Украинский оператор газотранспортной системы (ГТС) «Укртрансгаз» может столкнуться с техническими проблемами в прокачке газа. Об этом заявил министр энергетики Украины Игорь Насалик. По его словам, бестолковая политика «Нафтогаза» может негативно отразиться на подготовке Украины к зиме, а транзит российского газа в Европу и вовсе окажется под угрозой: «это будет катастрофа».
Причина — в нежелании «Нафтогаза» инвестировать в развитие газотранспортной системы Украины якобы из-за рисков, которые влечет за собой строительство Россией газопроводов в обход Украины. Мол, раз газ пойдет мимо - то чего и нам в инфраструктуру вкладываться? В итоге ситуация может стать катастрофической, по словам министра.
«Я считаю нелепой политику Нафтогаза относительно транспортной системы. Они для себя ее уже зачеркнули и не рассматривают в 2019 году», - заявил Насалик в интервью «Первому национальному телеканалу» Украины. «С такой позицией Нафтогаза мы можем дойти до того, что Укртрансгаз может быть технически не готов к прокачке газа. А последние решения, которые были приняты, в том числе США, относительно санкций к России и «Северному потоку-2», где блокируется это строительство, оно дает акцент как раз на украинской ГТС», - добавил министр.
Конфликт вокруг газотранспортной системы Украины начался после того, как Министерство экономического развития и торговли Украины взяло на себя функции управления «Укртрансгазом», дочкой «Нафтогаза» - менять состав правления, утверждать финансовый план и так далее. Прежде дочерняя компания была более независимой от основной структуры. Ранее компании действовали каждая на своем поле: «Нафтогаз» - трейдер, «Укртрансгаз» - оператор. В итоге переподчинения «Нафтогаза» Министерству сложилась ситуация, которая спровоцировала конфликт между руководством двух компаний. Например, «Нафтогаз» мог снизить финансовый порог для сделок «Укртрансгаза», притом без согласования с акционером. Или не подписывал акты, которые «Укртрансгаз» готовил для подачи заявлений в суды по истребованию задолженностей с нерадивых потребителей.
За отказом «Нафтогаза» инвестировать в украинскую ГТС кроется опасение, что транзит российского газа через Украину может прекратиться вовсе. «Газпром» действительно увеличил поставки российского газа в Европу через «Северный поток» - за счет снижения объемов газа, идущего через территорию Украины. По мнению «Газпрома», северный маршрут более выгодный — так цена на газ получается заметно ниже, поскольку украинцы любят задирать цены на транзит газа. Российская сторона не раз высказывала претензии Украине по поводу необоснованно высоких тарифов за транзит, и, как итог, стала планировать маршруты в обход этой страны.
После строительства «Северного потока-2» необходимость вести дела с несговорчивым соседом и вовсе отпадет. Как результат — крупнейшая ГТС в Европе превратится в кучу металлолома. Опасаясь такого развития событий, Украина ходит по европейским и американским кабинетам и пытается воспрепятствовать реализации проекта.
«Мы четко выразили свою позицию о недопустимости «Северного потока-2». Они с пониманием отнеслись к нашей аргументации, и мы будем дальше продолжать наш диалог, ведь без нашего согласия этот проект не должен происходить. Более того, мы не только критикуем и блокируем этот политически мотивированный проект, а мы и предлагаем. Мы предложили возможность создания международного консорциума на основе нашей газотранспортной системы», - заявил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев в эфире «5 канала».
Украина заняла крайне странную позицию. Вместо того, чтобы снизить цены на транзит газа и сотрудничать к взаимной выгоде с Россией в газовой сфере, Киев торгуется, подает на Россию в суды а потом удивляется, почему российский «Газпром» выбирает иные маршруты для поставок газа. Рынок, господа — чего вы хотели? Только вот добиваться своего рыночными способами Украина не желает, избрав путь шантажа и угрожая сорвать строительство «Северного потока-2». При этом Украина сделает хуже лишь себе: газ до Европы дойдет в любом случае, с Украиной или без, а вот будет ли нужна кому несговорчивая страна, впадающая в истерики, единственной ценностью которой было выгодное положение между Россией и Европой — большой вопрос.