В ближайшее время должны завершиться государственные испытания трех новых управляемых ракет с активными головками самонаведения, которыми будут оснащены зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-350 «Витязь». Об этом в интервью «Российской газете» обмолвился гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков.
«В ближайшее время мы должны завершить государственные испытания трех новых зенитно-управляемых ракет с активными головками самонаведения для оснащения систем С-350 «Витязь» и морских комплексов ПВО. Идут испытания зенитной управляемой противоракеты для комплекса С-500, ведутся работы по созданию других новейших средств ПВО и ПРО», — сказал дежурную фразу Новиков, отвечая на вопрос о работе над перспективными системами ПВО.
С-350 — новейший российский ЗРК среднего радиуса действия. В отличие от различных модификаций С-300, ЗРК С-400 и С-500, «Витязь» не обласкан вниманием СМИ, хотя в этом году планируется завершить его испытания. «Русская планета» попыталась разобраться, в чем уникальность новейшего комплекса и почему средства массовой информации так мало рассказывают об этом комплексе.
На замену С-300 и «Буку»
«Витязь» призван заменить С-300ПТ, первые варианты семейства С-300, которые сейчас по ряду показателей уступают более поздним образцам. Так, зона поражения самолетов С-300ПТ ограничивается 5-47 километров, а время развертывания составляет 90 мин. Разработанный в 1993 году С-300ПМУ1 с управляемой ракетой 48Н6Е способен сбивать авиацию противника в диапазоне 5-150 километров. Время на подготовку к пуску составляет 5 минут. Тем не менее, и этот ЗРК в будущем вытеснит «Витязь».
Также С-350 должен заменить комплексы средней дальности «БукМ1-2», которые были разработаны в середине 1990-х годов. «Витязь» будет одним из основных войсковых средств ПВО наряду с «Бук-М2» и «Бук-М3» НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова.
Комплексы ПВО средней дальности предназначены для обороны крупных наземных сил во время наступательных и оборонительных операций. Это оружие работает на дистанциях до 100 километров, уничтожая самолеты и баллистические ракеты, которые прорвались через первый эшелон ПВО/ПРО, за который отвечают последние образцы С-300 и С-400 (в будущем боевое дежурство будет нести дальнобойный С-500).
О новой управляемой ракете, которая сейчас проходит испытания, в июле 2016 года немного рассказал начальник Зенитных ракетных войск (ЗРВ) ВВС генерал-майор Сергей Бабаков. По его словам, ракета будет оснащена головкой самонаведения; она будет более маневренной, «меньше по размерам, и при этом реализует характеристики даже больше, чем у С-300ПС».
Открытые данные позволяют получить представление об основных тактико-технических характеристиках (ТТХ) «Витязя». Одна самоходная огневая установка вооружена 12 ракетами и способна работать в автоматическом режиме. Боевой расчет обеспечивает только подготовку ЗРК к работе и контролирует ее ход. В боекомплект будут входить ракеты средней дальности, используемые в С-400, и ракеты малой дальности. Время приведения средств системы в боевую готовность с марша составляет 5 минут.
С-350 способен одновременно поражать 16 аэродинамических (авиационная техника) и 12 баллистических (крылатые ракеты) целей. Дальность поражения составляет от 1,5 километра до 60 километров, высота поражения — от 10 метров до 20 километров. Разработчиком ракет 9М100, 9М96/9М96М, 9М96Е2 является Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» (Химки, входит в «Алмаз-Антей»).
Помимо пусковых установок (до 8 единиц), в состав комплекса входят пункт боевого управления 50К6 и одна-две машины с многофункциональной РЛС 50Н6. На всех машинах установлены шасси Брянского Автомобильного Завода колесных тягачей. Эксперты полагают, что в условиях бездорожья колеса на С-350 имеет смысл заменить на гусеничную платформу. Например,элементы «Бук-М2» выполнены на шасси ГM-569 производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод».
На стадии испытаний
Впервые С-350 был представлен публике на авиасалоне МАКС-2013, который каждые два года проходит в подмосковном Жуковском. Однако эскизные модели машин «Витязя», включая самоходную огневую установку, были продемонстрированы еще на МАКС-1999. Предполагалось, что машины ЗРК будут передвигаться на шасси КАМАЗ.
Судя по сообщениям СМИ, в конце 1990-х годов «Алмаз-Антей» в инициативном порядке работал над проектом комплекса ПВО среднего радиуса, который должен прийти на замену С-300 и семейству «Бук». Позже концерн выиграл тендер на поставку ЗРК для нужд Южной Кореи у конкурентов из Франции. Поставки Сеулу аналогов С-350 — KM-SAM на шасси КАМАЗ — начались в 2006 году.
Вероятно, что продажа корейцам новейшего комплекса вызвала долгожданный интерес у Минобороны РФ. На следующий год «Алмаз-Антей» трудился в интересах России, взяв за основу наработки в рамках проекта KM-SAM. Скорее всего, на Фрунзенской набережной поставили задачу создать ЗРК с превосходящими KM-SAM ТТХ.
Работа над «Витязем» затянулась. Сроки испытаний и серийного производства неоднократно сдвигались. Так, в сентябре 2013 году глава «Алмаз-Антея» Виталий Нескродов утверждал, что испытания С-350 завершаться в 2014 году, а в 2015 году — будет налажено серийное производство.
В июле 2015 года представитель управления пресс-службы Минобороны России Игорь Климов сообщил, что поставка С-350 начнется в ближайшее время, но этого так и не произошло. В апреле 2017 года в интервью журналу «Национальная оборона» генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антея» Павел Созинов заявил, что государственные испытания «Витязя» планируется завершить до конца 2017 года.
Логично предположить, что серийное производство С-350 будет развернуто не раньше 2018-2019 годов, а на боевое дежурство комплекс заступит только в 2020 году. По данным на 2012 год Минобороны планировало закупить 38 дивизионных комплексов «Витязя». С большой вероятностью, такой объем поставок не будет выполнен раньше 2025 года. Многое будет зависеть от того, будут ли включены закупки (и в каком объеме) С-350 в Государственную программу вооружения до 2025 года, которая сейчас активно обсуждается на самом высоком уровне.