«Мы не поставляли турбины в Крым и выполняем все ограничения по экспортному контролю», — тяжело вздыхая, сообщил пресс-секретаря Siemens AG Михаэль Фридрих. Иначе пришлось бы признать, что накануне саммита G20 германское оборудование все-таки пришло на полуостров в обход санкций Евросоюза.
Но как же тогда быть с разлетевшимися по соцсетям крымскими видеозаписями, где отчетливо видны волне конкретные энергетические агрегаты? Эксперты подтверждают: это турбины, произведенные именно компанией Siemens.
Информацию о поставках подтвердило информационное агентство Reuters. Якобы, Россия смогла наконец-то доставить немецкие турбины в Крым, проигнорировав санкции ЕС. Речь идет о турбинах модели SGT5−2000E, указывает агентство.
Еще в мае первый заместитель министра энергетики России Алексей Текслер признавал, что строительство Симферопольской и Севастопольской ТЭС ведется с отставанием от графика. «Действительно некоторое отставание есть по понятным, объективным причинам. Это все, что я сейчас прокомментирую. Я понимаю тот интерес, который вы формулируете». Демонстративно обрывая вопросы журналистов, Теслер заявил, что Крым не испытывает дефицита электроэнергии. «Вы ощущаете дефицит? Сейчас нет дефицита».
Ровно месяц назад министр энергетики РФ Александр Новак подтвердил: запуск первых блоков Симферопольской и Севастопольской ТЭС может состояться с серьезным отставанием от намеченных сроков. Первую очередь электростанций — два блока парогазовых установок мощностью по 235 МВт каждая — планировалось ввести в эксплуатацию к сентябрю 2017 года. Теперь глава федерального ведомства огласил новые и очень неопределенные сроки. «Уже в 2018 году. Ближе к началу 2018 года», - сообщил Новак.
Запуск Симферопольской и Севастопольской ТЭС имеет стратегическое значение для энергетической независимости Республики Крым. Именно для «запитки» этих станций проложен «путинский газопровод» по дну Керченского пролива. Спасительный энергомост из Кубани обеспечивает электричеством только бытовые потребности крымчан и социальную сферу республики. Промышленность до сих пор на голодном пайке.
Новые теплоэлектростанции дадут мощный толчок развитию индустрии. Однако еще полгода назад гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов признавал, что подрядчик строительства не успевает ввести первые блоки ТЭС в срок. Причина — из-за западных санкций заморожены контракты по турбинному оборудованию.
По словам Чемезова, российское руководство планировало заключить контракт на поставку турбин с Ираном. Однако этот вариант тоже оказался проблемным. Тегеран не имеет собственной технологии выпуска газовых турбин средней мощности. Там могут выпускать турбины подобного типа по лицензии глобальных инжиниринговых фирм или приобрести их у иностранных производителей. Но иностранные компании отказались поставлять оборудование на «оккупированный» полуостров.
Казалось, правительственные планы по строительству в Крыму двух электростанций стоимостью в 1,3 млрд. долларов находятся под серьезной угрозой. По проекту предполагалось установить газовые турбины немецкого концерна Siemens. Хотя немцы неоднократно отрицали подобную возможность. Сегодня получилось, что корпуса станций поднялись, инфраструктура готова, а турбин нет. «Спустя два года после решения о проекте Россия столкнулась с препятствием из-за санкций, запрещающих поставку европейских и западных технологий в Крым», — не скрывали удовлетворения источники Reuters.
— Электростанции строили под турбины Siemens, — как особого авторитета, агентство процитировало «народного мэра Севастополя» Алексея Чалого. — Я в 2014 году предупреждал, что будут проблемы. В России за двадцать с лишним лет утрачена способность производить турбины такой мощности… Мне было понятно, что это может кончиться плохо. Оно и кончилось плохо…
Был еще один вариант для России — использовать турбины, купленные до введения санкций. «Даже если полный набор найдут, потребуется участие производителя для того, чтобы они заработали, что потенциально чревато нарушением санкций… Должен приехать человек от производителя с флешкой и ноутбуком и запустить. Это невозможно будет скрыть», — разводили руками западные эксперты.
На самом деле, никто и не думал ничего скрывать! Очень похоже, российская сторона сама организовала информационный вброс о том, что газовые турбины наконец-то доставлены на площадки Крыма. Если конкретней: на полуостров доставлены два агрегата из четырех. Еще пару привезут до августа. Других подробностей не сообщают.
Независимые источники уточнили, что турбины изготовлены на совместном предприятии немецкой компании и питерского ПАО «Силовые машины». На определенной технологической стадии их частично переделали заводчане «Ростеха». Поменяло автоматику предприятие ЗАО «Интеравтоматика». Там у Siemens миноритарная доля больше 45%, а российские спецы давно имеют все ключи к протоколам газовых турбин Made in Germany.
Получается, это теперь другой продукт. Степень модернизации столь велика, что агрегаты уже не могут носить имя прежнего производителя. Во всяком случае, никто не имеет официальных поводов обвинить Siemens в нарушении санкций.
Тем более, запуск вполне обойдется без технической поддержки сумеречного тевтонского гения. Модель SGT5−2000E отлично известна в России, является прекрасно зарекомендовавшим себя надежным механизмом. Такая себе «рабочая лошадка», воплощение многих десятилетий опыта. Наши монтировали ее множество раз, есть достаточное количество отечественных техников, давно и во всех подробностях освоивших монтаж и обслуживание. Если конкретней: обслуживанием будет заниматься все тот же «Ростех».
Чтобы не было лишних попыток помешать процессу, Минэнерго планирует ограничить доступ иностранных производителей к данным об эксплуатации их оборудования в РФ. «Прямого доступа к турбине у них не должно быть», — однозначно констатирует замглавы ведомства Андрей Черезов. До сих пор западные партнеры получали прямой доступ к данным о работе турбин. Теперь данные будут собираться российской стороной и только после обработки отправляться за рубеж.