Материал комментируют:
Александр Шпунт
Павел Салин
Владимир Путин заявил, что подумает, будет ли он баллотироваться на пост президента в 2018 году. Такой вопрос главе государства задал один из жителей села Черёмушки в Бурятии, который в режиме видеосвязи принял участие в совещании по вопросам ликвидации пожара в регионе. «Подумаю, спасибо», — сказал российский лидер.
Владимир Путин уже не раз отвечал уклончиво на столь волнующий журналистов и часть общества, вопрос. Между тем, до президентских выборов остаётся 8 месяцев. И затянувшаяся неопределённость начинает напрягать даже окружение ныне действующего президента.
— Я считаю, что вопрос о президентском сроке, скорей всего, был постановочным, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. — Но далеко не факт, что постановка была сделана по указанию или с ведома лично Владимира Путина. У меня складывается ощущение, что весь политический класс в России начинает нервничать. Им надоела неопределённость с тем, пойдёт ли Путин на новый срок. И они пытаются уровень этой неопределённости снизить.
Весьма показательна была встреча президента с одарёнными детьми из центра «Сириус». В ходе встречи дети несколько раз спрашивали в разной форме о том, пойдёт ли он на новый срок. Это выглядело достаточно искусственно. Один вопрос мог быть задан и спонтанно. Но сразу несколько — вряд ли. Всё это попахивало постановкой и тем, что организаторы встречи были заинтересованы в том, чтобы Путин «проговорился».
А в интересах самого Путина — держать интригу как можно дольше, даже вне зависимости от того, идёт он на новый срок или нет. Думаю, что при любом раскладе Путин хотел бы сохранить своё влияние во внутренней политике страны. Для этого необходимо поддерживать интригу. Поэтому нынешний его ответ мало отличается от предыдущих высказываний на эту тему. Разве что чуть более конкретный.
«СП»: — Когда же мы услышим уже совсем конкретный ответ?
— Это будет зависеть от того, будет ли выбран сценарий «преемник» или сценарий «нового срока». Если первое — решение будет обнародовано чуть раньше, чтобы было время на раскрутку преемника. Если второе (что наиболее вероятно) решение будет обнародовано в октябре-ноябре этого года.
В любом случае неопределённость в этом вопросе пока лично Путину только в плюс, и он будет сохранять эту ситуацию.
«СП»: — Возможно ли повторение сценария, который был использован при приходе к власти самого Путина, когда кандидатом в президенты стал малоизвестный человек? В данном случае появление нового человека могло бы быть использовано российской элитой, чтобы смягчить отношения с Западом, где на Путина накопился «негатив».
— Действительно, власть оказалась в сложной ситуации. Насколько я понимаю, Путину самому не очень хочется идти на новый срок. С другой стороны, у него всё меньше пространства для манёвра. При этом Путин становится всё большим конкурентом самого Путина. То есть против него играет та усталость, которая накопилась в обществе от «несменяемости элиты» в последние полтора десятка лет. Поэтому вполне возможно, что власть попытается сыграть на эффекте новизны и предложит россиянам выбрать молодого неизвестного технократа. При этом во власти прекрасно понимают, что популярность Алексея Навального в определённых оппозиционных кругах связана не с его программой и личными качествами руководителя, а с тем, что его стиль поведения кардинально отличается от тех, кто сегодня олицетворяет власть. Точно так же в своё время был эффект новизны у Горбачёва. На фоне брежневского Политбюро он выглядел человеком из иного мира. Да, и сейчас есть запрос на новизну, обновление визуального ряда власти. Такой вариант тоже рассматривается в экспертной среде, звучит фамилия нынешнего губернатора Тульской области Алексея Дюмина, как одного из наиболее вероятных преемников Путина, если данный сценарий вообще будет задействован. Многое ещё будет зависеть от того, какую власть выберет стратегию после осознания, что противостояние с Западом всерьёз и надолго. Раньше оставались надежды, что всё рассосётся через пару-тройку лет.
Налаживать отношения с Россией без кардинальных уступок с её стороны Запад всё равно не будет. Другое дело, что в России всегда роль личности во власти была больше чем на Западе. Там очень важны неформальные институты власти, мы этого до конца не понимали, поэтому так переоценили избрание президентом Дональда Трампа. А в России, как это уже не раз бывало, каждый сильный лидер подстраивает систему под себя. Локальное улучшение отношений с Западом может быть, если там увидят, что новый лидер России ориентирован на обновление системы, хотя бы в плане персоналий власти. В любом случае, это будет не Навальный, и не человек его типа. Это может быть только выходец из системы, но не факт что в какой-то момент он эту же систему и начнёт строить под себя, как это делал и сам Путин.
Лично у меня есть ощущение, что окончательного решения, кого выдвигать президентом от власти ещё не принято.
Говорит генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт:
— До выборов президента осталось 8 месяцев. И если приходится размышлять на тему, кто же будет президентом, то значит, что в стране намечается политическая катастрофа. Напомню, президентская кампания в США началась за 597 дней до даты выборов. Там, конечно, другая выборная технология, большое поле для дебатов. Но и всё же наиболее приемлемо для любой страны, когда за год до выборов главы государства уже понятно, кто будет выдвигаться на них.
Я уверен, что решение о том, что Владимир Путин пойдёт на новый президентский срок, было принято в начале этого года. До этого срока, пожалуй, шли какие-то дискуссии внутри элиты. В частности, обсуждался вариант выдвижения Валентины Матвиенко, как этакого президента-дублёра. Нечто подобное мы проходили в 2004—2008 годах, когда формально лидером страны был Дмитрий Медведев, но все понимали, что на основные решения сильно влияет Владимир Путин. Но сейчас, я думаю, все точки расставлены.
«СП»: — То есть вариант неожиданного появления малоизвестного преемника исключён?
— Сейчас ситуация совсем иная, чем была в 1999 году. Тогда Ельцин понимал, что общество хочет, чтобы он ушёл. Сейчас же рейтинг у Путина такой, несмотря на все сложности, что просто нет смысла подтасовывать результаты выборов. И так понятно, что победит Путин, и большая часть общества выступает за то, чтобы он остался. В таких условиях даже с точки зрения политтехнологии гораздо сложней заставить общество поверить, что гипотетический преемник будет лучше Путина, и за него стоит голосовать.