Массовые шествия молодых неонацистов и ветеранов «Ваффен-СС», которые регулярно проходят Латвии, Литве и Эстонии, могут стать поводом для лишения этих стран значительной финансовой поддержки со стороны ЕС. Наказать прибалтов за пропаганду и героизацию нацистской идеологии предлагает группа депутатов Европарламента.
Все они члены одной фракции — «Европейские объединённые левые/Лево-зелёные Севера» (GUE/NGL). И их не устраивает, что Брюссель закрывает глаза на рост профашистских настроений в Европе. Причем, не только в Прибалтике, но и на Украине.
Поэтому к началу осенней сессии депутаты готовят резолюцию, в которой предложат коллегам по Европарламенту потребовать от властей Латвии, Эстонии и Литвы запретить акции радикалов. В противном случае призывают ввести санкции против этих стран, лишив их денег из европейских фондов.
Как пояснил «Известиям» член фракции и зампредседателя комитета ЕП по взаимоотношениям с Россией Йиржи Машталка, даже в случае, если инициатива не будет поддержана, она станет «заметным политическим жестом». Поскольку тем, кто откажется её принимать, «будет необходимо обосновать свою позицию и объяснить, почему они не видят угрозы в нацизме».
Всё это, конечно, замечательно. Не совсем понятно только, почему европейские депутаты до своей антифашистской инициативы «созрели» только сейчас?
Ведь гитлеровские недобитки маршируют в Прибалтике совершенно открыто и с позволения местных властей лет двадцать пять уже. И не просто с позволения — престарелые эсэсовцы фактически там под государственной защитой.
Да и захочет ли Европа, которая сегодня снимает пропагандистские антироссийские ролики о так называемых «лесных братьях», а украинских необандеровцев считает лишь «издержками» молодой демократии на Украине, вообще обсуждать эту тему?
— В любом случае, сама по себе эта инициатива хорошая, — уверен президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», политолог Алексей Кочетков. — А раньше не обращали внимания на эти марши, потому что в самой Европе ничего подобного не происходило.
Что такое эта Прибалтика для Запада? Это где-то на периферии. Поэтому было неинтересно. Это — рассуждали там — проблемы русских, которые в Прибалтике проживают. Это русская пропаганда. У нас, в Старой Европе, — в Германии, во Франции, в Бельгии, Голландии, Италии — ничего подобного нет. И быть не может.
Литва? Да где это? Мало кто на Западе знает, где эта Литва, где эти Латвия с Эстонией?
Сейчас ситуация резко изменилась. С наплывом мигрантов начало расти ультраправое движение в странах Западной Европы. И получилась очень интересная коллизия. Ультраправые вдруг стали говорить: «А почему нам нельзя, а каким-то латышам, эстонцам, литовцам — можно? У нас же равноправие?» То есть, если тем можно, этим — тоже. Так ведь?
В этом как раз ловушка, в которую Европа и угодила. Помогая и потворствуя прибалтийским нацистам, они открыли «ящик Пандоры». Открыли путь собственным нацистам. И теперь необходимо с этим что-то делать.
Потому, собственно, депутаты и проснулись. Раньше ведь они, действительно, на это особого внимания не обращали. Хотя это их непосредственная работа. Их идеология — бороться с нацизмом, фашизмом, неонацизмом. Это первый момент.
Второй. Раньше прибалты проводили свои марши не так откровенно. Они все же стеснялись. Сейчас в открытую ставят памятники гитлеровским палачам. В Литве, например, возвели монумент и посмертно наградили одной из высших государственных наград Виктораса Витаускаса-Сайдокаса - человека, который непосредственно участвовал в каунасском еврейском погроме. И лично — собственными руками — обезглавил местного раввина.
«СП»: — Но это прямое поругание Холокоста, за что дают тюремный срок в приличных странах Европы…
- Это вообще за гранью. Дальше уже просто некуда. Но такие случаи не единичны. И поэтому если не положить им конец, или, по крайней мере, не отправить сигнал, то прибалты слишком далеко могут зайти. До новых погромов — один шаг остался. Некоторые латвийские парламентарии уже призывают депортировать русских.
То есть, «болезнь» настолько далеко зашла, что уже никак на нее не реагировать европейцы не могут. И хорошо, что хотя бы парламентарии об этом заговорили. Их не интересует проблема апатридов, но хотя бы пусть заинтересует проблема неонацистов.
«СП»: — А до санкций-то дойдет дело?
— Думаю, будет говорильня. Собственно, для этого и существует Европарламент — для того, чтобы выпускать пар. Это орган, который ничего никогда не решил. Как всегда, просто пообщались… поговорили… осудили… высказали мнение…
Но я надеюсь, что это может дать импульс более широкому движению. В конце концов, тут могут подключиться и национальные правительства. В любом случае — это позитивно. Хотя ждать реальных результатов пока не приходится.
«СП»: — Почему все же?
— Не стоит забывать, чьей «клиентурой» являются прибалтийские страны. Это «клиентура» американская. И у европейцев руки коротки.
Я напомню, что американцы назначили в свое время президентом Литвы бывшего немецкого карателя Валдаса Адамкуса. Этот человек не просто носил форму нацистов, он участвовал непосредственно в экзекуциях — в массовом уничтожении тех же самых евреев. После этого всю жизнь проработал в ЦРУ. А когда понадобилось усилить позиции США в Литве, его просто назначили президентом. И ничего. Никто не поморщился.
Так что и сейчас американцы «своих» в обиду не дадут. Им рост нацизма в Европе выгоден. Им нужно разжечь пожар на наших границах. Нужно нас постоянно провоцировать.
Но хорошо, что у нас теперь даже среди «левых» появляются хотя бы ситуативные союзники. Это позитивно. Хотя и не принесет в ближайшее время заметных результатов.
Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв тоже считает, что резолюция не будет принята:
— Ее сочтут слишком радикальной. В конце концов, фракция «левых» и «лево-зеленых» считается, скажем так, не совсем системной. Как «крайне правые» считаются несистемными, так и «крайне левые».
На самом деле, представители этой фракции и раньше обращали внимание на то, что происходит в Прибалтике. Но после того, что произошло на Украине, на это стали обращать большее внимание.
Прибалтику, я думаю, все же накажут. Только не за нацистские марши. А за нежелание принимать беженцев, за расточительность в тратах средств, выделяемых из Брюсселя. Финансирование им абсолютно точно срежут. Просто потому, что у ЕС денег сейчас не хватает. А Латвия и Литва с Эстонией «кушают» непропорционально много.
А то, что евродепутаты встрепенулись только теперь, связано, скорей всего, с тем, что происходит на Украине. Хотя, если сравнивать с тем ужасом, который творится в «незалежной», в Прибалтике все выглядит более-менее цивилизованно — если это слово здесь, в принципе, уместно.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— В Прибалтике все-таки не убивают и даже бьют редко. Там совершенно скотское законодательство. Но до прямого насилия все-таки дело не доходит.
А так, в Евросоюзе подход к проявлениям нацизма и неонацизма в Прибалтике такой, что это болезнь роста. И когда-нибудь они все переболеют «детской болезнью правизны в антикоммунизме».
А то, что им «по шапке» не дают, и не пресекают регулярные вылазки гитлеровских пособников, воспринимается как знак согласия. Как то, что все это делать можно. Поэтому продолжать будут в том же духе.
«СП»: — А лидеры ЕС будут старательно по-прежнему обходить стороной эту тему? Они так уверены, что зло, которое 75 лет назад с такими жертвами, с таким трудом победили, не сможет вернуться?
— Пока все-таки в большинстве европейских стран возрождение нацизма не просматривается. Поэтому Прибалтика здесь некое исключение из правил.
Но и так же на это закрывают глаза, потому что Латвия, Литва, Эстония играют роль форпоста против России. А, как известно, если ты выступаешь против РФ, то с точки зрения очень многих европейских политиков — таким позволено все. Или почти все…
Единственный спорный вопрос: можно ли убивать? Но в Прибалтике и не убивают. То есть, эту главную черту не переходят. Это к Украине есть некоторая брезгливость на Западе. К прибалтам — нет. Потому что черту они не переходят.
При этом я напомню, закон о запрете коммунистической символики, который принят не только в Прибалтике — он есть так же в Венгрии, Польше, на Украине и еще в ряде стран, — вообще-то, приравнивает серп и молот к свастике.
«СП»: — Но не дойдем ли мы так до того, что в конечном итоге и Гитлера признают борцом за европейскую демократию?
— Все-таки — нет. Потому что проигравших не любят. А Гитлер — проиграл. Я не думаю, что его поднимут даже в Германии и Австрии на щит. До этого не дойдет. Но в какой-то смягченной форме что-то, боюсь, вполне возможно.
Эксперт ИАЦ МГУ по странам Балтии, процессор Исторического факультета Сергей Рекеда напомнил, что на протяжении уже многих лет необходимость борьбы с героизацией нацизма в странах Балтии в Европарламенте отстаивает Татьяна Жданок, первый русский евродепутат, сопредседатель партии «За Права Человека в Единой Латвии».
— Я думаю, что она поддержит коллег в этом начинании. Потому что, конечно, проблема эта есть. И обходить ее молчанием невозможно. Другое дело, что со стороны ЕС традиционно уже закрываются глаза эта эту проблему.
Когда Прибалтика вступала в Евросоюз, говорилось, что она станет полноценной частью Европы и проблема растворится. Потому что уйдут на второй план все прошлые страхи прибалтов. Но этого не произошло. А после начала украинского кризиса проблема еще больше обострилась. Потому что Украина пошла по прибалтийскому пути верификации нацизма в своем украинском исполнении. И действовала во многом по прибалтийской модели, которая была еще раньше опробована — сразу после распада СССР.
Но, к сожалению, большой перспективы у такой резолюции я не вижу. Потому что, смею предположить, достаточного количества голосов в Европарламенте она набрать не сможет.
Но сам документ — это дополнительный толчок к дискуссии вокруг проблемы. И, конечно, демонстрация альтернативной точки зрения. Очень важно показать, что в Европе точка зрения на эту проблему не единая. И есть разумные, холодные головы, которые понимают, какую угрозу несет миру героизация нацизме вообще и в Прибалтике — в частности. Потому что героизация нацизма — общая характерная черта для националистов Восточной Европы.