За 26 лет независимости украинцы привыкли к тому, что власть лжет. Тем более что лгать им начали с самого начала — с момента создания независимого государства. Вначале объявили, что «независимость» провозглашается только для того, «чтобы подписать союзный договор», а спустя всего лишь несколько дней, проигнорировав мнение народа, ликвидировали сам Союз. Задекларировали, что вся собственность принадлежит народу и не может быть перераспределена без его согласия. После чего беззастенчиво разделили между собой самые лакомые активы — банки, заводы, шахты, землю.
С тех пор украинцам врали едва ли не каждый день. Лгали витиевато — как Кравчук. Бесцеремонно — как Кучма. Высокопарно — как Ющенко. Развязно — как Янукович. Не удивительно, что и нынешний режим, собранный из выдвиженцев прежних президентов, продолжил и творчески развил эту ставшую уже традиционной для «незалежной» политику лжи.
Однако, наблюдая за тем, как нынешние руководители изо дня в день лгут, нельзя не заметить одну особенность. Они так часто противоречат сами себе, что не видят как все больше и больше запутываются в своих заявлениях.
Некоторые примеры.
В конце 2016 года нынешний президент «незалежной» утверждал, что «как гарант Конституции и как президент Украины будет бороться за каждый клочок украинской земли, прежде всего за Крым и Донбасс». Однако после Нового года его словно подменили. «Забыв» обо всем, что он говорил ранее, без тени смущения объявил, что бороться за Донецк и Луганск нет смысла, т.к. Киев «полностью потерял влияние на оккупированные территории».
Его соратник, являясь кандидатом на должность премьер-министра, клятвенно провозгласил: новый кабмин будет «правительством народного доверия». А уже спустя несколько дней, приступив к формированию кабинета министров, не консультируясь ни с кем, пригласил на ключевые должности лиц без опыта и квалификации, но с иностранным гражданством. Когда же журналисты обратились к нему с закономерным вопросом, не моргнув глазом, ответил: мнением населения не обязательно интересоваться.
«Международный менеджмент», якобы, нужен по причине «неспособности» самих украинцев — жители «незалежной» «умеют только грабить». Себя к украинскому народу этот «чистокровный украинец», видимо, не причисляет. Проходит еще время и этот же чиновник с трибуны Верховной Рады объявил: «компетентных специалистов на правительственные должности» должна предлагать «исключительно» парламентская коалиция — причем из своего состава и из числа тех, кто «будет пользоваться общественным доверием».
Начало 2016 года. Премьер-министр: Украина больше не закупит у Российской Федерации «ни единого кубометра газа». «Мы обойдемся без российского газа, наши производители нашли новые рынки», — заявил он. Тогда же кабинет министров поручил «Нафтагазу Украины» полностью прекратить импорт российских углеводородов, заместив их «европейским топливом».
Тем не менее, спустя несколько недель глава украинской государственной нефтегазовой компании неожиданно объявил, что ведет переговоры с «Газпромом» по оформлению допсоглашения на закупку «очередной партии голубого топлива». Делает это… по распоряжению правительства. Еще немного времени — и «порадовал» сам глава кабмина. С полной непосредственностью на лице, он признал: поставки российских углеводородов продолжаются.
Май 2016 года. Министр энергетики и угольной промышленности: «Украина никогда больше не будет покупать уголь энергетических марок у России». Осень 2016-го. Заявление пресс-службы энергетического ведомства: «Между плохим выбором и очень плохим мы выбрали плохой… возобновили закупки у страны-агрессора».
Ближе к холодам очередным новшеством громадян «порадовал» «отец нации». Украина, по его словам, «обойдется без поставок угля из зоны АТО» и «расширит использование атомной энергетики в энергобалансе страны». Декабрь 2016-го. Он же: «безусловно, плохо брать уголь на оккупированных территориях, но намного хуже, (если) наше население, наши граждане останутся без тепла, без электроэнергии, особенно в зимний период».
Январь 2017 года. Руководство министерства экономического развития и торговли и Нацбанка в один голос: «Росту ВВП ничто не угрожает, никакая блокада оккупированных территорий». Март 2017-го. Эти же самые лица: «Из-за прекращения экономических отношений с оккупированными территориями» прогноз «роста ВВП» на текущий год понижен на 1,3%.
Казалось бы, для людей, которые являются опытными хищниками в сфере политики и бизнеса, подобная страсть к декларированию диаметрально противоположных тезисов немыслима. Обычно путаются, меняют по нескольку раз свою точку зрения люди, которым в силу нехватки опыта сложно просчитать последствия своих решений, или лица, у которых нет понимания того, что они хотят в действительности. Но те, кто создал целые бизнес-империи и имеет большой опыт участия в политической жизни, должны были бы вести себя совсем по-другому — более осторожно, взвешенно.
Если же происходит совершенно иное, то либо политик находится под чьим-то сторонним сильным влиянием и абсолютно не самостоятелен, либо столкнулся с такими новыми вызовами, на которые его опыт и знания уже не позволяют адекватно реагировать. В обоих случаях индивидуальные амбиции, вступая в противоречие со сложившимися обстоятельствами, порождают внутриличностный конфликт. Конфликт тем более сильный, что он помножен на жадность — страх потерять то, что украдено.
В результате происходит то, что Зигмунд Фрейд назвал «механизмом психологического замещения». В сознании человека объективная реальность подменяется иллюзорной. Индивидуум сам придумывает себе фантомы и сам же начинает в них верить, не замечая, насколько они диссонируют с окружающим миром.
Отец психоанализа утверждал, что психологическое замещение может быть двух видов.
Замещение объекта: в этом случае индивидуум перенаправляет свои агрессивные эмоции на какой-то сторонний предмет. Украинских политиков раздражает абсолютная зависимость от западных хозяев. Но, поскольку они не могут избавиться от этого диктата, то вымещают свою злобу на России, на жителях Донбасса, на собственных согражданах, на окружении.
Замещение потребности: одни ценности вытесняется другими. Часто, вместо любви и заботы о семье, желания реализовать свои таланты индивидуум просто уходит в запой. В результате происходит то, что мы наблюдаем на примере украинского «шоколадного гаранта». Точно как в известной кинокомедии: украл, пропил, сел; украл, пропил, сел.