Ко всему хочется добавить отсутствие логистики российского туризма в принципе. На бытовом уровне приходится часто слышать, как люди легко добираются в разные страны, находящиеся порой на других материках. Начиная от получения первичной информации от турфирмы или на сайте о туристических объектах, приобретения путевок, удобной и комфортной формы приезда и отъезда, времяпровождения. Вся цепочка от и до выстроена идеально. Но при этом, тот же турист ломает голову в поисках информации и способов как добраться до интересующего его места в соседней области. Как правило, туда не летят самолеты, не едут поезда, а автобусы ходят редко. Следующие вопросы: где остановиться? где питаться? Как провести свободное время? Нужно быть специалистом, чтобы накопать нужную информацию в интернете. А чаще, люди выбирают поехать туда, где проще, лучше, и более понятно организованно, то есть в другие страны.
При этом нельзя сказать, что вопрос не решается вовсе. Решается, но своеобразно. Где-то рады видеть преимущественно лиц преклонного возраста, где-то инфраструктура отдыха рассчитана преимущественно на детей, достаточное число пансионатов для лиц с ограниченными возможностями или нуждающихся в лечении и реабилитации. А что делать, к примеру, самой обычной семье небольшого достатка, где мама, папа, двое-трое детей, бабушка, дедушка? «Раскидывать» их по разным направлениям?
Проблема в том, что сегодня функции по осуществлению социальной туристической деятельности распределены по разным ведомствам, взаимодействие между которыми оставляет желать лучшего. Путевки для детей, пенсионеров, малообеспеченных граждан оплачиваются из регионального бюджета, а распределяются департаментом социальной защиты по своему усмотрению в те дома отдыха или лагеря с кем выгодно работать чиновникам конкретного населенного пункта. И как правило путевки распределяются в неудобное для отдыхающих время и без учета семейных планов. Это не позволяет семье с детьми поехать отдыхать совместно. Ведь семейный отдых – это время, когда есть возможность побыть всей семье из нескольких поколений вместе, пообщаться, получить замечательные эмоции. Из-за отсутствия такой возможности выросло целое поколение детей, которое не знает Россию.
Если с инфраструктурой авиа или жд перевозок более или менее понятно, то к автобусным перевозкам много вопросов. В России не развит автобусный туризм, и население не может ездить на экскурсии и базы отдыха в пределах своих областей. Не предусмотрены санитарные остановки на дорогах для пассажиров с детьми разного возраста, пассажиров с ограниченными возможностями. На протяжении федеральных трасс не встретишь мест отдыха с элементарными требованиями: кафе с приемлемыми ценами и меню для детей, пенсионеров. Организовать обед в соответствии с требованиями Санэпдемнадзора коллективу пассажиров детского возраста, в количестве 50 человек на стоянке для дальнобойщиков с шашлычными и шаурмой будет проблематично. А про наличие аптек, гостиниц на маршрутах с большим количеством пассажиров социальных категорий вопрос остается открытым. А это, между прочим, конституционное право для граждан на свободу передвижения...
Какое ведомство отвечает за строительство, развитие всей этой инфраструктуры? Где готовят профессиональные кадры для управления таким видом хозяйственной деятельности? По мнению экспертов, внутренний туризм надо вывести в отдельную отрасль, которая бы профессионально и комплексно занималась планированием, развитием и решением вопросов туристической сферы на всех уровнях. Если оставить все как есть, то государственные ведомства, работая каждое само по себе, не сможет организовать высококачественные туристические услуги по доступным ценам для обычных людей, живущих в маленьких и крупных городах страны.
Возможно, проблему можно будет решить путем предоставления малообеспеченным гражданам специального социального сертификата на семейный отдых. Который, в рамках своего действия, предоставит его держателям возможность самостоятельно выбирать место отдыха в удобное для нее время. Идея такого нововведения пока лишь прорабатывается, но важно уже то, что на федеральном уровне понимание проблемы, кажется, есть. А это уже значительный шаг к решению проблемы.