Нелегитимный характер действующей киевской власти, ранее подтвержденный вердиктом Дорогомиловского суда Москвы, может быть признан таковым решением Европейского суда по правам человека. Соответствующий иск готовит в настоящее время Комитет спасения Украины (КСУ) под руководством бывшего премьер-министра этой страны Николая Азарова.
По словам Азарова, текст заявления практически готов и вскоре последует обращение в международную судебную инстанцию. «Вопрос очень тщательно изучается, поскольку он довольно непрост — надо учесть много разных нюансов», — цитируют СМИ главу КСУ. Инициаторам обращения важно, чтобы заявлениям о госперевороте было дано юридическое обоснование.
Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что жалоба КСУ в ЕСПЧ имеет перспективу.
— Сложно предсказать заранее, будет ли их жалоба признана приемлемой. Как показывает практика, 99% жалоб в ЕСПЧ со всех стран признаются неприемлемыми. Но поскольку вопрос, который будет ставить КСУ, интересный, она может быть принята, хотя это и не гарантирует положительного вердикта. Среди принятых к производству жалоб заявитель выигрывает примерно в 70% случаев. Так что их дело далеко не безнадежное.
Надо понимать, что Европейский суд принципиально ничем не отличается от других судов. В нем работают живые люди, и ждать от них абсолютно беспристрастных решений не приходится. Но поскольку они могут быть ангажированы совершенно разными вещами, неизвестно, какие именно факторы будут влиять на ситуацию в момент принятия решения.
Посмотрите, что творится на Украине. Все эти действия, наверное, одобрены Европой, но они не укладываются в нынешнюю концепцию прав человека. Поэтому когда на Украине запрещают российские сайты, озабоченность высказывает Госдеп США, а когда запрещают советскую символику, то «Эмнести Интернешнл». Ни та, ни другая организация в сочувствии России не замечена, но концепцию прав человека хотя бы внешне приходится соблюдать.
«СП»: — Но ведь Европа поддерживает киевский режим?
— Европа может захотеть подпустить какую-то «шпильку» Порошенко. Тем более, что судиться в ЕСПЧ — это долгая история. Тут важно попасть в некую политическую струю. Если это случилось, то у жалобы есть шансы быть рассмотренной и удовлетворенной. Говорю это как человек, выигравший почти два десятка таких дел. Так, что Азаров делает все правильно. Как минимум, это привлечет внимание к положению с правами человека на Украине.
Вообще, с точки зрения прав человека нынешний украинский режим — это просто позорище. И с точки зрения права на жизнь и с точки зрения права на справедливый суд и т. д. Удивляет, как страны Европы допустили его существование и поддерживают его. Хуже киевского режима только режим в Косово, где президент Тачи был замешан в торговле человеческими органами, но там не те масштабы. Поэтому надо постоянно говорить об этом европейцам.
По мнению политолога Александра Асафова, иск КСУ — это попытка бывших украинских чиновников защититься от преследования Киева.
— Иск в ЕСПЧ и, возможно, в другие международные инстанции, — это последовательная политика проводимая Януковичем и его соратниками. Они добиваются доказательства факта госпереворота и рассчитывают, если не привлечь к ответственности кого-либо, то хотя бы привлечь внимание к самому юридическому факту. Эта позиция изначально проигрышная, так как с Украиной у всех есть и дипломатические, и юридические, и иные межгосударственные отношения, которые придают ей легитимность. Поэтому иск как минимум запоздалый. Даже выигрыш по нему ничего не изменит.
Однако для самих истцов эта стратегия правильная. Они страхуются от личного преследования со стороны государства Украина за «измену родине», «нарушение целостности» и все то плохое, что на них хотят «повесить», включая суверенный долг Украины, который сейчас апеллируется в Лондоне. Киев наверняка продолжит добиваться их выдачи, чтобы осудить приговором украинского суда. Так что как личная стратегия защиты от подобных атак, такой иск эффективен.
Недаром Владимир Олейник издал пробный тираж книги под названием «Дело №…», где собраны материалы, подтверждающие факт госпереворота в Киеве в 2014 году.
Главный редактор сайта Украина.ру Юрий Кот рассказал «СП» о чем идет речь.
— Мы с Владимиром Олейником действительно собрали в одном издании все материалы, которые рассматривал Дорогомиловский суд, на основе которых он принял решение о признании юридического факта государственного переворота. Получился большой фолиант на пятистах страницах, с фотографиями, со стенограммами показаний высших государственных чиновников Украины того периода: Януковича, Азарова, Клюева, Захарченко… Тех, кто имеет непосредственную информацию.
Причем, их показания — это не просто крики в студии или эмоциональные заявления. Это все подтверждено и, более того, давалось под присягой. Они отнеслись к этому очень ответственно, так как дача ложных показаний может аукнуться любому. Они там делают серьезные заявления, начиная с того, что каждый день на киевском майдане тратилось до 20 млн долларов просто на существование протеста и заканчивая тем, что боевики готовились заранее: и на Западной Украине, и в Крыму. Указаны конкретные фамилии, адреса и т. п. Скоро любой сможет с этими доказательствами познакомиться.
В свою очередь, экс-депутат Верховной Рады трех созывов Владимир Олейник рассказал о том, какие еще юридические методы намерены использовать бывшие украинские политики для того, чтобы добиться признания событий на киевском майдане госпереворотом.
— Сейчас мы собрали свыше 15 тысяч подписей в ДНР и 11 тысяч подписей в ЛНР под обращением в ОБСЕ. Суть обращения проживающих на Донбассе граждан: требование к ОБСЕ инициировать рассмотрение Венецианской комиссией закона и постановления Верховной Рады Украины принятых в феврале 2014 года на предмет соответствия их конституции Украины. Такое право Венецианская комиссия имеет в соответствии со статьей третьей своего устава.
(Речь идет, в частности, о решениях, в которых парламентарии заявили о «самоустранении неконституционным способом» президента Виктора Януковича, назначили спикером Рады Александра Турчинова, а главой правительства Арсения Яценюка — авт.).
Собранные подписи мы планируем передать в ОБСЕ через австрийского депутата, а также через других депутатов Европарламента. Дело в том, что Австрия сейчас председательствует в ОБСЕ, которая в соответствии с резолюцией Европарламента мониторит ситуацию в зоне военного конфликта. К тому же есть несколько резолюций Европарламента конкретно по Донбассу. В том числе, о защите законности, защите прав граждан.
Венецианская комиссия по инициативе ОБСЕ должна проверить конституционность решений украинского парламента в феврале 2014 года. Причем для таких действий имеется прецедент. Они уже проверяли по требованию комитета Европарламента конституционность изменений, внесенных в основной закон Украины в 2010 году. Тогда это сделал сам Конституционный суд. Мы хотим добиться от Венецианской комиссии такого заключения.
Кроме того, мы обратились к депутатам Верховной Рады (по закону нам надо 45 депутатов), чтобы они подписали соответствующее обращение в Конституционный суд Украины. Но, к сожалению, пока ни одной подписи нет. Они побаиваются. Такое же обращение направлено уполномоченной по правам человека. Пока мы ведем с ней переписку. У нее тоже есть право обратиться в КС по вопросу защиты прав и свобод.
«СП»: — Каким может быть дальнейшая «жизнь» вердикта Дорогомиловского суда Москвы?
— Я обратился в генеральную прокуратуру Украины о внесении этого решения в реестр. В соответствии с конвенцией, подписанной Украиной и другими странами СНГ, это решение, поскольку его никто не обжаловал, является правомочным, а значит действующим, на территории Украины. Шанс на то, что внесут в реестр, существует, так как этого требует закон. Другое дело, что расследовать никто не будет, поскольку им придется вести следствие против самих себя. Но рано или поздно придет новая власть, и она будет расследовать это преступление. Процесс о госперевороте, начатый в Дорогомиловском суде, однажды закончится решением украинского суда.