Первый заместитель оборонного комитета Совета Федерации Франц Клинцевич выразил соболезнования пострадавшим в лондонских атаках, а также призвал страны Запада принять политическое решение о сотрудничестве с Россией в вопросе борьбы с терроризмом. Напомним, в ночь на 4 июня три экстремиста протаранили автомобилем толпу на Лондонском мосту, а затем набросились на прохожих с ножами. Все нападавшие были ликвидированы полицией, но до этого успели убить как минимум шесть человек, еще около 50 прохожих пострадали.
«Серия терактов в Лондоне, увы, ничего нового не добавляет к характеристике существующей реальности — миру угрожает терроризм. И нет объяснения, почему сегодня Лондон, вчера Манчестер, ранее Санкт-Петербург, а еще ранее Париж и Брюссель. Выбор объектов для ударов во многом случаен — террористы используют любую возможность для их нанесения», — сказал Клинцевич.
По мнению представителя Совфеда, каждый день промедления в вопросе выстраивания реального антитеррористического сотрудничества между разными странами, в том числе Россией, чреват новыми жертвами. «Я имею в виду не просто обмен информацией, а реальное взаимодействие специальных служб», — пояснил Клинцевич. Но для того, чтобы это стало возможным, нужно, прежде всего, «политическое решение». Однако пока такого решения нет. Вместо этого, представители НАТО и стран Запада ставят Россию едва ли не на одну ступень с терроризмом в списках угроз.
30 мая в эксклюзивном интервью французскому изданию Le Figaro президент РФ Владимир Путин призвал западные страны «перестать придумывать мифические российские угрозы», а вместо этого сосредоточиться на борьбе с терроризмом и укреплении международной безопасности.
«Перестаньте придумывать мифические российские угрозы, какие-то гибридные войны и так далее. Вы сами напридумывали, а потом сами себя пугаете и на этой основе ещё и формулируете перспективы политики», — отметил президент.
Еще в 2015 году с трибуны Генассамблеи ООН Владимир Путин предложил создать широкую международную антитеррористическую коалицию, которая, как и антигитлеровская, могла бы сплотить самые разные силы, «готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество». Но за прошедшие годы ни широкая коалиция в Сирии, ни расширенное сотрудничество между российскими и западными спецслужбами так и не было реализовано.
Теракт в Лондоне стал уже третьим нападением в Великобритании за последние два с половиной месяца. 22 марта экстремист въехал на автомобиле в толпу людей на Вестминстерском мосту, а 22 мая произошел взрыв в Манчестере на концерте певицы Арианы Гранде. После этого нападения Владимир Путин также выразил соболезнования и предложил Великобритании «нарастить антитеррористическое сотрудничество».
В Лондоне мужчина бросал в вооруженных террористов предметы, чтобы спасти прохожихГенерал-майор ФСБ в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике РФ Александр Михайлов убежден в том, что пока Запад не начнет сотрудничать с Россией не только в рамках спецслужб, но и над устранением причин возникновения терроризма, Европу и дальше будут сотрясать теракты.
— Для начала хотелось бы отметить, что подобные заявления нужно было делать не только сейчас, но и, например, после недавнего теракта в Афганистане, где погибли 90 человек, а пострадали гораздо больше. Такой подход, в рамках которого Запад мы считаем «своим», а восточные страны — нет, во многом и приводит к террористическим атакам. «Международная общественность» разделила мир на своих и чужих, и очень выборочно выражает свои соболезнования.
И когда Франц Клинцевич говорит о необходимости сотрудничества с Западом в борьбе с терроризмом, я бы добавил туда и Восток, потому что восточные страны страдают от террористических угроз не меньше, если не больше, чем западные. Пока мы не наведем порядок в местах условного массового скопления террористов, победить это явление не удастся.
Но Европа считает, что если она оградила себя некими формальными признаками безопасности, она находится вне зоны досягаемости террористических атак. Мы неоднократно говорили о необходимости совместных усилий по наведению порядка в Афганистане, в Сирии с точки зрения уничтожения террористических группировок. Но Запад живет двойными стандартами, потому что такие действия российского руководства они воспринимают как враждебные ни в отношении террористов, а в отношении самого Запада.
«СП»: — Сотрудничество с Россией помогло бы снизить уровень террористической угрозы?
— В этом моя точка зрения совпадает с мнением Франца Клинцевича. Пока мы не возьмемся за обеспечение международной безопасности вместе, Запад будет страдать от террористических атак в первую очередь. Даже в большей степени, чем Россия. Потому что мы живем в условиях террористической готовности последние 25 лет, а они только входят в это состояние.
И, несмотря на все это, они ведут себя как дети, которые закрыли глаза ладошками и считают себя в безопасности. Если мы не возьмемся сообща за борьбу с международным терроризмом, Европа будет постоянно сотрясаться от взрывов и различного рода террористических проявлений. Но, к сожалению, пока мы не нашли поддержки на Западе по вопросу совместной борьбы с экстремизмом на Ближнем Востоке.
«СП»: — То есть совместная борьба с терроризмом должна заключаться не столько в выявлении террористических ячеек в Европе, сколько в устранении истоков этих угроз?
— Именно так. Но я бы расширил этот тезис — нужно устранять не только сами угрозы, но и условия их появления. А условия, к сожалению, не устраняются. Мы говорим о том, что есть террористическая угроза на Ближнем Востоке, которая начинает постепенно перемещаться в сторону Западной Европы. В составе беженцев в Европу прибывает множество людей, которые представляют собой «спящие» террористические ячейки.
Но ведь вопрос заключается в другом. Значительная часть терактов совершается уже практически натурализованными людьми, приехавшими с Ближнего Востока. Многие из них имеют подданство и гражданство тех стран, куда они приехали. Часто они даже являются мигрантами не в первом поколении. Тем не менее, они все равно начинают в какой-то момент осуществлять террористические акты.
Значит, дело не только в том, из каких они стран. Есть более глубокие причины, которые заставляют людей, даже родившихся в Европе, осуществлять теракты. Вопрос в идеологических подходах, морально-нравственных принципах, которые сегодня исповедуются на Западе и никогда не будут приняты выходцами с Востока. Все значительно глубже, чем считается у нас. Мы привыкли говорить, что американцы разворошили осиное гнездо на Ближнем Востоке, и из-за этого все началось.
«СП»: — Это не так?
— Это лишь один из факторов. Главный же момент в том, что сама политика западных стран, направленная на физическое устранение неугодных режимов приводит к тому, что люди начинают бежать в Европу от действий, которые осуществляют, в том числе, американцы на Ближнем Востоке. Как говорил наш президент: «Вы сами-то поняли, что вы сделали?» Действительно хочется спросить, понимают ли они, к чему приводит их политика на Ближнем Востоке. Похоже, что они до сих пор этого не осознали, и это самое страшное.
За прошедшие годы мы во многом научились бороться с необузданным терроризмом. Но на Западе не только не устраняют эту угрозу, но и постоянно пытаются ее простимулировать. Многими своими действиями они ставят в опасность жизни своих граждан. Выходцы с Востока не могут принять те стандарты и образ жизни, который сегодня пропагандируется на Западе. Отсюда все и идет.
Поэтому Франц Клинцевич совершенно прав, когда говорит о необходимости совместных действий, работы спецслужб. Но даже если бы это было сделано, мы смогли бы устранить только очаги терроризма, но не его причины, морально-нравственные основы. Они, в первую очередь, борются против самого западного образа жизни. Пока на Западе этого не осознают, переломить ситуацию не удастся.
Напоследок напомню то, с чего мы начали разговор — мало кто выразил соболезнования Афганистану, где погибли почти сто человек. Получается, международное сообщество разделило людей на первый и второй сорт. И люди, которые погибают там от рук террористов, это «второй сорт», который не заслуживает сострадания.
Такое отношение порождает еще большую озлобленность, но об этом мало кто говорит. Можно потушить очаги терроризма, совместно выявлять ячейки и сети. У нас так и считается — убили террористов, и хорошо. Но то, что если не устранить морально-нравственные причины этого явления, на смену каждому террористу придут еще пять, к сожалению, не учитывают.