Отношения Владимира Владимировича с семьей первого президента — очень щепетильная тема, которая редко анализируется в СМИ. Приятно нам осознавать или нет, но Путин — ставленник Бориса Николаевича и той олигархической элиты, которая продолжала заправлять Россией во второй половине 90-х. Другое дело, что придя к власти, он эту элиту скрутил в бараний рог и установил режим, не имеющий ничего общего с ельцинской эпохой.
Стиль управления Путина разительно отличался от предшественника. В 2000 году в Кремле появился человек новой формации: молодой, энергичный, решительный, самостоятельный, расчетливый, то есть полная противоположность Ельцину. На этот факт было сложно не обратить внимание. Путин отказался от игр в демократию и либерализм, прекратил безумные экономические эксперименты. Он устранил с политического поля практически всех, кто окружал Бориса Николаевича, и создал лояльную своей персоне элиту.
Путин пришелся по душе разным слоям общества. «Слава Богу, появился в России нормальный президент, глава государства, за которого не стыдно», — говорили мы более 15 лет назад. «Дело Горбачева-Ельцина» продолжено не было, и мы, привыкшие ожидать худшего, смогли наконец-то выдохнуть.
Принципиальное отношение
Авторитет нового президента был неоспорим, однако сам кумир 145-миллионной страны не купался в лучах славы и никогда не позволял себе сказать худого слова про Бориса Николаевича при очевидном контрасте с его политикой. Его молчание в начале 2000-х годов политологи объясняли достаточно шатким положением из-за борьбы с олигархами. Однако и после победы над теми, кто с подачи его предшественника растаскивал страну, мы так не услышали ни грамма критики, которую режим Ельцина, безусловно, заслуживал.
Народ ждал из уст второго президента окончательного заката той ненавистной эпохи, но этого не произошло. Путин аккуратно отмежевался от образа Ельцина и постарался обезличить 9 лет нищеты, национального унижения, разгула криминала, горечи от постоянных потерь и поражений. 1990-е остались кошмаром, но первый президент играл в нем роль жертвы, а не виновника трагедии.
Понимая, какую палитру чувств испытывает народ к Борису Николаевичу и Наине Иосифовне, Путин никогда не боялся выражать свои чувства публично. 25 ноября 2015 года Путин открыл в Екатеринбурге Ельцин Центр. Он отправился отдать символическую дань памяти предшественнику, несмотря на крайне напряженный для России и, наверное, всего мира момент.
Утром 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил ракетой российский бомбардировщик Су-24M. Командир Олег Пешков катапультировался, но был расстрелян туркоманами. Штурман Константин Мурахтин пропал без вести на вражеской территории. Россия имела моральное право нанести ответный удар, хотя это бы означало войну со всем блоком НАТО. 24-25 ноября мир оказался на пороге Третьей мировой.
В этот судьбоносный миг Путин оставляет дела национальной и глобальной важности и летит в Екатеринбург.
Если бы 25 ноября президент остался бы в Москве, никто бы и не подумал его в чем-либо упрекнуть. Скорее, наоборот, такое решение патриотическая общественность наверняка бы поприветствовала. Однако Путин не отказался от намеченного плана, и в этом поступке наиболее ярко проявилась его принципиальность по отношению к семье Ельциных.
Понять и простить
Наивно думать, что Путин каким-либо образом разделяет подходы Бориса Николаевича к внутренней политике и международным отношениям. Речь идет скорее об уважении и человеческой благодарности за выдвижение в премьер-министры, а потом — в и. о. президента. Ельцин — это рука, которая (пусть и по рекомендации олигархов) вывела его на политический Олимп. Плевать в эту руку или делать вид, что она никогда не существовала, — это будет проявлением малодушия, слабохарактерности и откровенного хамства.
После смерти Бориса Николаевича в 2007 году Наина Иосифовна стала главой семьи. Теплые отношения с ней — это возможность выразить благодарность, которая, как уже говорилось, носит в большей степени человеческий, а не политический характер. Но одновременно поведение Путина является примером уникальной для России политической культуры.
С одной стороны, президент РФ демонстрирует свои морально-нравственные качества: великодушие, умение быть благодарным, готовность идти против господствующего общественного мнения ради собственных идеалов. С другой — Путин предстает в образах христианского консерватора и проводника национального примирения, который строит будущее, не желая разрывать узы с прошлым, каким бы дурным оно ни казалось.
Орден «Святой великомученицы Екатерины», который на 85-летие получила Наина Иосифовна, это восстановленная в 2012 году награда Российской империи. До 1917 году ордена Святой Екатерины выдавались августейшим особам, меценатам и просветителям. Это высшая степень отличия для женщин, которой были удостоены более 300 персон в 1713-1917 годы. В рамках исторической традиции награждение вдовы Ельцина — вполне оправданное решение.
Однако в народном восприятии первый президент и вся его семья не достойны каких-либо государственных наград. «За что? Почему нельзя было поощрить ее непублично?» — спрашивают граждане в социальных сетях. Россияне недоумевают, с какой целью Путин продолжает отношения с «этой семейкой». А тут еще и наградить решил.
Глава государства в очередной раз продемонстрировал приверженность описанной выше политической культуре и верность собственным моральным принципам. Ельцин и его родные — это «свои», а «своих», как известно, Путин не сдает и потому готов защищать «семейку», если это потребуется. Например, 23 декабря он прекратил скандал вокруг Ельцин Центра, который затеял Никита Михалков, призвав не раздувать страсти.
Сторонникам Путина может показаться, что такое поведение компрометирует его. Пожалуй, для 80% населения это действительно так. Однако Путин никому не навязывает чувства благодарности семье Ельциных. Это сфера его личных предпочтений, и он не призывает россиян относиться к Борису Николаевичу и Наине Иосифовне положительно, оставляя за гражданами право выбора.
Полезна ли для нашего государства симпатия национального лидера к семье Ельциных? На жизнь и самосознание общества факт награждения Наины Иосифовны большого влияния не оказывает. Ельцин и его родные все равно будут объектами народной ненависти и на это существуют свои объективные причины. Однако Путин, помимо личного отношения, показывает россиянам важность милосердия и умение приподниматься над обидами за разграбление страны.
В тот переломный момент у Ельцина не было права на ошибку и кощунственно сейчас романтизировать его персону. Без сомнения он был пьяницей, разрушителем государства, виновником Чеченской войны и дефолта. Однако это не означает, что первый президент и его семья, включая дочь Татьяну Юмашеву, перестали из-за наломанных дров быть людьми, не имеющими в перспективе права на понимание и прощение.
Мнение автора может не совпадать с политикой Редакции