9 мая 2004 года, в этот великий День Победы, бандиты сделали свое подлое дело - совершили теракт, в котором погиб первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров. Он погиб за мир и процветание Чеченской Республики. Роль Кадырова в становления мира в Чечне, а значит и формирования облика современной России – колоссальная. Можно много писать, выуживая факты в интернете, а можно полететь в Грозный. Итак.
С министром по национальной политике Чеченской Республики Джамбулатом Умаровым мы познакомились, когда я был с рабочей поездкой в Грозном. Среднего телосложения, со стальными глазами Умаров тогда поразил меня удивительной осведомленностью французской литературой; он одинаково хорошо разбирался в технических характеристиках оружия и поэзии Гийома Апполинера. Чеченский Д'Аннунцио воплощал прекрасный образчик гумилёвской утопии – поэт управлял государством. Кстати другой блестящий поэт, и тоже чеченец – Владислав Сурков, в Кремле отвечал за внутреннюю политику Россию.
Несколько штрихов к биографии. Умаров служил на Байконуре, в 1994 году окончил Чеченский Государственный университет по специальности «историк». В процессе учебы в 1992-1993 гг., по рекомендации Ахмат-Хаджи Кадырова, он был направлен в Арабскую Республику Тунис для стажировки в университет политологии им. М. Бургибы, где получил специальность «политолога-востоковеда». Можно сделать вывод, что еще в те годы Ахмат-Хаджи ценил молодого мужчину-историка, который потом станет министром в правительстве его сына Рамзана.
В этот раз мы встретились на 32 этаже комплекса «Грозный-Сити». В элегантном синем костюме чеченский министр вспоминает дни, когда его наставнику, первому президенту ЧР Ахмату Кадырову удалость подавить «масхадовщину» и поставить точку в кровопролитном военном кошмаре.
-В самый переломный момент в истории чеченского народа появлялся лидер, который выводил свой народ на правильную дорогу. Именно таковым, как наглядно показала новейшая история, являлся Ахмат-Хаджи Кадыров. Являясь потомком известной фамилии мусульманских богословов, он на генетическом уровне вобрал в себя две составные качества истинного чеченца - искреннюю веру во Всевышнего и преданность священному очагу своих достойных предков. Любовь к религии Аллаха и следование национальным традициям гармонично переплелись в его натуре.
Ахмат-Хаджи Кадыров проявил свои самые яркие качества политического и государственного деятеля в период политических катаклизмов в стране и республике.
Умаров считает, что политика режима Дудаева-Масхадова привела к социально-политическому кризису в регионе. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на территорию Чеченской Республики были введены вооруженные силы Российской Федерации. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям.
Столица республики города Грозный и многие другие населенные пункты были превращены в руины. Стерты с лица земли корпуса заводов, высших учебных заведений, зданий библиотек, музеев, архивов, театров, больниц, школ, разрушен и разорён агропромышленный комплекс.
- В августе 1996 года после подписания Хасавюртовских соглашений военные действия были прекращены, федеральные войска покинули республику. Однако этот «мирный» период не стал ни временем передышки, ни временем созидания. Крупные теракты, похищения людей в массовом порядке, разборки полевых командиров перечеркнули все иллюзии относительно «свободы» Чеченской Республики.
Аслан Масхадов, как и предшествовавший ему Джохар Дудаев, не в состоянии были понять чаяний народа, потому что не утруждали себя тем, чтобы спросить этот самый народ о его желаниях и своем видении будущего. И первый, и второй, как «чумы», боялись всенародного референдума. Лидер, взявший на себя бремя защитника народа, должен знать о его желаниях. Но дудаевско-масхадовским претендентам на эту роль не суждено было оправдать доверия населения истерзанной на тот период Чеченской Республики. Тот же Масхадов проявил нерешительность, растерянность и даже робость, когда банды террористов, прибывших в республику из самых разных стран, начали хозяйничать здесь, откровенно насаждая чуждые гордому чеченскому народу ваххабитские порядки. Это было наглядное банкротство режима…
В августе 1999 года банды вооруженных группировок под командованием Шамиля Басаева и «черного араба» Хаттаба вторглись в Дагестан, провозгласив своей целью создание единого «мусульманского государства» на Северном Кавказе. Федеральные войска осенью 1999 года разгромили экстремистов и вошли на территорию Чеченской Республики для окончательной ликвидации бандитских формирований, и почти сразу же после этого началась масштабная вторая «чеченская компания», приведшая к огромным людским потерям.
В тот момент Кадыров со своими ополченцами с оружием в руках выступил против ваххабитов и объявил Гудермесский и Курчалоевский районы Чеченской Республики «территорией, свободной от ваххабизма», отказался участвовать в новой войне с федеральными войсками. В начале второй «чеченской кампании» Ахмат-Хаджи сыграл ключевую роль в мирной передаче большинства сел и городов Гудермесского района республики под контроль федеральных сил, что сыграло большую роль в спасении многих жизни людей и населенных пунктов от разрушения.
Если мне не изменяет память, то 10 октября 1999 года указом главаря сепаратистов Масхадова Кадыров был снят с должности муфтия с мотивировкой: «враг чеченского народа», который «подлежит уничтожению». Кадыров указ не признал и объявил о неподчинении президенту «Ичкерии» …
-Конец 1999 года, - вспоминает Джамбулат Умаров, - пожалуй, был самым трагическим моментом в истории чеченского народа, когда лицом к лицу мы столкнулись с дилеммой: сохранится ли чеченский народ как этнос или часть его погибнет, в то время как остальная часть рассеется по всему миру.. Велика историческая заслуга Кадырова перед чеченским народом и его историей в драматичные 1999-2003 годы. Он осознал, что многие причины нашей трагедии в нас самих и поэтому одним из первых его шагов был вывод народа из исторического тупика. Он призвал к национальному самопознанию и различению мнимых и действительных друзей и врагов чеченского народа.
Это был человек с глубоким чувством сопричастности к судьбам своего народа, кому была знакома давящая сердце боль разочарований, боль потери близких и знакомых. Ахмат-Хаджи Кадыров стремился к истине и поэтому готов был признавать свои ошибки и призывал к этому других. На пути национального согласия он старался отличать ошибку человека, который не сумел предугадать последствия своих поступков от преступления политического авантюриста, использующего политическую борьбу для достижения своих преступных, богопротивных и мизантропических целей. Кадыров, тем самым, проявил редкие качества в среде общественных и политических деятелей.
В тот момент, когда чеченский народ оказался брошенным на произвол судьбы его бывшими «руководителями», именно Ахмат-Хаджи Кадыров предложил альтернативу катастрофе и тем самым предотвратил более тяжкие последствия для чеченской нации. Он сумел остановить на самом краю процесс скатывания чеченского народа в духовную и социально-политическую пропасть, за которой последовали бы непоправимые последствия для нашего народа как этноса. И в этом - его главная заслуга перед нынешним и будущими поколениями чеченского народа. Кроме того, первый Президент Чеченской Республики стоял у истоков инициирования и утверждения правовых, социальных и политических основ возрождения нашего народа.
Джамбулат Умаров привстает с кресла и смотрит в стеклянный купол покрывающий 32 этаж «Грозный-Сити».
-Игорь, знаешь, это может прозвучать пафосно, но именно политическая и государственная деятельность Ахмата Кадырова стала решающим фактором, консолидирующим чеченское общество. Всенародно избранный Президент Чеченской Республики проводил активную работу по переводу сложной общественно-политической обстановки на рельсы мира и созидания. Когда я говорю всенародно избранный, то не лукавлю – за Ахмада-Хаджи проголосовало почти девяносто процентов населения Чечни. Политическую модель, которую он выстроил, сформулировал и определил, достойно продолжил Рамзан Кадыров. Все те преобразования, которых достигло общество стали достойным продолжением политики мира и созидания, а Рамзан стал достойным ее продолжателем, оправдав доверие своего отца, своего народа, чьим несомненным лидером он является. Чеченский народ всегда будет благодарен Ахмату-Хаджи Кадырову, человеку, сыгравшему позитивную роль не только на российском, но и на международном уровне».
Джамбулат Вахидович тепло прощается и уезжает, оставляя меня в ночном Грозном. Гладя на сверкающий город из окна фешенебельного ресторана, сложно поверить, что вот еще 15 лет назад он лежал в руинах. И это не образное выражение - фотографии Грозного того времени вызывают в памяти немецкий Дрезден, или наш Сталингарад. Что говорить, если в 2003 году ООН назвала столицу республики самым разрушенным городом на Земле. Каково, а? Когда дом, в котором ты живешь со своей семьей, стирают с лица земли, что ты будешь делать? Те, кто пережил кошмар на Кавказе, сейчас живут в абсолютно новым городе. Все с чистого листа: даже могильные камни, напоминающие о предках, перенесены из центра города. Это совсем другая жизнь – без «классных моджахедов» Басаева и Хаттаба, бригадных генералов, перманентного ужаса войны и беспредела. Сейчас здесь совсем безопасно и мало что напоминает те события, которые стали предметом разговора с чеченскими министрам. Я осторожно поворачиваю пиалу с миндалём на стеклянном столе и думаю, что и этого могло не быть не окажись муфтия тогда в 1999 году.