Сегодня, третьего мая в Сочи должна состояться встреча президентов России и Турции. Практически сразу после победы на референдуме Реджеп Эрдоган вновь активно занялся внешней политикой. И судя по всему, вопрос взаимоотношений с Российской Федерацией является для него одним из наиболее важных. Сначала турецкая делегация во главе с заместителем председателя турецкого правительства Мехметом Шимшеком посетила Москву, где ее принял Аркадий Дворкович. После был анонсирован ответный визит Дворковича в Анкару. Позже турецкие власти заявили, что, несмотря на регулярные контакты правительств, есть необходимость во встрече президентов, и именно поэтому Эрдоган отправится в Сочи 3 мая. Есть довольно большой список вопросов, которые стоило бы обсудить. О них мы побеседовали с преподавателем турецкого Университета Piri Reis, экспертом в области мировой экономики профессором Танером Бексоем.
«СП»: — Как вы думаете, каким будет результат переговоров между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом?
— Эрдоган сравнительно недавно был в России. Тогда встреча прошла хорошо. Я уверен, что и сейчас будет объявлено о том, что какие-то договоренности достигнуты. Но мы все знаем, что в прошлый раз так ничего и не удалось добиться. Появились новые проблемы. Поэтому результаты новой встречи остаются загадкой. Сложно прогнозировать, но можно попытаться.
«СП»: — Что будут обсуждать президенты?
— Почти год между Россией и Турцией идут экономические переговоры. У каждой страны свои требования. Турция ищет экономической выгоды. За время противостояния с Россией мы потеряли очень много денег. Это одна сторона. В последнее время в торговые связи между странами вмешалась политика. Россия и Турция оказались в положении, когда Европейский союз отдаляется от них. В такое время стоит задуматься о друзьях. Эрдоган называл Путина другом, похоже, теперь он хочет сделать своим другом всю Россию. Это благоразумно. Евросоюз ведет антитурецкую политику, хотя наши связи очень близки. Турция при Эрдогане перестала быть послушной страной, подчиняющейся Брюсселю. Я думаю, что скоро наш президент заговорит ультиматумами. Он потребует принять Турцию в ЕС.
«СП»: — Слишком странное решение.
— Это будет просто повод для того, чтобы оправдать новую политику. Евросоюз откажет, но он связан с Турцией некоторыми договорами. Скорее всего, все они останутся в силе, но на этом президент заморозит отношения с Европой. Он давно говорит об этом. Его выражение о «крестоносцах» уже стало крылатым. Он говорил, что «крестоносцы» должны ответить после референдума. Владимир Путин не говорил таких слов, но он никогда не разочаровывался в Евросоюзе, как Турция. Россия создала свой союз, который имеет большие перспективы. Его называют новой Российской империей, но мы видим, что Казахстан ведет независимую политику, Белоруссия ведет независимую политику. Нет, это не империя. Государства сохраняют свой суверенитет, и могут сами вести торговлю на выгодных условиях. В ЕС страны теряют свой суверенитет. Для современной Турции такой вариант это не подходит. В будущем для нас будет выгоднее сотрудничать с Россией и ее партнерами.
«СП»: — Будет ли затронута сирийская проблема?
— Конечно. Но здесь имеются разногласия. Пожалуй, Сирия — самое большое разногласие России и Турции. Эрдоган не будет поддерживать Асада, он никогда не поменяет свою позицию. Здесь с ним согласен почти весь турецкий народ. Не надо искать тут влияние Вашингтона, Эрдоган выступил против Асада, когда только начиналась война (гражданская война в Сирии — Прим.). В России по-другому смотря на президента Сирии. Владимир Путин говорил, что будущее Башара Асада должны решать сирийцы. Наверное, для этого надо прекратить войну. Проблема тут в том, что с такими разногласиями война не скоро прекратится. И в Сочи переговорщики останутся каждый при своем мнении.
«СП»: — Как это повлияет на вопрос снятия взаимных ограничений?
— Я думаю, что Сирию будут рассматривать отдельно. Поэтому эти разногласия никак не повлияют.
«СП»: — Ранее вы предполагали, что в мае будут сняты пошлины на российское зерно в связи с прогрессом в российско-турецких отношениях. Все еще придерживаетесь своего прогноза?
— Да, я думаю, что пошлины отменят. Визит президента в Сочи должен иметь такой итог. Это будет соответствовать его курсу. Конечно, Россия даст ответные обещания. Это будет постепенное снятие ограничений. Мы вернемся к ситуации двухмесячной давности, когда Эрдоган приезжал в Москву.