На полигоне Ашулук в Астраханской области успешно завершены государственные испытания новейшего зенитного ракетного комплекса С-350 «Витязь». Объявление об этом сделано на уровне заместителя министра обороны Алексея Криворучко, так что можно полагать, что многолетняя – и достаточно тягостная – эпопея с созданием и внедрением этого комплекса завершилась.
Во всяком случае, заместитель главнокомандующего ВКС генерал-лейтенант Юрий Грехов уже посулил направить первый комплект в учебный центр зенитных ракетных войск Военной академии Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
А пора им уже быть в войсках. И давненько.
Что такое С-350 и для чего он нужен
В современной линейке русских зенитно-ракетных комплексов хорошо практически всё. Кроме одного. С-400 хорош в качестве оружия защиты объекта – в качестве так называемой объектовой ПВО. Но он хорош на дальних дистанциях, он под них и заточен. А вот на средних дистанциях защищаемые объекты прикрыты пока недостаточно. Особенно если речь вести о массированных атаках сразу большим количеством средств нападения, прежде всего крылатых ракет. Грубо говоря, всего ракетного потенциала С-400 не хватит, чтобы приземлить несколько тысяч «Томагавков». А пускать в массовое производство С-400 попросту дорого, да и мощь его для некоторых угроз избыточна.
Другая же «нога» объектовой ПВО России, комплексы С-300, хотя они на Западе вызывают определённую дрожь, всё же на деле считаются устаревшими. Кроме того, у них есть один важный недостаток: они неудовлетворительно перехватывают низколетящие цели на больших расстояниях. Именно низколетящие. Ведь в современных военных планах США предусматривается всеобъемлющий разоружающий неядерный удар всеми средствами воздушного нападения.
Сначала – по объектам слежения. Радарам раннего предупреждения, РЛС, затем – по средствам ПВО и ПРО. А также – по средствам РЭБ. Затем – делай с противником что хочешь. И ядерного нападения нет, так что всё вроде бы в пределах «нормы». Маленькие репетиции этой стратегии мы видели в Сирии. Там натовцы, разумеется, попросту использовали смехотворные предлоги для того, чтобы именно проверить, как оно может работать.
Иное дело, что по результатам «проверки» Запад значительно умерил свой тон и по отношению к Сирии, и по отношению к России. Ещё бы – когда большинство ракет просто насильственно приземляется средствами РЭБ противника, поневоле призадумаешься.
Но задумались, надо полагать, и в России. Несколько десятков ракет, пусть пару сотен, сбить можно. Но если их будет сразу очень много? Если потенциала зенитных ракет попросту не хватит на уничтожение всех целей?
Потому речь и зашла о том, чтобы прикрыть объекты на защищаемой территории комплексами менее дальними, но с большим количеством ракет в залпе. Например, 144 при всего двухсекундном интервале между пусками. То есть это означает 12 ракет на каждой пусковой установке, 36 ракет в залпе комплекса, 144 ракеты в залпе дивизиона. Можно сравнить с С-400, у которого на пусковой установке всего 4 ЗУР.
Ракет – два основных типа: 9М96Е2 средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения и некая, которая только разрабатывается, ЗУР малой дальности с инфракрасным наведением. Такое наведение как раз весьма эффективно против малоразмерных целей, которые никуда не могут спрятать тепловое излучение своих двигателей.
Таким образом, ПВО России получает в перспективе в дополнение комплексу С-400 «Триумф», работающему на больших дальностях (50–250 км), комплекс С-350 «Витязь», хорошо работающий на расстояниях до 60 км и малой высоте – от 10 метров до 30 километров.
Соответственно, далее уцелевшие аппараты противника будут перехватывать зенитные ракетно-пушечные комплексы малой дальности «Панцирь-С1». И тогда, надо полагать, оборона получит окончательную остойчивость, чтобы в России не было, как в Сирии, когда израильтяне оказывались в состоянии разбомбить «Панцирь».
Сложности и перспективы
Вообще говоря, это, по мнению специалистов, самое главное – комплексность системы ПВО/ПРО и её эшелонированность. То есть это система раннего обнаружения нападения из активных РЛС и пассивных РТС, затем это дальняя зона, прикрываемая истребительной авиацией, работающей прежде всего против носителей средств нападения, потом идёт дальний рубеж зенитно-ракетного прикрытия в виде С-400 (в перспективе С-500), дальше рубеж средней дальности С-350 и С-300 и, наконец, ближняя зона, где будут отстреливать последних счастливчиков «Торы» и «Панцири». Ну, и средства РЭБ, само собой. И всё, разумеется, работающее в одной системе управления и принятия решений.
Вот тогда страна будет неуязвимой. Но когда удастся это обеспечить?
Пока непонятно. Дело в том, что с комплексом С-350 и так всё очень сильно затянули, с 2007 года. Были и сложности с разработкой ЗУР, и неудачи с активными радиолокационными головками самонаведения, и, что греха таить, очень серьёзные сомнения на очень серьёзных уровнях в необходимости подобных комплексов.
Но вот теперь, похоже, сомнения и проблемы позади. ЗРК С-350, судя по результатам испытаний, уходит в серию.