Бывший лидер организации «Россия Молодая», депутат Госдумы и региональный чиновник Максим Мищенко оказался мошенником. Новомосковский районный суд Тулы приговорил его накануне к 2,5 годам колонии.
По информации СМИ, Мищенко вместе с сообщником — председателем общественной организации «Союз защиты инвалидов и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» Новомосковска Геннадием Ефимовым — признан виновным в хищении из регионального бюджета 650 тысяч рублей. Эти средства, по данным следствия, в 2015 году были выделены властями на проведение мероприятий социальной поддержки чернобыльцев и их родственников. Кроме того, суд запретил Мищенко в течение трех лет занимать должности в органах власти.
Последнее обстоятельство немаловажно, поскольку Мищенко, помимо общественной деятельности в организации «Россия молодая» был депутатом Государственной думы пятого созыва от «Единой России», членом Общественной палаты и замминистра внутренней политики Тульской области.
Известность Мищенко и «Россия молодая» получили еще в середине 2000-х, когда наряду с движением «Наши» Василия Якименко, «Местные», «Сталь» и другими пытались заместить в уличной политике несистемные организации патриотической оппозиции. В 2011 году, с приходом в администрацию президента Вячеслава Володина, эти проекты были признаны неудачными и закрыты.
Журналист и политический активист Алексей Сочнев поделился впечатлениями, что Мищенко любил рассказывать, как он приехал в Москву из Таганрога, голодал, денег совсем не было и пришлось из студентов сколотить бригаду грузчиков и разгружать вагоны.
— Романтично, однако это выдумка. Максим попался мне на глаза еще до создания «России молодой». Деятельный молодой человек действительно сколотил из студентов МГТУ им. Баумана бригаду, но далеко не из грузчиков, а «пехотинцев». Он создал сайт Пехота.Ру, на котором предлагал услуги по «черному пиару», организации массовок из студентов для любых акций и т. п.
Неизвестно насколько он был успешным, но на фоне страха перед «оранжевой угрозой» с Украины Владислав Сурков с коллегами решил обзавестись уличными защитниками. Так на политическую арену вышли «Наши», «Местные» и «Россия молодая». Название «Наши» позаимствовано у Александра Невзорова, «Местные» — отсылали к одноименной популярной песне группы «Сектор газа» не только по названию, но и по дальнейшим действиям в Подмосковье. А название «Россия молодая» было взято в противовес одноименному либеральному движению.
«Наши» были общероссийским щитом, «Местные» — подмосковным, а «Румол» — московским. Причем активисты, как и руководители этих марионеточных образований тесно переплетались. Так, один из лидеров «нашистов» Алексей Митрюшин позже стал одним из лидеров «Местных», сам Мищенко на ниве успешной борьбы с борцами за 31 статью Конституции, получил почетное звание комиссара движения «Наши», а близкий друг Мищенко, тогда еще никому неизвестный Леонид Симунин организовывал молодняк в тех же «Местных».
«СП»: — Как удалось узнать о внутренней «кухне» подобных организаций?
— В свое время нацбол* Роман Садыхов был внедрен в «Румол» (неформальное название «России молодой» — авт.), занял в нем не последнее место и Мищенко брал его с собой на встречи с представителями администрации президента, с заместителем главы администрации президента Сурковым, с его замом Никитой Ивановым. На этих встречах «оговаривались такие вещи, как дальнейшая борьба с оппозицией с помощью футбольных фанатов. Тогда, напомню, на представителей внесистемной оппозиции, и в основном на нацболов, осуществлялись жестокие нападения фанатов, с битами, бутылками и фаерами.
В итоге Максим капитализировал успех и стал депутатом Госдумы от «Единой России».
«СП»: — Что известно о его депутатской карьере?
— Злые языки говорят, что он зарабатывал на депутатских запросах, но я, конечно, не верю в эту сплетню. В Госдуме он несколько раз оскандалился, то во время ток-шоу начнет хвалить умение Гитлера строить дороги в Германии, то скажет, что тяжело больных онкологией не надо лечить, все равно умрут, кроме того история с убийством адвоката Станислава Маркелова БОРНом развернулась совсем не в его пользу. От Мищенко начинают отходить подальше, как от чумного, даже самые близкие соратники. Как карьерист он потерпел полный крах. Некоторое время отсиделся в болоте Общественной палаты, а затем и вовсе уехал в Тулу, где стал заместителем министра по внутренней политике Тульской области.
«СП»: — Какое падение…
— В Туле Мищенко снова занялся привычным: проводил митинги, общественные мероприятия и отвечал за взаимодействие администрации с НКО. Тула — город бедный, а аппетиты у таганрогского москвича остались столичными, пришлось зарабатывать на всем, чем можно. Мищенко буквально старался делать деньги из воздуха: брал на печать листовок, рекламных проспектов деньги из бюджета, а затем печатал их бесплатно в типографии при правительстве, проводил семинары, конференции, под которые также получал деньги на подвоз гостей и их размещение, на питание и лекции. На фиктивном проведении конференции «чернобыльцев» он и был пойман.
Когда он понял, что дело пахнет жареным, то попытался привлечь на свою сторону соратников, рассказала подруга Мищенко и бывший активист «Румола», но те ответили ему отказом. Он вел себя тихо, пока не понял, что его все обманули и кинули. Тогда ему предложили единственный вариант, который бы его спас, — уехать в Донбасс, но он не решился, вместо этого устроил шоу с поступлением на службу в армию по контракту. Так Мищенко, начавший свое политическое восхождение с сайта «Пехота.Ру», сам и закончил его в роли пехотинца. Игра в солдатики не остановила следователей, и они привезли Мищенко в суд, а вид камуфляжа не впечатлил судью и Максим получил реальный срок.
— Не могу сказать, что я был очень удивлен, узнав о приговоре Мищенко, — считает Роман Садыхов, внедренный в ряды организации «Россия молодая» в 2006 году. — Однажды мне пришлось примкнуть к его организации, по заданию своей, тогда еще не запрещенной партии (НБП* — авт.). Мы вынуждены были защищаться, и требовалось знать, что происходит в стане противника. После пары личных встреч и небольшого общения некоторые выводы для себя я сделал уже тогда. Косноязычие, полное отсутствие историко-политических знаний… Ему перепала струйка финансирования лишь по воле случая. На собраниях сторонников он иллюстрировал свои идеи сценами из фильма о Гарри Потере.
Еще немного умиляло его стремление во время любых выступлений, даже в кругу своих, в офисе залезть на стол или стул, чтобы возвышаться над всеми. Не думаю, что он делал это, из каких-либо личных предпочтений. Скорее всего, так поступать ему кто-то подсказал.
«СП»: — Как выглядела организация изнутри?
— Сама структура «России Молодой» походила, скорее, на некую тусовку, где можно провести время и «срубить» немного денег. Приводя людей на любые мероприятия, человек получал наличные — около 250−350 рублей за человека. Сама же массовка получала разные бесплатные «плюшки» в виде бесплатной игры в пейнтбол, возможности после мероприятия потусоваться и выпить на халяву. Деньги в организации судя по всему водились, ибо людей на мероприятии особо никто не считал и процесс был поставлен из рук вон плохо. Стояло пару людей у входа со списками, и спрашивали по чьему приглашению пришел, отмечая цифры напротив фамилии члена РМ.
Летом 2006 года Мищенко выцыганил денег под организацию студенческих стройотрядов и отправкой их на строительство участка федеральной трассы под Хабаровском. Платили через кассу, немного, около 25−30 тысяч в месяц. Из Хабаровска Мищенко привез новенький праворульный японский внедорожник и тут же нанял себе водителя-охранника. Не знаю, кого он так опасался, но думаю, что просто хотел выглядеть как «серьёзный дядька».
В офисе работал так называемый костяк. Люди на постоянной зарплате. Их было около 10−15 человек. Кто-то занимался сайтом, кто-то какой-то студенческой оргработой для бауманки. Платили им с их слов немного, но все рассчитывали на перспективы в будущем, если Мищенко займет некий пост. У меня нет никакой информации о том, получил ли кто-то должности при Мищенко в Госдуме. Но почему-то мне кажется, что вряд ли.
Весной 2007 года мне пришлось срочно покинуть «Румол» и наши пути больше не пересекались. Читая о его дальнейших злоключениях на работе в правительстве Тульской области, понимаешь — случайный человек. В итоге позорные 2,5 года в тюрьме и клеймо жулика, пытавшегося украсть у весьма не защищенной группы населения. Бесславный итог карьеры.
* Нацболы — неформальное название членов Межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия» (НБП). Решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 г. она признана экстремистской и её деятельность запрещена.