Материал комментируют:
Павел Святенков
29 апреля исполняется ровно сто дней с момента вступления Дональда Трампа в должность президента США. Еще со времен Франклина Делано Рузвельта, который вскоре после инаугурации принял множество ключевых указов, этот маркер считается в Америке символичным для оценки новой администрации. И хотя далеко не все президенты могут похвастать такими же успехам, как Рузвельт, СМИ и аналитики продолжают скрупулезно оценивать, что удалось и чего не удалось сделать за первые сто дней президентства. А сделать Трамп успел немало. Чего только стоит удар по Сирии, а за ним последовавшее обострение ситуации на Корейском полуострове. Весь мир замер в напряженном ожидании: что еще может «сделать» новый американский президент?
Сам Дональд Трамп неоднократно говорил, что считает эту отметку устаревшей. Тем не менее, полностью отказаться от традиции президент не смог. Напротив, Белый Дом запустил раздел сайта «Первые сто дней», в котором собраны все достижения американского лидера. Да и перед приближением заветной даты администрация резко активизировалась, издав несколько указов, предложив снизить налог для корпораций с 35% до 15%, и всячески стараясь попадать в новости.
Тем не менее, далеко не все в Америке впечатлены первыми результатами работы президента. Прежде всего, это граждане: первые сто дней Трампа получили самый низкий за последние 65 лет рейтинг одобрения американцев — всего 42%. Таковы данные совместного социологического опроса, проведенного телеканалом ABC News и газетой Washington Post. Параллельно аналогичный опрос провели телеканал NBC и издание The Wall Street Journal, и по их цифрам Трампа одобряют только 40% граждан.
Аналитики тоже не слишком позитивно оценивают первые итоги работы администрации. Правда, нужно признать, что вряд ли кому-то из президентов за последние 50 лет доводилось работать под таким прессингом со стороны СМИ, оппонентов и даже собственных соратников по партии. Достаточно вспомнить продолжающиеся обвинения в адрес Трампа и его команды в сотрудничестве с Москвой (несколько поутихшие после нанесения ракетного удара по базе в Сирии), которые привели к отставке советника Майкла Флинна и исключению Стивена Бэннона из состава Совета по национальной безопасности.
Или разногласия по ключевым политическим вопросам с частью истеблишмента. Так, обещанный законопроект об отмене системы здравоохранения Obamacare был провален в Конгрессе, в том числе, и республиканцами, а суды уже несколько раз отменяли указы о миграции. В итоге за первые сто дней ни один президентский законопроект не был проведен через парламент.
Нью-йоркский журналист и телеведущий Эррол Луис утверждает, что у Трампа не было традиционного «медового месяца», потому что не было и «свадьбы». «Вместо того чтобы установить контакт с лидерами демократов в Конгрессе или попытаться завоевать сторонников Хиллари Клинтон, Трамп провел большую часть первых трех месяцев, споря с ними в соцсетях, безуспешно пытаясь собрать и организовать свою команду и уклоняясь от вопросов о вмешательстве России в выборы», — заявил он в комментарии CNN.
Бывший представитель Госдепа Дженнифер Псаки в том же материале отмечает, что сторонники Трампа по-прежнему его поддерживают, но этого может быть недостаточно, чтобы двигаться дальше. «Несмотря на тот факт, что Трамп не провел ни одного заметного указа, предложил систему здравоохранения, которая оставит десятки миллионов граждан без доступа к нему, его сторонники сохраняют лояльность. Но управление страной — это не только опора на своих преданных сторонников. Это умение найти подход ко всей стране. И из всех провалов первых ста дней, неспособность сделать это кажется мне самым главным», — заявил она.
Впрочем, от CNN других оценок ждать не приходится — это, пожалуй, один из самых антитрамповских каналов, который тот называет fake news, фальшивые новости. Но и факты говорят о том, что серьезно продвинуться в выполнении своих предвыборных обещаний, будь то строительство стены на границе с Мексикой или возвращение производств в Америку, Трампу пока не удалось. В The Washington Post подсчитали, что из 60 обещаний, прописанных в контракте Трампа с избирателями, были исполнены только шесть. Еще пять были нарушены, 11 находятся в работе, 3 — зависли, по одному был принят компромисс, а работа по остальным 34 еще не начиналась. Впрочем, странно было бы ожидать выполнения всего за сто дней.
Свою позицию по многим вопросам Трамп пересматривал буквально на ходу. Не в последнюю очередь это касается внешней политики. Если до выборов миллиардер говорил, что блок НАТО устарел, то теперь он изменил свое мнение и заявил, что альянс полезен, так как борется с терроризмом. В отношениях с Россией от предвыборных заявлений о нормализации отношений, администрация Трампа пришла к продолжению риторики Обамы, а представители Белого Дома назвали «изоляцию России» в ООН одной из заслуг первых ста дней президента. То есть, практически победа над Россией.
Даже от обещаний провозгласить Китай валютным манипулятором Трамп отказался, вместо этого проведя плодотворную встречу с председателем КНР Си Цзиньпином.
Сам миллиардер накануне ста дней признался, что не ожидал, что быть президентом так трудно. «Сейчас у меня больше работы, чем раньше. Я думал, что будет легче», — пожаловался он Reuters.
Впрочем, несмотря на отсутствие видимых результатов, ряд аналитиков считает, что первые сто дней президент США, с учетом всех обстоятельств, провел плодотворно. Американист Дмитрий Дробницкий напоминает, что Трампу удалось номинировать нового судью Верховного суда Нила Горсича, вывести США из переговоров о Тихоокеанском партнерстве и разблокировать строительство нефтепровода Keystone XL. Кроме того, по сравнению с первым кварталом прошлого года на 64% сократилось количество попыток нелегального пересечения границы США. К внешнеполитическим успехам Трампа политолог относит изменение позиции КНР по северокорейской ракетно-ядерной программе.
Политолог, американист Павел Святенков считает, что у Трампа есть шанс продолжить реализовывать свою повестку.
— Обычно в американской политической традиции сто дней — это своеобразный медовый месяц с Конгрессом и СМИ, во время которого они благожелательно воспринимают законодательные инициативы президента. В этом смысле медового месяца у Трампа не получилось. На него очень сильно давили, многие инициативы в Конгрессе торпедировались. Это были одни из самых трудных ста дней за последние десятилетия, а, может, и за всю американскую историю.
Поэтому неудивительно, что многое не удалось. Трамп несколько раз подписывал указы о не допуске мигрантов с Ближнего Востока в США, но они отменялись судами по формальному признаку. Хотя дебаты по этому вопросу продолжаются. Трамп обещал отменить Obamacare, но эта инициатива не прошла через Конгресс из-за сопротивления консервативного крыла республиканской партии. Ее лидеры, в том числе спикер Пол Райан, предполагали, что будет принята новая система, но консерваторы хотели отменить вообще все, ничего взамен не делая.
Точно так же под вопросом строительство стены на границе с Мексикой. Сначала Трамп заявлял, что Мексика заплатит за эту стену, потом, что США сначала ее построят, а потом заставят Мексику платить. Но в итоге пока ни США ничего не строят, ни Мексика не собирается ничего платить.
«СП»: — Что же можно занести Трампу в актив?
— У него были достижения. В частности, удалось назначить консервативного члена Верховного суда. Американское законодательство таково, что этот суд может отменять любые законы и решения, как неконституционные. Его власть очень велика, и всего девять членов Верховного суда назначаются пожизненно. Поэтому очень важен баланс между консерваторами и либералами в этом органе. Это одна из крупнейших побед администрации на сегодняшний день.
Победой можно назвать и сам факт того, что Трамп удержался у власти. Многие пророчили ему импичмент, но мы видим, что американская элита свыклась с ним и считает, что он может оставаться президентом, несмотря на экстравагантность повестки. Элита признала, что программа Трампа имеет право на существование, а он сам — на президентский пост. Это большой плюс для администрации. Другое дело, что этот плюс был во многом получен за счет коррекции позиции Трампа по некоторым вопросам.
«СП»: — Каким именно?
— На мой взгляд, главный из этих вопросов — отношения с Россией. Трамп обещал наладить отношения с Москвой и с Владимиром Путиным. На протяжении всех ста дней его пытались заставить от этого отказаться, и мы видим, что Белый Дом на данном этапе действительно отходит от этой идеи. Буквально накануне прозвучало заявление о том, что одна из заслуг администрации — «изоляция» России в Совбезе ООН.
«СП»: — Каковы перспективы действующей администрации?
— Многое у Трампа не получается, но он продолжает продавливать свою повестку. Это и заключение с Китаем более честной торговой сделки, и улучшение ситуации с миграцией, пусть и не путем прямого запрета на въезд, и политика по возвращению в Америку производства и создания рабочих мест, и борьба с преступностью. Медленнее, чем хотелось бы сторонникам Трампа, его идеи побеждают, хотя и встречают сильное сопротивление.
Но я думаю, что республиканцам придется идти навстречу своему президенту, потому что впервые за долгие десятилетия мы видим ситуацию, когда они господствуют в обеих палатах парламента. Уже в 2018 году пройдут выборы, и им очень важно продемонстрировать, что они работают эффективно, в противном случае, они могут своего преимущества лишиться. Поэтому Трамп имеет шанс хотя бы на частичную реализацию своей повестки.
«СП»: — Возвращаясь к отношениям с Россией, может ли дальнейшее президентство Трампа оказаться для нас позитивней, чем первые сто дней?
— Я думаю, это возможно, но только в том случае, если Трампу удастся добиться весомых результатов во внутренней политике и реализации программы. Если американцы увидят реальное улучшение своей жизни в результате возврата рабочих мест, экономический подъем благодаря предлагаемой Трампом реформе налогообложения, снижение преступности, связанной с миграцией, проще говоря, если «трампономика» начнет приносить свои плоды, тогда вырастет популярность президента. Конгрессу придется с этим считаться, и у него будут развязаны руки во внешней политике.
Пока же во внешней политике Трамп проводит традиционную для американских президентов линию — пытается дружить с британцами, иметь хорошие отношения с немцами и французами, жестко торговаться с Китаем.
Многое будет зависеть от того, появятся ли у администрации экономические успехи в ближайшие год-два. Если они будут, Трамп сможет проводить свои инициативы в области внешней политики и получит возможность попробовать наладить отношения с нашей страной. Сейчас такое впечатление, что отношения России с Америкой просто поставлены на паузу, потому что сопротивление их улучшению слишком сильно.